«Слёрм» — highly addictive. Как превратить междусобойчик в глобальный проект
Несколько лет назад в Google придумали Kubernetes, инструмент построения сверхнадежных серверных кластеров. Если банк хочет, чтобы его приложение для смартфона было доступно 99,99% времени (а это простой меньше 5 минут в месяц), он запустит его в кластере Kubernetes.
На карте CNCF, организации, владеющей Kubernetes, в России есть всего 2 точки: Москва и Лиски, городок в Воронежской области с населением в 54 тысячи человек.
Как так вышло?
Дом, который построил Джек
Раскроем интригу сразу.
Лиски — это город, где зарегистрирована компания Southbridge, где работают исключительно удаленные сотрудники, для обучения которых придумали курс «Слёрм». Он набрал такую популярность, что прошел международную сертификацию.
Именно сертификация Слёрма и привела к тому, что по версии CNCF в России Kubernetes преподают только в Лисках.
Как познакомиться с исполнительным директором после 7 лет плодотворного сотрудничества
История Слёрма начинается с удаленной работы. Southbridge изначально делала ставку на людей из провинции.
В регионах живет много талантливых людей, кто по разным причинам не хочет и не может перебраться в Москву. Они хотят учиться, хотят работать, хотят разумных денег. Если дать им раскрыться, они показывают великолепные результаты.
Southbridge спокойно росла и процветала, хотя сотрудники никогда не видели друг друга.
Мы в команде с Сергеем Фоминым, директором по производству, создавали и развивали бизнес, ни разу не встретившись вживую. Я даже не знал, как он выглядит. Мы впервые увиделись в мае этого года, когда Сергей приехал в Москву на очередной Слёрм.
Учиться, учиться и еще раз учиться.
Главный актив — это люди. Все, что делает компания, появляется не из воздуха. Всё делается руками сотрудников, благодаря их уму, упорству, любознательности, самоотдаче. Кадры решают всё.
Если делаешь ставку на человеческий капитал, в этот капитал стоит вкладываться по максимуму. В первую очередь — учить людей.
Мы всегда готовы учить людей внутри компании и отправлять на курсы. Сколько бы ни стоило обучение, мы выделяем деньги. Хочешь курсы по Астериску — пожалуйста. Хочешь на Highload — отлично. Бывают курьёзные случаи: дизайнер-фрилансер, который делает наши сайты, личные кабинеты, интерфейсы, попросил аванс, чтобы оплатить курсы по типографике в бюро Горбунова. Компания оплатила его обучение. Это ценность для компании — люди, которые хотят развиваться.
Получается самоподдерживающийся процесс: человек учится, лучше и быстрее работает, берет более сложные проекты, больше зарабатывает, компания дороже продает его услуги, вкладывает деньги в его обучение и так по кругу.
Админ доволен: его ценность растет, оплата растет, работа становится интереснее.
Клиент доволен: у него компетентный и энергичный подрядчик.
Компания довольна: бизнес растет.
И тут пришел Kubernetes
В 2014 году вышла первая версия Kubernetes. В 2018 году в России поднялся хайп: в Яндексе количество запросов Kubernetes выросло с 1000 в месяц до 5000, на переговорах все чаще звучало это слово. Бизнес еще не поверил в Kubernetes, но уже активно к нему приглядывался.
В 2018 году мы увидели, что Kubernetes набирает обороты, а в компании полноценно владеет им всего пара человек. Два человека — это гораздо лучше, чем никто, но гораздо меньше, чем нам нужно. Приличных курсов на рынке просто нет. Отправить людей некуда. И мы приняли очевидное решение: делаем внутренние курсы, чтобы спецы научили остальных.
Но нельзя просто взять и научить людей. Удаленных сотрудников в офисе не соберешь, их нужно везти из Челябинска, Хабаровска и Калининграда. Kubernetes — тема сложная, за пару часов не освоишь, а отложить все дела на неделю не каждый способен.
И передать знания не так просто, нельзя сесть перед вебкой и вложить коллегам в голову все, что знаешь сам. Нужно структурировать материал, спланировать лекцию, подготовить презентацию, придумать практическое задание.
Чтобы обучение состоялось, надо подготовить программу, снять отель, вырвать всех из рутины, усадить в конференц-зал и экспресс-методом закачать знания в головы.
А если мы снимаем отель и конференц-зал для своих, почему бы не продать десяток мест? Отобьем немного денег на билеты.
Так родилась идея Слёрма.
«Слёрм-1»: в первый раз всегда больно
Концепция Слёрма непрерывно менялась. Мы проведем его в «Поселке программистов под Кировом». Нет, переезжаем в отель под Москвой. Делаем программу на неделю. Нет, на 3 дня. Рассчитываем на 30 участников. Нет, на 50. Практику проходим на ноутбуках. Нет, в облачном кластере.
У меня уже был опыт обучения людей работе с Kubernetes, так что первая программа состояла из того, что я обычно рассказывал коллегам-администраторам. И рассчитана она была на неделю. Потом оказалось, что на неделю никто из жизни выпадать ради нашего обучения не хочет, и совместными усилиями мы сократили программу до 3 дней: убрали всю воду, по-максимуму заменили теорию практическими заданиями и попутно так перестроили программу, чтобы она была полезна не только админам, но и разработчикам, чьи приложения работают в k8s.
Учиться на Слёрм приехало 20 человек из Southbridge. Мы практически без рекламы продали еще 30 билетов по 25 000 ₽ (что очень дешево с учетом проживания), и еще человек 30 зарегистрировалось в очередь ожидания. Стало ясно, что спрос на такие курсы огромен.
2 августа 2018 года, участники съезжаются в отель, и шквал организационных проблем больно бьет нас по голове.
В конференц-зале, где должен проходить Слёрм, не закончен ремонт. Нет столов: то ли доставка из Икеи задержалась, то ли отель и не собирался их закупать, а нам вешал лапшу на уши. Треть номеров непригодны для жизни. Администрация отеля выглядит так, как будто еще вчера доила коммерсов, а девушки на ресепшене умучены, как те самые коммерсы.
После первого Слёрма у меня развился вьетнамский синдром. Я лично проверяю залы, которые мы арендуем, считаю столы, сижу на местных стульях, пробую еду, прошу показать мне номера.
Тем не менее, за первый день все животрепещущие вопросы были решены: столы собрали со всего отеля, «ограбив» ресепшен и столовую, самых пострадавших гостей поселили в «Корстоне» в близлежащем Серпухове, заодно оплатив им такси, наладили подвоз воды и питание.
На второй день, когда ситуация успокоилась, мы решили, что перед гостями надо извиниться. Поехали в „Метро“ и купили 100 литров Гиннеса. Если уж мы не смогли обеспечить комфорт в зале и в номерах, хотя бы скрасим людям вечер.
Несмотря на все проблемы, людям понравилось то, ради чего они ехали: содержательная часть. Поэтому на третий день Слёрма мы приняли решение повторить его осенью. Попутно опросили участников по интересующим темам и собрали задел на продвинутую программу. Мы назвали её «МегаСлёрм».
Слёрм-2: работа над ошибками
Слёрму нужен нормальный отель. Выбираем пятизвездочный «Царьград».
Желающих больше, чем может вместить зал, и не все могут себе позволить командировку. Организуем удаленные занятия: онлайн-трансляцию, общение в телеграм-канале, группу саппортов для помощи удаленным студентам.
Студентов становится значительно больше. Систематизируем и автоматизируем процессы: создание кластеров, рассылку доступов, сбор вопросов аудитории.
Мы уже не впопыхах принимали организационные решения, а создавали технологию мероприятия.
Теперь вскрываются концептуальные проблемы.
Люди не хотят ехать в загородный отель. Нам казалось, это круто: вырваться из текучки, отправиться туда, где тебя не догонит работа и домашние дела, погрузиться в Kubernetes по уши. Оказалось, это лишний напряг. Кроме того, отель больно бьет по бюджету мероприятия.
Финотделы не хотят оплачивать сотрудникам учебу в зале, когда есть более дешевый онлайн. А ведь мы задумывали онлайн как паллиатив для тех, кто живет в дальних уголках России и в других странах, и не собирались превращать Слёрм в трехдневный вебинар.
Отдельно порадовало, что на МегаСлёрм приехало 40 человек, хотя мы изначально рассчитывали на 15-20. Среди них много участников первого Слёрма.
Первая продажа — это маркетинг. Вторая продажа — качество продукта. Со второго Слёрма мы оцениваем свою работу по людям, которые записываются на все наши программы, и по компаниям, которые снова и снова отправляют к нам сотрудников. Мы уже официально сделали для них клубную скидку.
Слёрм-3: здравствуй, Питер!
Проводим Слёрм в Питере. Делаем одинаковую цену на «живое» и удаленное участие.
И промахиваемся с размерами зала.
Выбираем небольшой аккуратный зал на 50 человек. Заявки медленно капают, и вдруг наступает конец декабря. Компании принимаются стремительно осваивать бюджеты 18 года и буквально за неделю раскупают все места.
Весь январь люди пишут: «Мы из Питера, только узнали, хотим в зал, найдите, пожалуйста, местечко». И мы добавляем еще 20 мест. По расчетам выходило, что все поместятся, но когда мы начинаем расставлять столы, получается очень тесно.
На третьем Слёрме кристаллизуются требования к размерам, планировке и оборудованию зала.
Как обычно, вскрывается новый слой проблем: наши спикеры круты как технари, но не как преподаватели. Мало иметь хорошую программу, надо донести ее до аудитории.
После третьего Слёрма у проекта появляется методическое сопровождение.
Моя сестра работает в образовании: организует и ведет мастер-классы, семинары, интенсивы. В том числе обучает школьных учителей и спикеров. Я позвал ее на помощь.
Я занималась со спикерами, объясняла, как выглядит учебный процесс, рассказывала, что такое интерактивная лекция, как удерживать внимание учеников. Например, если долго рассказываешь нон-стоп, будь уверен, что половину люди пропустят. Прорабатывали презентации, интерактив. Организовали для ребят занятия по ораторскому мастерству.
Параллельно мы решили приглашать спикеров со стороны, чтобы не зацикливаться на опыте и практиках нашей компании.
Когда я готовлюсь, прежде всего я стараюсь понять, как я сам пришел к этому знанию. Зачем оно мне понадобилось и с какими трудностями я столкнулся. Потом пытаюсь все это систематизировать, обращаюсь к документации, проясняю для себя какие-то моменты, на которые не обращал внимания раньше. Обязательно продумываю практические задачи, чтобы люди не просто слушали, а делали руками. Потом самые сложные вещи нужно визуализировать на слайдах. И провести репетицию с живыми людьми. Обычно мы просим кого-то из коллег послушать материал, пройти практические задания и высказаться, насколько все понятно, сложно, полезно.
Слёрм-4: куколка превратилась в бабочку
Четвёртый Слёрм стал прорывным: 120 участников в зале, ведущий, методист, группа саппортов из 20 человек, все вылизано и отрепетировано.
...запомнился Слёрм-4 в Москве. Как-то так получилось, что именно на нем я впервые стал задумываться не о том, как я проведу занятие, все ли я по тексту скажу, ничего ли не забуду, а о том насколько хорошо поняли меня слушатели. Насколько я смог донести свою мысль и объяснить как работает технология. Это довольно интересное изменение, которое произошло внутри меня. Я стал по-другому смотреть на процесс подготовки, да и на сами наши курсы.
Не обошлось без толики позора. Со словами «Мы админы, сетевики, мы сейчас раскинем свой суперский вайфай», мы установили точки доступа, потом кто-то задел ногой сетевой провод, идущий в Микротик, тот по вайфаю подключился к соседней точке, образовалось кольцо. В результате первые полдня «наш модный вайфай» еле работал.
История всей моей жизни: стоит начать понтоваться, происходит лютый факап. Не надо было менять работающее решение только потому, что у нас более крутое оборудование <...>
Зато меня порадовало, что люди, сидя на базовом курсе, покупали билеты на продвинутый курс. Если человек, слушая наших спикеров, готов прямо здесь и сейчас заплатить 45 тысяч, чтобы послушать их еще 3 дня, это что-то значит.
Секрет успеха
Год назад мы воровали столы из столовой, чтобы рассадить 50 участников.
Сейчас мы прошли сертификацию в Cloud Native Computing Foundation: хозяева Kubernetes подтвердили, что мы можем его внедрять и ему учить.
Следующий Слёрм проходит в сентябре в Питере: Теперь Selectel, крупнейший российский хостер, пригласил нас в свой конференц-зал.
Записана и продается онлайн-версия курсов.
Присматриваемся к загранице: ведем переговоры с Казахстаном и Германией.
Самое время раскрыть секрет успеха.
А его нет.
Можно было бы сказать: надо просто хорошо делать свое дело. Но я в жизни много дел делал хорошо, и толку? Можно сказать: решает команда. Но были в моей жизни толковые команды, не сумевшие оторваться от дна. В каждой истории успеха я вижу стечение удачных обстоятельств. И в нашей — в первую очередь.
Вовремя в руки попалась горячая тема. Нашлись специалисты, готовые ее объяснять. Они согласились стать ведущими. Были деньги на организацию. Каждый раз, когда мы упирались в кадры, на горизонте появлялся нужный человек. Все совпало самым благоприятным образом.
А главное — прекрасная аудитория. Люди, которых мы помним в лицо и по именам, и здороваемся при случайной встрече. Будь критики чуть больше, а благодарностей чуть меньше, мы бы не рискнули продолжать после первого Слёрма.
И, все же...
Случайности не случайны.