Игры разума или кто такой внутренний ментор?
У каждого из нас есть внутренний голос, который в трудной ситуации подсказывает путь. Но не многие знают, что его можно прокачать до настоящего ментора. В этой статье расскажу о том, как собрать «аватар» внутреннего ментора и зачем это нужно.
Инструмент “внутренний ментор”. Кто это и когда лучше использовать?
Внутренний ментор - один из инструментов личностного развития , который про внутреннее восприятие или отношение к той или иной ситуации.
Внутренний ментор - «вторая позиция”, когда менти превращается в ментора для самого себя.
И здесь речь не про маски, а скорее про новое пальто - образ (аватар), в котором предприниматель хочет находиться в данный момент. Например, в этом образе он идет на работу, этот защищает его в ситуациях давления, а этот помогает принять сложное решение.
С помощью этого приема можно вытащить наружу скрытые и неосознанные качества, которых, как кажется человеку, не хватает для анализа ситуации. Это один из способов превращения хаотичных действий в работающую систему. И возможность понять, что некоторые качества вовсе не свойственны твоей личности, принципам, убеждениям или предпринимательской позиции в целом.
Мир сейчас изменчив настолько, что любая стратегия может обнулиться в любой момент. И предпринимателю, особенно начинающему нужно на что-то опереться, чтобы чувствовать уверенность при смене стратегии. То, что было важно раньше, может сейчас потерять значение и это естественный процесс эволюции бизнеса и роста его основателя.
Любой ментор, неважно внутренний он или внешний - это не тот, кто гарантирует переход из точки А в точку Б, а тот кто меняет сознание предпринимателя, чтобы и он, и вся его команда посмотрела на бизнес под другим углом и выстроили иной путь, иную стратегию роста.
А уже к какой цели идет предприниматель зависит от его видения, от его стратегии. Это может быть: заработать миллион или вовсе уйти от цели в деньгах, набраться смелости на публичность или на реализацию себя в другой сфере.
Поэтому этот инструмент можно использовать как для решения тактических задач, будь то ситуации увольнения людей или, наоборот, найма, так и для корректировки стратегических планов в моменты, когда предприниматель не может принять решение. Когда он понимает, что собственного опыта уже не хватает, чтобы опереться на него в нужный момент. Когда он не может ответить на вопрос, какую выгоду приносят бизнесу или ему лично действия, которые он делает. Тогда ему следует обратиться к голосу «внутренних менторов» – своих советников и наставников. У него в голове звучит вопрос: «Как бы поступил Маск? Что бы сказал Цукерберг? А ребята из Гугл? А может и Черчилль…
Примерка на себя отдельных качеств выбранной личности, то есть «внутренний ментор», помогает реализовать их в своем поведении. Предприниматель будто смотрит на мир глазами одного из основателей Y Combinator Пола Грэма или Джессики Ливингстон, может и своих родителей. Тех, кто авторитетен в конкретном вопросе. И уже после актуализации такого мышления можно вернуться в собственную позицию восприятия, конкретную ситуацию и сформулировать первую итерацию, гипотезу, которую необходимо сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки.
Какие бывают менторы у предпринимателей на разных этапах и при решении разных задач
Сейчас в крупных бизнес-школах программы строятся на основе рефлексии. Раньше система обучения была трансляционная, когда есть наблюдатель-ученик, который только следит за актором-педагогом. Новая же модель выработки знаний является и ситуационной, и игровой. Мы, сталкиваясь с проблемой, встаем в позицию рефлексирующего и пытаемся взвесить, что произошло, почему то или иное случилось, что стоит делать по-другому. А через игру еще до попадания в проблемную ситуацию мы можем ее отрефлексировать либо смоделировать. Предсказывать какие-то данные, делать прогнозы и аналитику сейчас научился искусственный интеллект.
Наша компания ежегодно увеличивает показатели выручки и прибыли вдвое, потому что на каждом этапе мы, руководители, включаем режим рефлексии в отношении возможных сценариев развития, предсказываем их на основании дат, цифр и чувственного опыта.
Один из моих внутренних менторов – царь Соломон. Все проходит – и это пройдет, я трактую по-разному исходя из ситуации. Пройти может омрачение ума или настроения, тогда нужно просто принять ситуацию и подождать. А может пройти хорошая возможность, и тогда нужно собраться и действовать
Критерии проверки метода. Как понять, что техника сработала?
Критерий один - это улучшение качества жизни. Когда лидер становиться лучше: внутренне, внешне или в деньгах. У каждого свое мерило. Для кого-то EBITDA, выход в топ какого-нибудь рейтинга или победа над конкурентом. Кому-то важно оценить свой личностный рост, насколько он стал мудрее относиться к неудачам или научился быстрее адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. А может он, наконец-то, нашел нишу, в которой он чувствует себя лучшим и таковым является, потому что в этом состоит его миссия. А кому-то сейчас важно не потерять бизнес.
Нашел ли человек свою внутреннюю опору в той или иной роли или не нашел. Органичен ли он в ней или нет? Но даже если не органичен, то хорошо ли это работает? Если ответ - да, то метод сработал. Нет - нужно менять “ментора” и пересматривать подход.
Как и для любого другого метода, здесь есть свои критерии эффективности. Рефлексия на следующие вопросы:
- Сработала ли гипотеза, которую ты выработал после внутреннего диалога?
- Сработала ли гипотеза, которую ты выработал после внутреннего диалога?
- Решил ли ты свой запрос?
- Обратился бы ты к этому ментору еще раз? Забираешь ли себе это качество, подход.
- Стал ли ты лучше?
- И чтобы ты сделал в следующий раз по-другому?
Ответ на них человек дает себе лично. Но также можно запросить обратную связь у окружающих: заметили ли они изменения и насколько они органичны самой личности?
Нужно идти методом малых итераций. Примерил - посмотрел на результат - сделал вывод. И если гипотеза подтвердилась и появилось ощущение результата, то значит этот образ сработал.
Как выбрать себе “ментора”? Как собрать свой аватар
Только примеряя. Это так же, как невозможно ответить на вопрос подростка: как мне выбрать, чем я хочу заниматься? - никак. Ведь выбирать можно, только пробуя. Нужно изучать биографии, истории, логику принятия решений.
Но нельзя уходить в абсурд и пытаться полностью скосплеить образ. У вас и не получится стать другим. Ведь можно сколько угодно надевать костюм супермена, но так и не взлететь. Прическа как у Элвиса не сделает нас легендой рок-н-ролла. Мы никогда не сможем стать копией кого-то, поэтому внутренний ментор должен быть собран из тех частей, которые по силе.
Полный портрет тоже брать не стоит, а только какое-то актуальное качество и совет, которое нам “подарит” наш внутренний ментор. А мы в нужный момент обратимся к нему. Это должен быть живой образ - самый умный, самый хитрый, самый смелый, тот, кто делает тебя лучше, несет пользу и развивает.
У меня в кабинете есть портрет основоположника современного менеджмента Питера Друкера. Иногда в ситуации, которая требует размышления и стратегического выбора, например, в каком направлении двигаться или какой продукт выводить на рынок, я смотрю на этот портрет и задаю себе вопросы: “Как бы на моем месте поступил Питер Друкер? Как бы он размышлял?” – и пробую с его стороны на это взглянуть. Это важный инструмент – размышлять, формировать в голове понятную картинку того, что ты делаешь. С командой у нас это само собой разумеющееся. Сначала результат появляется в голове, а потом его можно идти реализовывать. Предприниматели всегда грешат таким подходом: “Что тут думать, делать надо”. А на самом деле самые мощные ребята – это те, кто очень много внимания уделяет разглядыванию победы, как об этом писал Сунь-цзы.
Многие великие предприниматели были в молодости хиппи (тот же Джобс), но со временем мы тоже меняемся и хотим стать лучше. Редко кто носил ирокез в молодости, спустя 20 лет продолжает его носить. Также и с внутренним ментором, он не не будет и не должен быть постоянным для нас на протяжении всей жизни. Частая смена или целый совет независимых директоров в виде внутренних менторов - это тоже нормально. В одной ситуации тебе помог Сенека, а в другой - Пелевин.
Если не получается примерить новый образ или роль, то нужно смело и быстро от нее отказываться, ведь гипотеза не сработала.
Аватар внутреннего ментора можно составить в три шага:
- Человек находит те качества, которых ему не хватает в трудной ситуации.
- Выбирает личностей, у которых они есть и о которых он знает достаточно из личного знакомства или биографий, статей, книг.
- Затем спрашивает себя: а когда и как этот герой использует это качество? Как бы он поступил в этом случае?
Инструменты развития
Чтобы делать это быстро и сознательно, нужно развивать насмотренность, изучать становление успешных бизнесменов и иных выдающихся личностей. Важны принципы, подходы, а не сам путь того или иного «ментора». Какие были условия, чем он руководствовался при принятии того или иного решения. Почему поступил так, а не иначе. Какие еще были выходы.
Хорошо апргрейдит внутреннего ментора участие в комьюнити предпринимателей. В сообществе должны быть люди, которые вам интересны, на кого вы в какой-то степени хотите быть похожими. Сами того не замечая, вы начнете перенимать их качества и действовать увереннее даже в кризис. Также в сообществе вы можете получить оценку вашим изменениям.
Также стоит прокачивать и саму способность к внутреннему диалогу — рефлексию. Здесь помогут практики медитации, расслабления. Регулярный анализ того, что произошло хорошего или плохого и как вы можете применить или не применить этот опыт завтра. А также честный ответ себе, что мне нужно на самом деле. Ведь мы часто попадаем в ловушку самообмана и фокусируемся на эмоциональных проблемах.
Наш мир слишком изменчив, чтобы не иметь внутреннего ментора. Именно «внутренний ментор» дает возможность менять привычных паттерны поведения и изменить стратегию в новых условиях. Он формирует характер и внутренний стержень предпринимателя и его личности.
Открыт к обсуждениям, пишите в комментариях про своих внутренних менторов. Чуть чаще пишу заметки в моем Telegram канале.