2 банальные ошибки, которые тебе не захочется повторять: история моего первого стартапа

2 банальные ошибки, которые тебе не захочется повторять: история моего первого стартапа

Говорят, что есть два пути приобретения опыта – свои ошибки и чужие. Если не учитывать опыт других, рано или поздно жизнь все равно приведет к правильным выводам. Однако эти поиски отнимают много времени – ресурса, которого не удастся вернуть. Хочу поделиться с вами опытом открытия моего первого стартапа. Вы узнаете, каких ошибок не стоит допускать и сможете избежать их, открывая свой собственный бизнес.

Все начиналось с мечты

О предпринимательстве я начал задумываться еще на втором курсе строительного колледжа. Развиваясь и обучаясь, я понял, что меня привлекает:

  • Свобода
  • Возможность реализовать свой потенциал

Только свое дело может дать мне эти преимущества, поэтому в какой-то момент времени я твердо решил для себя, что стану предпринимателем. При этом в соответствующем направлении я вообще не обучался – знания ограничивались роликами на Ютубе, а мотивация заключалась в энергии и горячем желании.

Пробный бизнес – знания, приобретенные опытом

Закончив колледж, я подкопил деньги и решил, что пришло время открывать свой бизнес. Меня заинтересовала идея производства дорожных знаков. Не сказать, что не получилось совсем ничего, но мой успех ограничился мелкими заказами, не окупающими бизнес, и через какое-то время производство пришлось свернуть.

В чем была проблема? Загоревшись идеей, я не провел никакого предварительного анализа. Уже в процессе работы выяснилось, что эта ниша очень специфична. Заказчики –государственные учреждения, или крупные строительные компании. И пробиться туда практически невозможно – часть заказов разыгрывается на тендерах, а остальная доля распределяется через связи, которых у меня, разумеется, не было.

Благодаря этому неудачному опыту я понял:

При выборе направления бизнеса нужно убедиться в том, что у него будет целевая аудитория

Поскольку оказалось, что производить дорожные знаки бесперспективно, я закрыл бизнес и с головой погрузился в предпринимателькое обучение. Моей задачей было узнать:

  • Как выбрать нишу
  • Как наладить производство
  • Как привлечь клиентов

Благодаря этим знаниям я стал маркетологом и остаюсь им до сих пор, ожидая момента, когда полученные знания можно будет пустить на свой бизнес.

Как появилась идея для стартапа

В течение следующих 2-3 лет моя деятельность состоит из:

  • Попыток входа в разные ниши
  • Запуск собственного онлайн-обучения
  • Продвижения стандартного регионального бизнеса
  • Изучения маркетинговых инструментов, в том числе контекстной и таргетированной рекламы

Занимаясь всем этим, я понял, что у регионального бизнеса есть большие проблемы с масштабированием, а выручка при такой деятельности невелика. Мои амбиции были выше – я хотел создать продукт для широкой аудитории, который будет пользоваться спросом. За счет этого я планировал удовлетворить свои аппетиты.

Примерно 3 года назад я вошел в сферу ИТ, устроившись аналитиком в IT-компанию. На рабочем месте я изучал специфику работы этой сферы, организацию трудового процесса и механизмы выпуска цифровых продуктов.

Спустя полгода работы решил, что пришло время открывать свой стартап в области цифровой аналитики. Я не знал, как создавать стартапы и тестировать их, но желание взяло верх, поэтому я поступил по принципу «бери и делай».

Основой была проблема, которую я обнаружил при своей работе. Очевидно, что эта же проблема должна возникать и у других аналитиков, поэтому ее решение пригодится и другим.

Отказ акселератора, или что я не учел

  • Определив идею и найдя ее решение, пора думать о том, как продвинуть ее на рынке. Оказалось, что существуют акселераторы, они помогут поднять проект и прикрепят наставника, способствующего продвижению и вести по всем ступеням развития. Меня ждало большое разочарование – стартап не был принят в акселератор, несмотря на грамотную заявку и подготовленную презентацию.
  • Негативный опыт – это тоже опыт, поэтому я сразу приступил к анализу неудачи. К счастью, у акселератора были бесплатные мастер-классы и вебинары, которые знакомят с их работой. Оказалось, что у них есть специальная дорожная карта для проектов, первый шаг которой – это кастдев.
  • CustDev – это общение с потенциальной целевой аудиторией, которое призвано определить ее потребности и узнать, готовы ли они прямо сейчас заплатить за предлагаемый стартап. В глобальном плане глубинные интервью позволяют определить целесообразность проекта или понять, что нужно в нем изменить.
  • Разобравшись, что к чему, я провел кастдев самостоятельно. Выяснилось, что мой продукт очень узкий. Хотя целевая аудитория есть, но она пользуется другим решением этой проблемы, которое уже есть на рынке. Готовый формат хуже того, что предлагаю я, но достаточен для того, чтобы люди остались на нем и не искали чего-то большего.

Совершенно ясно, что покупателю нужна аргументация. Чтобы доказать превосходство своего продукта, я расписал его главные преимущества и превосходство над тем, что предлагают конкуренты. С этой информацией был проведен второй кастдев. Хотя мое решение было лучшим на рынке (как я думал), люди все равно не оказались готовы за него платить. Эта обратная связь показала, что стартап не несет перспективы, и его пришлось свернуть.

Из этой ситуации я извлек еще один урок.

Успех стартапа зависит не от качества продукта, а от того, готов ли за него заплатить потенциальный клиент

К сожалению, даже продвинутые решения не всегда интересуют целевую аудиторию, и я понял это на своем опыте.

Как можно было избежать ошибок?

Как стало понятно, даже мое самое горячее желание и мотивация не гарантируют успех в начатом деле. Чтобы не тратить понапрасну силы, время и ресурсы, мне стоило построить свою работу в таком порядке:

  • Определение проблемы и разработка решения
  • Анализ целевой аудитории. На этом этапе нужно понять, для кого предназначен продукт. Если ЦА слишком узкая, уже становится ясно, что затея не окупит себя. В случае же, когда круг потенциальных клиентов обширен, можно приступать к следующему шагу
  • Выпуск пилотной версии продукта. Это тестовый образец, который будет использоваться для следующего шага. Не стоит вкладывать в него слишком много труда, так как еще непонятно, оправдает ли он себя
  • CustDev. Получив готовое решение, пора идти с ним к потенциальным клиентам. Цель – предложить продукт, обосновать его преимущества и понять, готовы ли люди платить за него деньги прямо сейчас. Если нет, нужно проанализировать причину. Возможны 2 варианта:
  • Решение не доработано, или же не удалось презентовать его преимущества. В таком случае не все потеряно. Анализ и доработка продукта помогут привести его в соответствие с ожиданиями аудитории, после чего кастдев можно провести повторно. На рынке уже есть решение, которого достаточно для клиентов. Так было и в моем случае. Против человеческой психологии не попрешь – если людей устраивает существующий продукт, за новое решение никто не заплатит. В таком случае дальнейшая работа не имеет смысла

Именно такой алгоритм лежит в основе дорожной карты акселераторов. Он позволяет тратить время только на те усилия, которые принесут результат. Если идея окажется неудачной, можно будет быстрее приступить к поиску следующей.

Чем я занимаюсь сейчас?

Неудачный опыт не отобрал у меня желание стать предпринимателем. Просто теперь, обладая знаниями и опытом, я тщательно анализирую все ниши, в которые есть соблазн зайти. На данный момент я совмещаю работу маркетолога и развиваю свою площадку itbaza.pro, о которой надеюсь напишу еще не одну статью на VC.

Итог

Итак, горячее желание и хорошая мотивация необходимы для работы над стартапом, но успех зависит не от них. Чтобы реализовать свой потенциал, важно учитывать:

  • Охват целевой аудитории
  • Результаты кастдева, то есть понимание того, готовы ли клиенты заплатить за ваш продукт

И помните главное: из тысячи стартапов пробиться удается единицам. Чтобы попасть в это число, придется провести кропотливую аналитическую работу и приводить свой продукт в соответствие с ожиданиями целевой аудитории. При грамотном подходе и соблюдении акселераторских дорожных карт вполне реально найти подходящую нишу и реализовать себя в ней.

Теперь вы знаете о моих ошибках и не повторите их. Уверен, эти знания помогут как мне, так и вам открыть успешный стартап, который найдет свою целевую аудиторию. Буду рад обратной связи!

22
2 комментария

Примерно 3 года назад я вошел в сферу ИТ, устроившись аналитиком в IT-компанию. На рабочем месте я изучал специфику работы этой сферы, организацию трудового процесса и механизмы выпуска цифровых продуктов.
Спустя полгода работы решил, что пришло время открывать свой стартап в области цифровой аналитики.

"Прекрасный" сотрудник

Ответить

Осуждаю!

Ответить