Как мы обнаружили пропажу десятков миллионов рублей благодаря сквозной аналитике бизнеса
Пример из практики: в одной из крупных компаний собрали единое хранилище данных аналитики и обнаружили, что в старых отчетах где-то потерялись десятки миллионов рублей.
Финансисты смотрели на одни данные, а отдел продаж на другие. В одном отчете учитывались какие-то склады и адреса доставок, а в другом отчете нет. Никто не замечал, что несколько миллионов каждый месяц непонятно где оседали. Это частая проблема на рынке eCommerce. И в этой статье мы расскажем, как не допустить подобного.
Мы в Heads and Hands разрабатываем мобильные решения для eСommerce и глубоко погружаемся в бизнес-задачи клиента. Общаясь с партнерами и клиентами, часто слышим об одних и тех же сложностях с аналитикой. Маркетологи умеют работать с Google Analytics, продажники владеют 1С, а штатные аналитики рисуют красивые отчеты в Excel, но между собой эти системы никак не связаны. Руководители не видят общей картины, и правая рука не знает, что делает левая.
На конференциях модно говорить про сквозную аналитику, Big Data и персональные рекомендации, но на деле мало у кого есть какие-то космолеты. Все до сих пор работают в Excel: выгрузили данные из нескольких таблиц, объединили в одну таблицу и отследили выкупаемость. Базовый уровень.
Мы поговорили с Елизаветой Гринберг о наиболее острых проблемах с аналитикой в средних и крупных компаниях, и как их решать.
Елизавета Гринберг, CEO BI Tool
Консультирует компании по построению сквозной аналитики, по созданию OLAP-кубов, по настройке веб-аналитики и связанных с этим бизнес-процессов.
Ранее руководила направлением eCommerce в интернет-магазине женской одежды и аксессуаров «ZARINA». Отвечала за маркетинг в «220 вольт», работала в компании «Юлмарт» и образовательной сети «Дневник.ру», консультировала сеть ювелирных магазинов «585 Золотой».
Проблемы с аналитикой в средних и крупных компаниях
Нет прозрачной системы аналитики. Данные либо не собирают вовсе, либо собирают бессистемно, без четкого шаблона. Часто не хватает данных, чтобы принимать корректные бизнес решения. Особенно часто это наблюдается в компаниях, которые давно на рынке и изначально не были заточены под web.
Когда нет прозрачной системы отчетности, очень сложно заниматься аналитикой. Огромных усилий стоит связать данные из интернета с данными из офлайн-источников. Сложно понять, по каким признакам их объединить.
Компания обрастает большим количеством несвязанных между собой источников данных. В процессе развития компании появляются все новые инструменты маркетинга, новые команды и отделы:
— сотрудники интернет-магазина собирают данные с помощью Google Analytics или Яндекс Метрики;
— отдел продаж и отдел закупок пользуется ERP-системами, например, 1С;
— колл-центр работает в какой-то CRM-системе: Mindbox или аналоге;
— когда появляется мобильное приложение, там используется уже собственная система аналитики, например, Firebase. Эти системы аналитики используют другую систему хранения данных — Google BigQuery — возникает необходимость рассылать триггерные письма или SMS, и для этого подключают свой сервис — например, Retail Rocket.
Получается «зоопарк источников данных», где каждый источник живет своей жизнью. Отслеживать переходы клиентов между системами приходится вручную.
Аналитикам некогда заниматься аналитикой. Из-за ручного режима формирования отчетов, менеджеры постоянно обращаются к аналитикам с новыми запросами: «А пришли мне вот эти данные». Аналитик их выгружает. «А пришлите мне другие данные». Аналитик их выгружает. «А теперь в первый отчет нужно добавить вот такой параметр». И вместо того, чтобы заниматься анализом, аналитик превращается в «выгружателя данных», и вся система работает неэффективно.
Создание нового отчета из 1С требует отвлекать 1С-разработчиков. Часто аналитика не является приоритетной задачей. У разработчика всегда есть длинный бэклог, в котором задачи по аналитике висят в самом конце списка. Когда же до них доходит очередь, включается еще и ранжирование отделов — аналитические отчеты для финансистов всегда будут сделаны раньше отчетов для маркетологов. Очередь копится, пока решения в компании принимаются «на коленке», без конкретных цифр.
Подробные отчеты за длительные периоды долго выгружать. Допустим, нужно выгрузить данные о продажах за 10 лет с разбивкой по каждому заказу. Такой отчет будет выгружаться из 1С несколько часов или дней. Бывали случаи, когда 1С просто «ложился», так и не выгрузив необходимые данные. Это приводило к коллапсу всей ИТ-инфраструктуры, так как в 1С не только хранят отчеты, но и ведут все операционные процессы.
Функционирование системы аналитики зависит от человеческого фактора. Часто всю эту схему держит в голове один или несколько человек. Они уходят в отпуск или в декрет или вовсе увольняются, и в компании случается апокалипсис: никто не знает, откуда выгрузить нужные данные, какие-то системы забывают оплатить и их отключают, какие-то платформы выходят из строя, и никто не знает как их починить.
Нет единой версии правды: одинаковые метрики не сходятся в разных отчетах. Например, маркетологи оперируют веб-данными и считают оборот в Google Analytics, а отдел продаж смотрят оборот в 1С. И часто вот бывает, что отдел продаж приходит к маркетологу: «Почему у нас опять нет продаж?». А маркетолог показывает: «Вот же, смотрите у меня в гугл-аналитике, я сделал 5 миллионов». А в 1С отображается только 3 миллиона. Куда делись 2 миллиона? Где-то стоят разные фильтры, где-то не подгружаются какие-то данные, где-то информация по-разному интерпретируется. И никто не знает, кто прав.
Как решить эти проблемы
Во многих компаниях, в которые я приходила, система аналитики была построена схожим образом: каждый департамент использовал свою систему аналитики и оперировал своими метриками. Только когда выстраивалась единая система аналитики с единым хранилищем данных, визуализацией и дашбордами, компания получала достоверные данные аналитики и принимала корректные бизнес-решения.
Когда в инфраструктуре компании больше 5 инструментов аналитики, когда выгрузка отчета требует дольше 5 минут, когда специалисту нужно подойти к нескольким людям, чтобы разобраться, где взять какие-то данные — это признаки, что в компании нет прозрачной системы аналитики. В этом случае для решения задач лучше всего подходит построение OLAP-кубов.
OLAP-куб — (англ. On-Line Analytical Processing — интерактивный анализ данных) многомерная база данных, многомерный куб. Каждая грань соответствует определенному типу данных. В зависимости от количества собранных данных, этот куб может иметь сотни и тысячи граней. Другими словами, данные из всех источников аналитики собирают в одном месте и обьединяют, чтобы такой куб можно было крутить в любом срезе в реальном времени, не задумываясь, из какого источника какие данные поступают.
Преимущества OLAP-кубов:— единая система аналитики на уровне организации объединяет данные из всех источников;
— заранее согласованные отчеты обновляются в реальном времени;
— все метрики одинаковы во всех отчетах компании;
— старые инструменты аналитики не требуется менять, ломать и перестраивать.
Пользователь открывает пустую страницу Excel. При первом подключении нужно будет получить доступ к OLAP-кубу и выбрать формат сводной таблицы отчета. В следующий раз все будет загружаться автоматически.
Как внедрить сквозную аналитику на основе OLAP-кубов
Описать бизнес-кейсы. Для начала, собираем информацию внутри компании у каждого отдела: изучаем отчеты, которые используют чаще всего, и метрики, которые регулярно мониторят.
Изучить, в каких базах лежат нужные данные. Собираем список источников нужных нам данных и разбираемся, как обращаться к этим данным.
Сформировать роадмап по областям данных. Допустим, у нас есть система логистики, система бухгалтерии, есть продажи, есть данные из интернет-магазина. Это все области данных, они хранятся в своих базах, из которых мы должны будем эти данные получать. Делим работу на итерации и поэтапно планируем подключение этих источников.
Спроектировать модель хранилища данных — Data Warehouse. BI-разработчик строит архитектуру, как и откуда собирать данные, как их склеивать между собой.
Создать хранилище данных и OLAP-куб. На разработку первой работающей версии обычно достаточно 2-3 недель.
Протестировать и доработать хранилище данных и OLAP-куб. Бизнес-аналитик начинает пользоваться OLAP-кубом, проверяет корректность данных и заполнение полей, консультирует разработчика по все новым бизнес-кейсам и форматам отчетов.
Презентовать проект в компании, научить сотрудников им пользоваться, распространять это решение. Чтобы проект жил и развивался, необходимо, чтобы ими пользовались как можно больше людей в компании. Нужно дорабатывать его под бизнес-кейсы каждого, кто подключается к этой системе, чтобы любой человек мог быть инициатором дополнительных доработок внутри этого куба.
Требования к команде
Бизнес-аналитик. Требования:
— знакомство с основными системами аналитики;
— знание методик исследования, анализа и моделирования бизнес-процессов;
— опыт написания технической документации;
— умение разбираться в неизвестной предметной области в короткие сроки;
— аналитическое мышление и умение систематизировать информацию;
— опыт проведения обучения пользователей;
— опыт командной разработки в ходе реализации проекта, в том числе постановка задач разработчикам.
BI-разработчик. Требования:
— знания в области методологии проектирования хранилищ;
— знание схем организации данных «Звезда» и «Снежинка»;
— опыт в проектировании и реализации процессов интеграции приложений и данных, процесс обеспечения качества данных;
— ETL-процессы: интеграция нескольких систем между собой, создание приложений, которые связывают одну систему источник с другой системой;
— умение оптимизировать запросы и планы их выполнения, знания возможных путей увеличения производительности запросов, смена структуры таблиц, изменения запросов;
— умение работать в команде с аналитиками и умение находить общий язык с неспециалистами в разработке.
Сроки и бюджет
Решение подойдет и для малых компаний с оборотом от 2-3 млн. рублей в месяц и количеством сессий до 1 млн. в месяц, и для крупных бизнесов с миллиардным оборотом и сотнями миллионов сессий.
Подготовительный период займет одну-две недели, создание OLAP-куба потребует примерно месяц работы разработчика, еще примерно месяц потребуется на доработки и адаптацию сотрудников. Первый рабочий результат обычно готов уже через месяц, весь проект занимает 2—3 месяца.
Инвестиции в проект зависят от сложности IT-инфраструктуры, количества источников данных и объема данных. Для среднего интернет-магазина инвестиции составят 300—400 тыс. рублей. Сюда входит работа бизнес-аналитика, BI-разработчика и необходимое ПО. Когда все основные задачи и отчеты будут завершены, останется только минимально поддерживать работу OLAP-куба и вносить незначительные изменения, обычно это стоит не больше 30 тыс. рублей в месяц.
Технологии
Чаще всего используют продукты Microsoft. Они изначально предназначены для удобной синхронизации между собой, это позволяет сэкономить время разработчика на интеграцию.
Data Warehouse: SQL Server.
OLAP Engine: Analysis Services (Multidimensional/Tabular).
Витрина данных: Power BI или Excel.
В Heads and Hands мы разрабатываем цифровые сервисы на основе web и mobile. Рассказываем в Facebook о разработке мобильных приложений. Запустили курс для менеджеров и собственников бизнеса.