Как заказчику работать с творческими людьми и творческими агентствами

Большинство заказов креаторам и дизайнерам в креативные агентства и дизайн-студии имеют высокую степень неопределенности. Я расскажу, на что обратить внимание, если вы заказчик. Это поможет снизить ваши риски и повысить процент результативности.

Сидим, ждём клиента на встречу. А он сильно опаздывает...
Сидим, ждём клиента на встречу. А он сильно опаздывает...

Всем привет. Я Ольга Андреева, основатель и руководитель брендингового агентства «Андва». 15 лет мы делаем осмысленный и креативный дизайн и брендинг для наших клиентов.

Отступление. Я рассказываю только про свой опыт работы с клиентами и подрядчиками. И делаю выводы на основании этого опыта. Это не значит, что я подставляю все агентства. И не говорю, что все плохие, а мы хорошие. Очень многих коллег я уважаю и восхищаюсь ими.

Определите, сформулируйте свою задачу и критерии. Что важно, чем можно поступиться, что готовы потерпеть, а с чем не готовы смириться.

О чем надо подумать заранее

Чтобы не терять время на встрече, подготовьтесь. Всё равно вопросы об этом задаст любое агентство:

  • какую глобальную задачу бизнеса решает ваш проект;

  • что должен сделать творческий коллектив для решения этой задачи;
  • какой бюджет — от и до;
  • подготовить необходимую информацию, выделить человека/людей и их время на координацию задачи;
  • сроки, когда точно надо, чтобы было: горит, не горит, можем подождать, спокойно в рабочем режиме.

Если у вас сложная долгая задача с высокой степенью неопределенности, то риски можно снизить:

  • Провести исследование. Это дополнительное время и бюджет. Но если речь идет о запуске новой линейки продукции, то эти бюджеты несопоставимы с рисками затарить склад неликвидом.
  • Подключить экспертов.

  • Довериться интуиции. Да, потому что очень многие взлётные творческие продукты выходят за рамки логики, рекомендаций ЦА (целевой аудитории) и экспертов. Новому, смелому и креативному большинство сопротивляется.

На что стоит обратить внимание при выборе агентства

Сформулируйте основные критерии для выбора подрядчика.

  • Опыт работы в вашей или подобной нише. Опыт — это всегда плюс. Но зачастую это и рамки. Рамки опыта с другими заказчиками, их мнением и их результатами в другое время, в другой среде, с другой ЦА.
  • Видение идеальной картины сотрудничества с креаторами. Задайте им вопрос: «Как вы строите работу над проектом?» И если какие-то этапы/методики команды не совпадают с вашим видением, то лучше выяснить, почему потенциальные партнеры так работают.

  • Ожидания от работы с агентством. Лучше их озвучить, иначе разочарования неизбежны. Например, у меня есть представление, как подрядчик должен работать над нашим сайтом. Но я не эксперт. Если я озвучу своё видение, пожелания и ожидание, то получу в ответ рассказ про подход, буду видеть совпадения и отличия. Отличия я могу уточнить, и мне расскажут, почему такой подход сложился. И в этом есть экспертиза. А там уже мне решать, вступать в отношения с этим агентством/фрилансером или нет.
  • Требования к команде, которая будет работать над проектом. Если вам важно, чтобы все погрузились в процесс, то можно провести совместную онлайн-встречу и рассказать о проекте. Если вам не принципиально, кто за кадром, то погружайте менеджера проектов с записью встречи, попросите, чтобы участники проекта обязательно посмотрели встречу.

    Продавайте свою идею, передавайте веру, силу, любовь. Это заряжает на работу. Уточните, что именно команда сделает для погружения. Всё ли им понятно, будут ли вопросы. В процессе вопросы появляются — договоритесь, где можно их обсудить.

Можно определить для себя варианты предоставления промежуточных итогов

  • «Я хочу видеть мысль и промежуточные эскизы» или «Я хочу видеть завершенную работу»? Этот вопрос к вам — имеете ли вы образное мышление, готовы представить как будет выглядеть или хотите видеть 80% готовности.
  • «Я хочу получить один классный вариант или хочу выбирать из 3-5 вариантов».

  • «Мне нужно креативно-сумасшедше, не как у всех».
  • «Я хочу быть в тренде, смотреться на полке модно, быть похожим на…»
  • «Мне нужно строго, структурно, логично, минималистично».

Сформулировали задачу, критерии выбора и начинаем поиск.

Поиск подрядчика

Набираем в строке поиска «Разработка бренда косметики» и листаем рекламу и сайты брендинговых агентств. Реклама будет догонять.

Первое — смотрим портфолио.

Второе — опыт, команду и что про себя пишут.

Спрашиваем себя: «Нравится? Откликается? Хочу похоже?»

Если нравится, то углубляемся в парочку кейсов и статей, понимаем как мыслит потенциальный креатор. Есть ли логика или только креатив. Вы бы купили, если вы ЦА?

Можно обратить внимание на стилистику. У каждого агентства свой стиль и ширина диапазона возможностей. Есть работы в вашем диапазоне? Все работы разные — соответствуют задаче, ценовому сегменту? Или один и тот же стиль в большинстве кейсов. Это неплохо, если этот стиль подходит к вашей задаче. Ширина диапазона умений говорит о количестве сотрудников и разнообразии навыков.

Если большинство ответов «да» — оставьте заявку. На отсутствии ответа на заявку срежется определённый процент агентств.

Я бы оставила заявок 10-15. Это огромный труд — выбрать подрядчика. Это как найти супруга.

С ответившими идём на первое свидание. Смотрим, какие вопросы задают. Можно пообщаться онлайн минут 20-30. Можно описать задачу своими словами.

Иногда вам кажется, что вы всё очень понятно изложили, но дизайнеру из ваших слов ничего не понять. Потому что создатель продукта/бизнеса и дизайнер мыслят по-разному и имеют разные задачи и ценности.

Очень важный маркер — какие уточняющие вопросы задают творческие люди. Если про креатив и красоту, то это не про увеличение продаж. Важный фактор — наличие маркетингового мышления.

Вангую: на этапе обработки заявки отсеется процентов 60 агентств и процентов 80 фрилансеров: или плохо общаются, или не те вопросы задают, или уже начали работать без договоренности. Дизайнеры — не продажники.

И ещё момент, что меня напрягает: многообещающие обещания без конкретики: «Всё классно сделаем! Вам понравится с нами работать».

Хорошо отрезвляет диалог:

- А если нам ничего не понравится, то что будем делать?

- Переделаем.

- А если снова не понравится?

- Ещё переделаем.

А время идёт.

У нас был такой РОП, что продал клиенту многообещающие авансы «всё будет классно». Я потом устала доказывать, что мы реально можем классно. Все эскизы, что мы показывали, воспринимались как готовый продукт. А работа идёт этапами. Промежуточный этап не может быть готовым продуктом сразу.

Теперь я склонна занижать ожидания.

Следующий этап прелюдии очень хорош для проверки агентства.

Коммерческое предложение. Как выглядит, насколько понятно и кратко/подробно изложено (каждому свой вариант нравится). Как презентуется агентство.

Задавайте уточняющие вопросы. Если цены не вписываются в ваш бюджет — скажите об этом. Часто клиенты просто пропадают по-английски, не прощаясь. Если вам дорого, ничего в этом стыдного нет. А мы поймем, что не те лиды собираем. Или предложим сократить или убрать некоторые этапы и снизиить тем самым цену. Т. е. если нам подрядчик нравится, но в бюджет не проходит процентов на 30-50, то можно пойти на диалог. Иногда идут навстречу.

Мы в «Андва» не даём скидки — это принципиальная позиция. Но иногда можем снизить цену соответствующим уменьшением работы. А иногда нет. Нет так нет. Но мы хотя бы закроем лид, поставим причину отказа «дорого» и будем думать, что с этим делать.

Я вот думаю филиал «Андва» открыть с более молодыми дизайнерами и креаторами, сделать цены ниже, арт-директорство опытных сотрудников и отправлять туда лиды, которым у нас дорого. Вполне себе бизнес-гипотеза.

Если же вдруг вас устроил план действий, сроки и бюджет, вы намерены начать, то можно переходить к заключению договора.

На что я посоветовала бы обратить внимание в договоре:

  • Подробно прописано, что делает креатор, какую задачу решает и как.
  • Какие этапы, что входит в этап, сроки этапа, стоимость этапа, результат этапа.

  • Количество вариантов: что будет, если вас не устроят эти варианты и вы попросите ещё поискать.
  • Количество итераций и доработок выбранного варианта.
  • Что будет, если вы принимаете решение завершить проект.
  • Авторские права: как и на каких условиях они передаются.
  • Право на имя: агентство указывает, что может рассказать о своей работе над проектом, согласовывает ли текст кейса или статьи с вами.
  • Что будет, если агентство пропадёт и не освоит предоплату.
  • Какие материалы и когда должны предоставить вы как заказчик.
  • Ответственные лица и где ведётся общение (мессенджеры, e-mail, видеосвязь под запись).
  • Что считается юридически значимым — сканы, переписка, эл. почта, чаты.
  • Как креатор работает с ЛПР, есть ли в договоре пункт о том, кто главный ЛПР и кто ещё ЛПР. Что будет, если мнения ЛПР разделились.
  • Кто несёт ответственность за косяки в дизайне и как они будут компенсироваться. Бывает, что заказчик сэкономил на дизайнере 15 000 рублей, а тот запорол тираж на 350 000 рублей.

Ещё один маленький совет. Если у вас есть червяк сомнения, но подрядчик нравится — минимизируйте риски. Дробите предоплату по этапам и частям. Не 50/50, а 25/25/25/25.

И вот, всё случилось — брачный договор подписан, вы обменялись кольцами.

На что стоит обратить внимание, чтобы получить результат с наименьшими потерями

Хороший вопрос — про сроки. И план-график иметь тоже хорошо. На моём опыте только один клиент придерживался план-графика. Остальные просто просят.

Почему это не панацея? Потому что креатив — продукт с высокой степенью неопределённости. А вот вёрстка, например, более предсказуема.

Фиксируйте сроки этапов, промежуточных этапов и бдите за их соблюдением. Классно, если в команде подрядчика это делает менеджер. Супер, если вам попался ответственный фрилансер.

Но идти в ногу со сроками — слабое место творческих людей. И это не потому, что вдохновение не пришло. Это особенность иррационального мышления. Сложно прогнозировать трудоёмкость работы, хочется наобещать всего хорошего. А по факту «сделаю в среду» — это 5.37 четверга в лучшем случае.

Если вы работаете с чистым иррационалом, а у вас сроки горят, то держите всё на контроле. Скажете, «я плачу деньги и этого хватит» и будете правы.

Когда я — заказчик, в важных проектах всегда держу в склеротнике обещания подрядчиков. И тонизирую сообщениями заранее. Пишу в среду: «Мы с вами договорились посмотреть варианты в пятницу. Давайте назначим время, я планирую график». И когда такой гвоздь забит, то вероятность получить результаты в пятницу-понедельник повышается.

В четверг вечером можно напомнить: «Мы договорились в пятницу в 11 — у вас всё в силе? К нам придёт представитель клиента, я хочу быть уверена, что всё будет готово».

Если я знаю заранее особенность не попадать в срок, но время терпит, а человек делает круто — это издержки за качественный результат.

Если мне пообещали, что «всё будет круто», а всё не круто, то это комок нервов. У каждого своё «круто». Для меня, иррационала, выполнение обязательств — большая работа над собой. И разгильдяйство я не уважаю. Заказчик-недизайнер иногда не может оценить наши креативные идеи, но вот срыв сроков он всегда видит.

Её величество обратная связь клиента

Это очень важный момент, который может создать синергию сотворчества или убить креатив в зародыше.

Про обратную связь написано кучу статей, из внятного я находила пирамиду Грэма/Дилтса.

Но клиент часто не считает нужным корректно и конструктивно критиковать, двигать, направлять проект. Да что клиент — преподаватели в вузе могут себе позволить оскорбления, хотя их роль развивать и направлять.

Вот смотрите: вы надели новое платье/костюм на профессиональную премию. Ради такого события вы купили более престижный бренд, с любовью подобрали аксессуары. И вам сказали коллеги: «Какое ты пугало, тебе не идёт». Расстраивает? Большинство людей — да. Неприятно, как минимум.

Вы что-то можете поправить по такой обратной связи? Нет. Только поплакать в туалете и выйти за наградой с опухшими красными глазами.

Творческие люди сильны в творчестве, если они не потеряли чувствительность, умение видеть, улетать высоко в облака, мечтать и ощущать. И это делает их очень ранимыми. Если они не нарастили щиты и корки, то им легче творить. Но каждый такой укол — это вылет из рабочего состояния.

Когда клиент истерит, орёт, матерится или издевается, то он сам себе ухудшает проект. С некоторыми подрядчиками только так и можно двигаться, да. На стройке с мужиками, например. Но это не про высокую моду в дизайне. Это про работяг, которые от забора до дивана.

А как надо? Да всё просто, по Карнеги. Похвалите за то, что нравится. А потом объясните, что не устраивает и почему. Не подходит нашей ЦА, потому что они вот какие. Выглядит дорого, а у нас эконом-сегмент. Не выделили самое важное, а оно — вот оно. А то, что выделили — второстепенное. Спокойно и терпеливо. Без оскорблений и обесценивания.

Бывает, что непонимание бесит. Но подумайте — мы ж все разные. И ни разу не телепаты. Если постепенно и спокойно объяснять, то умный, гибкий, взрослый и талантливый поймет и исправится.

Где взять это терпение, если всё бесит? Переключиться, успокоиться, не отвечать сразу, глубоко подышать (маткой), выпить валерьянки и т. п. У каждого свой способ.

А если вам нравится, и вы выражаете положительные эмоции, благодарите за что-то, то это очень расправляет крылья творческим людям.

Меня дома особо не хвалили в детстве. Боялись избаловать. Знаете, как долго я нарабатываю уверенность в своих силах? Но и самоуверенность — тоже зло. Поэтому хорош баланс. Похвалил, конструктивно покритиковал, попросил доделать, узнал, в какие сроки ждать. Вот и весь секрет хорошего проекта.

Есть поговорка: «Лучшее — враг хорошего». В некоторых проектах заказчики увлекаются шлифовкой, хотя продукт уже соответствует задаче.

Так вот решайте: пока мы шлифуем незапущенный бренд — конкуренты выпускают с позорной этикеткой, тестят, зарабатывают и потом шлифуют дизайн. Тут вам надо понимать, что важнее и нужно ли тормозить запуск. Дорогой бренд нужно шлифовать и вылизывать мелочи — такой рынок. Средний и эконом-бренд иногда можно улучшить в полёте.

По моим наблюдениям за собой, излишняя шлифовка объясняется страхом релиза. Вот выпущу: и что скажут? А вдруг не полетит? Мы свой сайт переделывали два года и полгода верстали. Всё старались сделать лучше. В итоге выпустили всё равно сырым, но он генерит лиды лучше старого. Ещё огромный план по доработкам, но сайт уже пользу приносит и вложения окупает.

Отмечу наблюдение за выбором клиентов. Есть один критерий выбора, который зачастую тормозит работу: выбор из принципа «мне нравится/не нравится», когда заказчик — не целевая аудитория.

А не многого ли вы хотите

Скажете, кто девушку ужинает, тот её и танцует. Мы платим деньги, а уж вы постарайтесь.

У нас были случаи, когда клиенту всё срочно, но он не готов давать обратную связь. Или молча уходит к другим исполнителям. И так по 3-4 раза меняет подрядчика, пока не найдёт телепата.

Бывает, что клиенты лучше нас знают, что нам делать или как мы работаем. «Вам же не сложно», «нам всего пару слов и картинку на билбод подобрать». Мне странно, потому что я не учу их делать своё дело, но почему то они считают нормальным обесценивать или недооценивать наш труд. Иногда решение проекта выглядит простым, но путь к нему бывает извилистым. Часто удивляются нашим ценам и сравнивают со своим рынком. «А что, у вас час работы дизайнера стоит дороже, чем консультация врача?». Т.е. сложную экономику в медицине они видят, а дополнительные расходы у агентства почему-то отсутствуют. Опять же врач и дизайнер имеют оба высшее образование и я не понимаю, почему дизайнер должен стоить меньше.

У меня были случаи в практике, когда клиенты считали предоплату достаточной для старта проекта. «Давайте начинать, мы проплатили!». На вопрос про фото и информацию для буклета был ответ: «Она ничего не понимает, мы предоплату отправили!».

На нашем опыте быстро или в нормальном режиме сдаются проекты, когда мы с заказчиком в диалоге. Не нравится — скажет и объяснит чего хочется. Или мы зададим вопросы и попробуем другой вариант. Нравится — отметит и это вдохновляет на подвиги, делаешь проект с душой и любовью.

Мы можем делать на своё усмотрение, но вряд ли попадём в картину мира клиента с первого раза. А она у всех есть. Иногда её удаётся изменить, иногда приходится подстраиваться.

Красная нить этой статьи — давайте уважать труд друг друга. Давайте сотрудничать и будет всем счастье.

В завершении

Вот вы сделали проект с агентством, всё случилось. Классно, если вы дадите обратную связь лично и оставите где-то отзыв. Лично можно подробно указать точки роста агентства, которые вы видите. Я бы была благодарна, но не все воспримут такое должным образом. Поэтому адекватным — расскажите, а нарциссам — промолчите.

Попросите агентство дать вам обратную связь, а возможно и указать точки роста как заказчика. Ибо быть заказчиком — та ещё профессия. Тоже требует сил и вложений, не говоря уж о деньгах и времени.

Написала и поняла, как же это трудно — быть адекватным заказчиком. Проще подобрать подрядчика под задачу…

Буду рада вашим лайкам и комментариям, постараюсь ответить всем.


Узнайте больше о моём агентстве Андва

99
11 комментариев

Случается, что заказчик оказывается, более "творческим", нежели дизайнер и пропадает в на каждом этапе согласования. Сил вам, в нелегком деле :)

3
Ответить

Случается, ага. Случается, что у него есть видение, но у нас оно сильно отличается. Если не доносить каждой стороне свою картину мира и не обосновывать, то только разочарование...

Ответить

Как это всё знакомо! )

2
Ответить

))

1
Ответить

Комментарии от заказчика по теме проекта очень ценны

2
Ответить

Творчество творчеством, а рамки и сроки никто не отменял. Вообще в рекламных агентствах или дизайн студиях должен быть специалист по работе с клиентом

1
Ответить

Вы совершенно правы, рамки и сроки никто не отменял. Поэтому лучше сотрудничать в адекватном диалоге, чтоб срок не затягивать

1
Ответить