Всегда ли собственнику нужна команда топ-менеджеров?
«Звезды выигрывают матчи, команды выигрывают чемпионаты»
Чуть больше года тому назад я написал статью об отличиях команды от группы с точки зрения управления бизнесом.
В этой статье я хочу сузить тему и, вспоминая свой опыт работы в разных проектах, рассмотреть некоторые моменты взаимоотношений собственника и топ-команды.
Часть 1. Топ-команда, как иллюзия собственника
Один или несколько человек объединяют свои усилия и создают стартап. Стартап доказал свою состоятельность. Бизнес растет, собственники и сотрудники испытывают драйв от того, что все получается.
Вспоминаю слова одного предпринимателя, с которым я работал несколько лет. В разговоре он как-то сказал: «На начальной стадии мы хотели создать бутиковый бизнес, а он вдруг как попер». В итоге небольшой проект превратился в крупный бизнес.
На стадии роста каждый человек в компании включен в основные бизнес-процессы. Бизнес работает по принципу «все делают все».
С течением времени количество наемных сотрудников увеличивается, появляется формализованная функциональная структура и руководители подразделений.
Бизнес продолжает расти и у собственника возникает стойкое ощущение, что его ближайшее окружение и есть его команда
С течением времени пребывание в этой иллюзии может дорого обойтись собственнику.
Важно! Группы могут возникать стихийно, команды необходимо создавать!
Часть 2. Какие основные проблемы мешают созданию топ-команды?
Для возникновения группы достаточно наличия хотя бы одного формального признака, который позволит выделить часть людей.
Например, таким признаком является работа в одной компании, или в одном подразделении, или закрытый аккаунт в соцсетях. Признаки могут быть любыми. Главное – группы создаются быстро, иногда стихийно и не ограничены по численности.
С командами все гораздо труднее.
Команда
Ограниченная по численности совокупность людей, объединенных целями, ценностями, стратегией бизнеса, и обладающих взаимодополняющими компетенциями
Члены команды говорят на одном языке, их объединяют создаваемые смыслы. Что делаем, почему делаем, для кого делаем?
Очень важный выбор:
Что и почему мы не делаем?
Одно из ключевых условий, которое часто нарушается – численность. В теории численность команд не может превышать 15 человек. На практике я встречал ситуации, когда команда включала в себя 25-30 и иногда более человек. Это приводило к тому, что внутри этого коллектива создавались отдельные группы со своими четко обозначенными интересами.
Существует ряд расхождений, наличие которых серьезно затрудняет переход от группы к команде.
В операционной текучке эти расхождения трудно увидеть, потому что делать нужно быстро, а часто и «вчера». На скорости кажется, что разногласия носят рабочий характер, а они, на самом деле, носят глубинный смысловой характер.
Наличие этих разногласий не позволяет автоматически сформировать топ-команду.
Перечень некоторых расхождений:
Расхождение по Целям бизнеса
Расхождения по Видению бизнеса
Расхождения по Стратегии
Расхождения по Ценностям
Расхождение по Смыслам
Пример из опыта
Когда несколько людей начинают развивать бизнес, они априори считают, что создание успешного бизнеса и есть та цель, которая их объединяет. Они же собрались вместе ради того, чтобы построить успешный бизнес.
Вспоминаю одну компанию, в которой я работал директором по стратегическому развитию. Основной бизнес был очень успешным. Собственники планировали развивать новые бизнес-направления. Для обсуждения новой стратегии развития они решили провести сессию с участием менеджмента компании.
В ходе сессии выяснилось, что их представления об образе будущего бизнеса (Видение) существенно различаются.
Один собственник хотел, чтобы компания была крупной и заметной на рынке, а другой хотел, чтобы компания была маленькой и незаметной.
Любопытно, что они выяснили это на стратегической сессии, хотя вместе работали уже более 5-ти лет.
Единственное, что их объединяло, так это то, чтобы компания была прибыльной. В конце концов это и другие разногласия привели к тому, что они разделили бизнес и каждый пошел своей дорогой.
Топ-команду создавать трудно. В том числе потому, что кроме вышеизложенных причин (расхождения), есть еще одна.
Она заключается в том, что собственник редко может ответить на вопрос:
Для решения каких задач ему нужна топ-команда?
или
Какие важные для него задачи он не сможет решить без топ-команды?
Часть 3. Всегда ли собственнику нужна топ-команда?
На мой взгляд - не всегда.
- Есть ситуации, когда достаточно группы
- Собственник признанный лидер и пользуется непререкаемым авторитетом
- Собственник погружен в бизнес и ему это нравится. Его бизнес становится его жизнью
- Личных ресурсов собственника (знания, опыт, энергия) достаточно для развития бизнеса на существующей стадии
Создание топ-команды всегда инвестиционный процесс для собственника. Его вложения - финансы, его время, его силы и готовность изменяться.
Прежде, чем принять решение о запуске проекта по созданию топ-команды, собственнику целесообразно ответить на ряд вопросов.
Вопросы:
Какие трудности он испытывает в связи с тем, что его топ-менеджеры работают как группа?
Какие личные цели перед ним стоят на ближайшие 2-3 года?
Каким он видит свой бизнес через 2-3 года?
Для решения каких задач ему нужна топ-команда?
Какая топ-команда ему нужна?
Размышления вокруг ответов на эти вопросы позволит собственнику более осознанно подойти к решению о создании топ-команды. И тогда его вложения в инвестиционный проект по созданию/развитию топ-команды окупятся с высокой вероятностью.
e-mail: a.timoshin@teammotion.ru
тел.: +7 (499) 380-77-67
Читайте так же:
Конечно нет. Если доход от бизнеса меньше зарплаты команды топ-менеджеров, то нанимать такую команду противопоказано.
Сергей, Вы описали любопытную ситуацию.
В таком случае даже группа топ-менеджеров не нужна:)
солидарен, иначе было бы очень много вопросов к топ-менеджерам
я уверена, что на начально этапе топ-менеджеры точно не нужны, а дальше уже, конечно, без них никуда
Nicol, все зависит от того, что считать начальным этапом.
Бизнес иногда начинают несколько человек и они все собственники.
Я работал с такими компаниями.
Один из них автоматически становится генеральным директором.
Иначе в банке счет не откроют
Остальные являются топ-менеджерами
А дальше компания растет и появляются наемные менеджеры