Ожидание и реальность

Очень часто заказчик не является профессионалом в том, что заказывает. Он не может оценить качество конечного результата, и нередко на его оценку больше влияет качество процесса взаимодействия. Ещё мы все сравниваем ожидания и реальность, а так как заказчик не профи, то ожидания могут быть очень далеки от реальности.

Ожидание и реальность

История. Человек обратился в клинику, когда практически перестал ходить. Врач сказал, что решит проблему и бросил неосторожно «вы ещё у меня танцевать будете». После этого светило мирового уровня провёл сложнейшую операцию, которую выполняют всего несколько хирургов в России. Человек снова может ходить, и это отличный результат, с точки зрения врача. Но пациент остался недоволен — он ждал, что подвижность будет больше, чем просто ходить. А ещё он остался впечатлён тем, как плохо с ним разговаривала санитарка.

В этом примере разошлись и ожидания от результата, с самим результатом, и качество процесса получения услуги было неудовлетворительным. Частично это следствие неразрешённого классического конфликта между тем, как исполнитель оценивает качество и ценность результата, и как его видит заказчик. Часть решения этого конфликта – пересмотреть понятие результата, и включить в него и удовлетворение ожиданий, и взаимодействие в процессе.

Ожидания

Необходимо не просто заранее выяснять ожидания заказчика, нужно их самостоятельно формировать и относительно результата, и относительно процесса. И тогда разрыв между ожиданием и реальностью можно спланировать в нашу пользу. Мы можем сознательно формировать ожидание меньше, чем собираемся сделать.

Автосервис, который без предупреждения моет машину после основной услуги, удивит и оставит более приятное впечатление, чем тот, что включает в оферту фразу «мойка машины в подарок». Более того, во втором случае, когда мне плохо помыли машину, я ещё и осталась разочарована автосервисом. Казалось бы, дарёному коню в зубы не смотрят, и чистая машина вообще не была целью моего посещения, но плохо помытую машину я вижу, а поменянное масло — нет.

Если мы знаем, что заказчик не может оценить результат, то мы должны ему в этом помочь. Например, самостоятельно предоставив ему показатели хорошего результата. Если для кого-то сейчас актуальна эта тема, то можем вместе подумать над показателями в комментариях.

В другом медицинском центре (санатории) на каждого гостя заполнялся дневник с измеряемыми параметрами, на которые должно было повлиять лечение. Дневник заполнялся каждые несколько дней, и пациент видел прогресс, даже если не мог его самостоятельно оценить.

Процесс

Прежде чем можно будет сказать, что сделка состоялась и результат получен, состоится несколько касаний с клиентом. Упростим всё до трёх этапов. Первый – продажа, второй – выполнение условий, третий – передача результата. На первом этапе продавцу нужно продать, и он старается как может. Хотя это ещё не значит, что там всё гладко, но как минимум, про этот этап сложно забыть. Процесс передачи результата тоже более или менее «интересный», в этот момент часто передаётся часть или вся оплата.

А вот про процесс выполнения условий забыть проще всего. Возможно, так происходит потому, что в идеальной картинке на этом этапе взаимодействие вообще не требуется. Но Мёрфи случается, и взаимодействовать приходится. Иногда нужно что-то уточнить у заказчика, иногда заказчик сам что-то хочет уточнить. Если в этот момент заказчика после эмпатичного продавца переключают на технаря-интроверта, или после высококвалифицированного хирурга — на угрюмую санитарку, то у заказчика может случиться когнитивный диссонанс. Причём этот разрыв мы создали полностью сами.

Ещё этот этап удобен для подтверждения и корректировки ожиданий. Есть ситуации, когда клиент предпочтёт, чтобы его не трогали, но иногда периодическое напоминание о себе может пойти на пользу. Кому-то могут подойти уведомления «мы уже выполнили такую-то часть работы», «всё идёт по плану», «ваш заказ запущен в работу», «мы укладываемся в срок». А если мы все-таки срываем срок, то узнать об этом заранее всё равно приятнее, чем в момент, когда срок уже сорван.

Бонус-трек

Пример снова из медицины, возможно, это оттого, что я сейчас болею. Знаю, нас таких сейчас много, так что всем здоровья!: ) Неожиданное решение, направленное на удовлетворение ожиданий — на первичный приём отправлять не к специалисту, к которому необходимо попасть пациенту, а к неврологу.

Первоклассный специалист иногда может определить проблему по тому, как пациент зашёл в кабинет. Казалось бы – цель достигнута, проблема найдена и к тому же очень быстро. Но как это видит пациент: «на меня потратили меньше 10 минут! А я ого-го сколько заплатил за приём, а врач на меня даже не посмотрел, ничего мне не дал рассказать, выписал направление, сказал как лечиться и всё!»

Оказалось, что для заметной части пациентов (специфика конкретного отделения, а не медицины в целом) одна из важных потребностей – поговорить и выговориться. На первичный бесплатный приём посадили невролога, с которым можно просто поговорить. А сразу после него пойти к профильному специалисту. Можно сказать, что в этом кейсе просто неправильно изначально определили потребности клиента. Но для меня это пример того, что потребности, относящиеся к процессу получения результата, а не к самому результату, часто остаются без внимания.

Фокус

Формировать ожидания клиента и от процесса, и от результата. Следить за качеством коммуникации на всём пути.

Мой канал с уведомлением о новых заметках и короткими заметками, которых здесь не будет

2828
2 комментария

Я вспомнила историю как парень (сам руководитель проекта) кайфовал, что СТО сделали с ним чатик в Вотсапе и ежедневно отчитывались о статусе работ. Я его подтрунивала, ты же сам PM и знаешь, как это работает, коммуникация не означает результат. В его случае так и было. После этого кузовного ремонта, машина сразу поехала обратно на это СТО на капиталку двигателя 🙈. Но зато хоть от процесса удовольствие было)

1
Ответить

жаль) но да, хоть что-то))

Ответить