Как сделать анализ конкурентов, чтобы не прогореть на новом деле
Сэкономил основателям компании $5.000, помог найти новые и быстрые точки роста. Инструменты и лайфхаки из личного опыта.
Мне довольно часто доводиться анализировать конкурентов перед запуском нового проекта, стартапа, в уже работающем бизнесе или просто для понимания, что сейчас твориться на рынке.
Я не раз убеждался, что анализ конкурентов всегда очень точно отвечает на один простой вопрос: «Стоит ли делать, то что я собираюсь делать?».
Кому необходимо делать анализ конкурентов:
- Тем кто открывает новые филиалы, франшизы в новых городах или странах;
- Для тех кто запускает новый продукт, бизнес или стартап и не знает с чего начать;
- Кто достиг потолка и нет понимания как зарабатывать больше;
- Кто не знает Х фактор успеха в своем бизнесе.
Большинство успешных бизнесов построены на копировании, а значит на анализировании конкурентов и внедрении лучших практик. Кто этого не делает — скорей всего аутсайдер.
Весь бизнес построен на копировании
Почему это так важно, живой кейс: однажды я внедрял для интернет магазина в специфической нише e-mail маркетинг, и перед этим сделал анализ конкурентов. На основе собранных данных основатели решили остановить внедрение. Данные и статистика уже говорила о том, что прибыль сильно не измениться если продолжить подключение e-mail. В итоге, отказавшись от этой реализации, основатели сэкономили $5.000 и сфокусировались на новых и быстрых точках роста: улучшение выдачи товаров, улучшение продукта, юзабилити сайта и т.д. (внизу сервисы, которыми я пользовался при анализе).
Конкуренты — ваши друзья
Каждый раз, когда мы идем в продуктовый магазин, мы анализируем конкурентов сравнивая упаковки чая, пива или кетчупа, и выбираем лучшее.
Всем известно что Facebook скопировал все у MySpace, ВКонтакте у Facebook, Papa John’s скопировал модель у Domino's, а Dodo Pizza у них.
На какие вопросы отвечает анализ конкурентов:
- КТО играет на рынке?
- КАК они зарабатывают?
- Какие у них преимущества и недостатки?
Конкуренты — фабрики для генерации новых идей.
Начните анализировать прямо сейчас!
Введите в Google «обзор рынка ...» и вместо троеточия впишите свою нишу — уверен что вы узнаете много нового.
Сервисы для анализа конкурентов
В интернете море сервисов для анализа конкурентов, я предоставляю вам лишь те, которыми сам пользуюсь — в них все самое необходимое.
Узнать вовлечение пользователей на сайте, об аудитории, платный трафик, социальные сети, источники трафика и прочее:
- SimilarWeb — точность данных предельно реалистична, погрешность 5-15%. Расширение для Google Chrome тут.
- Be1 — выполняет те же функции что и SimilarWeb. Этот сервис отображает аналитику на сайтах с маленькой посещаемостью, чего не делает SimilarWeb.
- Semrush — продвинутее чем SimilarWeb. В нем также можно узнать все о SEO конкурента.
- Spywords — отчеты по рекламе конкурентов.
Как найти в социальные сетях популярный контент у конкурентов:
- Popsters — сервис аналитики постов и страниц конкурентов в социальных сетях.
Найти всех основателей и инвесторов компании:
- Сrunchbase — открытая информация об раундах инвестиций, инвесторах, основателях и всей команде.
Как найти популярный контент любой тематики или блогеров:
Фиксируем все показатели конкурентов
Предлагаю вам простую и продвинутую таблицу для заполнения данных о конкурентах.
Простая таблица.
Разбейте данные о конкуренте по категориям: Продукт, Маркетинг, Продажи, Финансы, Клиенты, Личное впечатление.
Продвинутая таблица.
Если вы хотите еще больше узнать о конкурентах, вам точно подойдет эта таблица. Внутри 11 категорий с 164 параметрами.
В этой таблице вы найдете категории для: продукта, маркетинг, трафик, продаж, онлайн-консультант, пробный звонок, тайный покупатель, e-mail, сайт, инфраструктура и социальные сети.
Копирование это не воровство. Когда копируешь, ты не отнимаешь, а прибавляешь, ты из 1 делаешь 2.
Если нужно еще больше уверенности перед запуском.
Воспользуйтесь SWOT — это выявление сильных и слабых сторон компании или определенного продукта, потенциальные возможности и угрозы. Конечно же, вот таблица для этого.
Как вычислить месячную прибыль конкурента.
Для этого необходимо знать: 1) Посещаемость за месяц 2) Количество продаж 3) Средний доход от продажи 4) Средние показатели конверсий в этой нише по рынку.
Далее необходимо все сложить, и готово. Более подробно как это делается, описал автор другой статьи.
Тайный покупатель.
В некоторых случаях, вам понадобиться телефон, чтобы позвонить в компанию и узнать все скрипты продаж и самые продаваемые продукты. Чтобы все узнать, тут без легенды не обойтись, ведь вы тайный покупатель и хотите любыми вопросами узнать все необходимое.
Пример (не мой):
Мы с друзьями спонтанно решили устроить вечеринку, и заказать пиццу, но все любим разную. Какая у вас пицца самая популярна? А с каким-нибудь необычным вкусом? А без мяса есть? А какая обычно всем нравиться?
Нас будет человек 200, сколько пицц можете приготовить за час? Ночью привезете?
Итого
Я много раз НЕ ДЕЛАЛ анализ конкурентов и потом жалел об этом. Если вы что-то запускаете, и вам кажется, что этого еще никто не делал на рынке — немедленно остановитесь и найдите того, кто это уже сделал.
Используйте только то, что УЖЕ работает на рынке и улучшайте ключевые метрики. Иначе велик шанс, что можно потратить зря свое время, нервы и деньги.
Анализирование конкурентов также важно как и пить 1,5 литра воды ежедневно. Мой блог в Telegram — внутри много интересного текста.
... Бежал бы за такси сэкономил бы больше
А почему пропустили такой сервис анализа, как Сепрстиат? Я, например, анализирую конкурентов на этой площадке.