Как стартапу протестировать бизнес-модель? Опыт агрегатора ломбардов
Прошлая статья про то, как найти идею для стартапа вызвала достаточно бурную реакцию. Суммарно статью просмотрели больше 7500 человек, 80 прокомментировали и 123 добавили ее в закладки. В этой статье разберемся, что делать после того, как удалось выбрать идею.
Перед тем, как тестировать бизнес-модель стартапа у вас должно сойтись несколько условий: рынок деятельности должен быть больше $1 млрд и в течение 3 лет должна быть достижима выручка в 1 млрд руб.
Вводная информация
Напомню, наш сервис «Все ломбарды.ру» помогает заёмщикам находить лучшие условия займов, а ломбардам приводит новых клиентов. Рынок ломбардов в России составляет около 150 млрд руб, а для выручки стартапа в 1 млрд потребуется занять 0,5% от него.
Чтобы рассчитать количество сделок, которая нам будет необходимо заключать – рассмотрим бизнес-модель в разрезе 1 сделки (также это называют юнит-экономикой).
Среднюю сумму займа, процентную ставку и срок займа нам удалось найти в отчетах ЦБ о деятельности ломбардов. Бизнес-модель будем тестировать в сегменте займов под залог авто, т.к. юнит-экономика этой услуги выглядит наиболее привлекательной.
Прогнозируемыми в этой таблице по сути являются: стоимость привлечения клиента и средняя комиссия ломбардов. Значение этих переменных нам и нужно будет узнать в процессе тестирования бизнес-модели.
Создание MVP
MVP или минимальный жизнеспособный продукт – это такой инструмент, который позволит нам узнать значение неизвестных переменных, которые мы назвали ниже. Как сделать это максимально дешево и быстро?
В нашем случае это будет одностраничный сайт – калькулятор займов для автоломбардов. В прошлой статье его сильно ругали, но свою основную функцию он выполняет. Заемщики могут найти ломбард с лучшими для себя условиями, а мы можем звонить в ломбарды и узнавать, сколько они будут готовы платить за приведенных клиентов. Разработка стоила всего 3000 руб и заняла 1 день времени.
После создания сайта мы начали обзванивать ломбарды с предложением разместиться у нас. Сделали около 200 звонков, 40 проявили интерес, 13 предоставили свои процентные ставки и объявили суммы, которыми готовы делиться. Средний процент комиссии оказался даже больше, чем мы прогнозировали в юнит-экономике выше – 25% прибыли со сделки.
Прогноз воронки продаж
Одна неизвестная переменная нам стала известна, теперь нужно определить стоимость заключения 1 сделки. Для этого составим воронку продаж для различных рекламных каналов.
Емкостью называется количество аудитории, до которой мы можем дотянуться, в этом рекламном канале, CV1 – конверсия из посетителя сайта в заявку, CV2 – конверсия из заявки в продажу. Емкость каналов и требуемый рекламный бюджет для поисковых систем можно оценить с помощью wordstat, а для социальных сетей достаточно вбить необходимые параметры целевой аудитории в рекламный кабинет и он также сделает вам прогноз по бюджету и емкости.
В таблице самым привлекательным каналом выглядит SEO-продвижение. Для сервисов аналогичных нашему (банки.ру, сравни.ру и т.д.) – канал является основным, но дает результаты только через 6-12 месяцев, поэтому пока что рассмотрим другие варианты. Таргетированная реклама во всех соц сетях не имеет достаточной емкости для нас, а вот контекстная реклама подходит по всем параметрам. Остается только проверить соответствие цифр прогноза реальности. Полные результаты будут представлены в следующей статье.
Главное кратко
- Выберите достаточно большой рынок и спрогнозируйте, сколько сделок вам нужно заключать, чтобы достигнуть выручки в 1 млрд руб
- Рассчитайте экономику продаж в разрезе 1 сделки для каждого вашего продукта – сложнее всего будет спрогнозировать стоимость заключения сделки
- Спрогнозируйте емкость и стоимость привлечения клиента для различных каналов с помощью воронки продаж
Кучу времени работаю в автоломбардах, на разных должностях, стоимость клиента на порядок выше тех, что Вы рассчитали. Есть еще ряд моментов, которые Вы не учли, вход совсем не маленький в данную нишу. Сроки пользования займом от 3 ох месяцев, обычно если человеку в ломбарде все понравилось, он другие места не будет искать и еще много маленьких но, но идея хорошая, пробуйте...
Да, у автоломбардов стоимость сделки значительно выше. Тут расчет на то, что конверсия из заявки в сделку будет высокой, тк при прозвоне автоломбардов заемщик еще выбирает, а у нас на сайте - уже выбирает лучший вариант для него
Привет, а откуда цифры в $1 млрд, 3 года и ₽1 млрд?
Да у любого венчурного фонда на сайте такое есть - у фрии например)
менее конструктивные и желчные комментарии:
это арбитраж трафика в чистом виде - вы ловите клиентов, ищущих ломбарды и - юсрприз! - перепродаёте их тем же ломбардам
очевидно, что для того чтобы выйти в топ поиска, надо вбухать кучу денег в рекламу. поскольку ломбард получает 100% от прибыли, а вы только 25% - ясно, что у вас экономика не сойдётся
Да ничего в вашем комментарии особо желчного нет, все по делу - любой сервис такого типа можно назвать арбитражем
Ну а говоря про сходимость экономики - логика у вас очень правильная, но не абсолютная, т.к. если следовать ей, то в мире бы вообще не существовало маркетплейсов
Задачей MVP по своей сути и является сведение экономики)
а как так получилось, что по той ссылке, что вы указали в прошлой статье - сайт заблокирован провайдером?