Конструкция UX-команды, которая работает
Компании все чаще ищут UX-специалистов. То там, то здесь, в профильных или HR-чатиках мелькают тексты от компаний, банков и корпораций, которые ищут “юиксера”. Расскажу почему это провальный путь и из кого должна состоять минимальная, но эффективная команда.
Чаще всего, никто не понимает кто такой UX-специалист. Каждый вкладывает в это какое-то своё понимание, а чаще - отсутствие понимания. Мне даже кажется, что насмотревшись и начитавшись текстов про удачные кейсы, про “юиск” и любовь компаний к пользователям, кто-то думает: “Наверное это человек, который решит все наши проблемы. Он нам нужен!”.
Тогда они пишут что-то:
Нам нужен человек, который сделает наш продукт классным, удобным для пользователя, чтоб он решал все проблемы пользователя, чтоб пользователи кайфовали и тащились.
И начинают искать такого.
Говорить «ищем юиксера» - это как говорить таксисту:
— Мне в северный округ Москвы.
— А куда именно?
— В северный округ.
Вот и приедете вы не к конкретному результату, а в северный округ Москвы.
Другие пишут пожелания:
Хотим чтоб он делал исследования, собирал фидбэк, проектировал пользовательский опыт, строил CJM-ы и красиво рисовал дизайн.
Это примерно как:
Мне надо на Восточную улицу и одновременно на Чаянова и ещё одновременно на Лесную.
Наверное есть люди, которые это могут. Наверное стоят они как крыло от самолёта. Но я таких никогда не встречала. Не стройте иллюзий, что наймёте одного человека, который сделает ВСЁ за вас. Таких нет. Вы потратите деньги и время зря.
И ещё, нет такого специалиста "юиксер"
Вот это всё есть:
- UX-исследователь, UX-аналитик, UX-ресерчер (в целом одно и то же)
- UX-тестировщик
- UX-дизайнер
- UX-проектировщик
Есть еще UX-девелоперы, но я про них ничего не знаю.
А "юиксера" нет.
И не обманывайтесь, что UX-дизайнер, это тот, кто рисует удобные для пользователя интерфейсы. Чаще всего, приставку UX берут те, кто понял тренд: UX-дизайнеров больше хотят и больше платят.
Но это не любой дизайнер, а тот кто умеет проводить юзабилити-тесты своих дизайнов и делает это на регулярной основе. А значит, владеет методологиями формирования экстремумов, гайдов и умеет правильно анализировать результаты. Поэтому здесь есть приставка UX. По логике, это должны быть люди с очень большим опытом и очень дорогие.
Все остальные вас обманывают.
И ещё: проектировщик, не исследовавший и не знающий пользователя, не будет нормально проектировать в незнакомой сфере и без понимания пользователя. Ему нужно немалое время чтобы вовлечься. Это тоже факт.
Так кто вам нужен?
Кто и в какой минимальной конфигурации вам нужен, чтоб достичь нормального результата?
1. Супер-исследователь
Который, одновременно, является еще и лидером — может не просто приносить, но еще и продвигать решения. Если он не лидер, вам нужно самостоятельно продвигать решения, доводить их до реализации. Иначе всё обречено на провал.
Для начала исследователь должен погрузиться в вашу область и в вашего пользователя.
Что должен уметь отлично:
- Проводить глубинные интервью и юзабилити-тесты.
- Разбираться в аналитике и в том какие статистические данные репрезентативны
Быстрее всего это сделать, если дать ему задание тестирования основных сценариев вашего продукта и еще 3-х аналогов, конкурентов.
Не скупитесь на какие-то затраты и тестовые аккаунты для быстрого ведения тестов и погружения исследователя в вашу область и вашего пользователя. Чем быстрее это сделать, тем быстрее он погрузится и начнет выдавать результат. На это дайте ему максимум 2 месяца. Результаты будут.
2. Проектировщик с погружением
Этого можно брать через 2 месяца после того как наняли исследователя. И вот этим двоим надо будет очень тесно общаться, сидеть рядом и опылять друг-друга знаниями области и пользователя.
- Проектировщик должен понимать психофизиологию интерфейсов, понимать м как нормально писать текст, а исследователь подскажет ему конкретные слова и фразы, которые употребляет ваш пользователь.
- Знать приёмы воздействия на восприятие.
- Он должен рисовать прототипы в виде сценариев. Не 3 состояния какого-то сценария. А каждое состояние каждого элемента на отдельном экранчике.
- Проектировщик не должен рисовать красоту, градиенты, играться с шрифтами и цветами. Он про группировку, расположение, контрастность, распределение внимания и про сценарии. В сложных продуктах он ещё и бизнес-аналитик, который изучает все мелочи и моделирует альтернативные или отклоняющиеся сценарии.
3. Jun-Mid дизайнер
Аутсорс или штат - решайте сами. В этой конструкции и грамотный аутсорс будет хорош.
Что важно в такой конструкции в дизайнере интерфейсов?
Здесь уже не должно быть лишнего творчества.
Лишняя креативность дизайнера портит всё то, что сделали эти двое ребят. Дизайнер занимается шрифтами, градиентами, цветами. Но в рамках прототипа. Здесь нужны «руки», которые будут четко следовать прототипу.
Возможно сократить эту команду до 2-х человек - исследователь и дизайнер. Но довольно сложно заниматься дизайнеру сразу двумя вещами — бизнес-аналитикой процессов, продумыванием мелочей и сценария и красотой.
Мы конечно говорим про сложные интерфейсы, удобство и UX. Не про дизайн-инновации, лидген или победу в рейтингах дизайн-агентств.
"Не стройте иллюзий, что наймёте одного человека, который сделает ВСЁ за вас. Таких нет. Вы потратите деньги и время зря."
еще от Продактов также дохера хотят и "юикс" тоже частенько в требованиях летает.
в целом проблема в тех, кто не может выстроить метрики успеха команды, не умеет нанимать и проверять соискателей при найме, а потом и смешивает все компетенции в разных людях.
Другими словами, чтоб найти "юиксера" надо самому разбираться в тонкостях работы "юиксера". Руководить работой под личную ответственность группой из трех человек (минимум). Крыло от самолета дешевле будет.
В идеале, да. Но мне кажется человек из глубокого диджитала но без опыта ресерча сможет справиться, если ему дать какие-то критерии и способы проверки скилов при найме ресерчера, например.
почём оно кстати нынче?
Самая главная мысль что из за проф деформации с этим не справятся менеджеры и программисты как бы вам этого не хотелось. А амбиции личные идут в задницу.
Я смотрю менеджеров набежало которые не понимают что не так.
В целом статья норм кроме того что НЕ задача Юиксера бодаться с кем либо по поводу нравится им или нет. Там постоянная проверка идёт того что можно сделать и того что нет без войнушки с программистом которому так больше нравится или менеджером который фанат Инстаграмм.
По мимо логики взаимодействия нужно прикидываться сходу болячки роста и адаптации софта на будущее. Чтоб "хотелка" не сломала логику и была правильно переварена надо не менеджера спрашивать а человека который это все рисует и продумывает. Я уж молчу о цикличном обновлении приложений а не тупо редизайн всего и вся.
Да и про юикс спеца работающего на удалёнке тоже можете забыть. Юай может быть . Все остальное делается только в команде с программистами . Макеты можно рисовать но действительно быстрый фидбэк по Килер фиче так не получишь.эээ.... увлекся.
Берегите спецов, берегите им нервы и повышайте зарплаты. Когда есть отдача и довольный пользователь начинается магия о которой вы мечтаете читая очередную историю успеха .