Как запустить стажировку для разработчиков в маленькой компании и не сойти с ума (но это не точно)

Не получилось нанять действительно толковых джунов с рынка, поэтому решили воспитать их сами за 2 месяца. Рассказываем, как запустили свою первую стажировку, после которой хотим пополнить команду бекендеров.

С начала июля у нас во fuse8 проходит стажировка для джунов-бекендеров. Проводим ее в формате онлайн-курса с практическими домашними заданиями, которые наши разработчики заботливо придумывают по теме каждого занятия.

В этом материале рассказываем о нашем образовательном проекте от задумки до первых результатов.

Как появилась идея

Мы раньше уже проводили курсы по веб-разработке сайтов на .NET для начинающих. Этот опыт был успешным – многие из обучающихся стали разработчиками, а некоторые работали у нас и выросли в сеньоров. Мы часто отправляли изучить старый курс на ютубе начинающих ребят, которые откликались на наши вакансии.

Раньше мы разрабатывали в основном больше сайты, а сейчас проектируем корпоративные системы и онлайн-сервисы.

Поэтому для разработки теперь надо знать немного другие инструменты и подходы к работе. Захотелось сделать что-то похожее на наш давний курс, но уже с фокусом на бекенд-разработку в формате летней школы.

Мы поняли, что можем нанимать джунов, но только при условии, что они сами готовы развиваться и уже изучили то, что нам нужно в работе. От джуна главное – умение быстро обучаться, задавать вопросы и добросовестно делать задачи. Все это мы тренируем и проверяем.

Как готовились

Летней стажировкой занялись 3 наших бекенд-разработчика, а рулит процессом наш HR Generalist. Провели несколько созвонов и накидали план лекций с разбивкой на двух спикеров.

Первая парочка лекций – основы, а дальше – углубленное изучение.

Определили, что сможем уложить всю желаемую для подачи инфу в 10 уроков по 2 часа каждый. 2 часа – это время на саму лекцию и несколько сессий вопросов – после каждого смыслового блока и в самом конце.

Организовали курс так, чтобы после каждого занятия стажеры выполняли домашние задания, которые по итогам курса соберутся в петпроект. С каждым новым заданием ребята должны будут накручивать логику в уже существующем проекте и расширять его функциональность.

Кусочек одного из наших домашних заданий в GitHub.
Кусочек одного из наших домашних заданий в GitHub.

Когда планы были готовы, сделали гугл-форму для заявок и раскидали ее по нескольким каналам: наши соцсети, grintern и ЧелГУ. После этого наше объявление о стажировке появилось еще и на каком-то испанском сайте, но цели такой, конечно, не было.

Слева брошюра для рассылки в универсистеты и grintern, справа - пост в соцсети.
Слева брошюра для рассылки в универсистеты и grintern, справа - пост в соцсети.

Времени на подготовку лекций в итоге потребовалось больше, чем мы ожидали. Вписать это время в рабочие часы не получается, поэтому у наших разработчиков появляется дополнительная занятость для подготовки к лекциям. Тут без этого, кажется, никуда.

Пару уроков мы провели не в те дни, в которые изначально планировали, так как подготовка затягивалась. Ну и старт стажировки вместо заявленного 3 июля переместился на 6 число из-за большого объема работы по проверке тестовых.

С чем столкнулись при отборе стажеров

Мы ожидали, что откликнется на наш зов человек 40, и возьмем мы на курс где-то 15. Но в этом месте проект пошел немного не по плану.

Заявки нам прислали 162 энтузиаста.

Такого наплыва мы не ожидали, но и всех взять, конечно, не могли. Отбирали стажеров по результатам тестового задания.

Тестовое состояло из трех задачек, которые мы отослали заявившимся стажерам на почту с подробной инструкцией по выполнению. Решили, что не будем рассматривать тех, кто изначально не сможет сделать все по инструкции. В итоге таких было не мало.

Фрагмент письма-инструкции к выполнению тестового задания.
Фрагмент письма-инструкции к выполнению тестового задания.

Кто-то решал задания на java, хотя курс у нас по C#. Кто-то присылал ответы в нечитаемых форматах, кто-то писал тему письма как попало, поэтому мы такие ответы просто теряли.

Совет желающим организовать стажировку: пишите вводные, максимально объясняя все подряд – даже те моменты, которые вам кажутся очевидными.

По итогам проверки тестовых мы решили взять ребят, которые выполнили задачи идеально, либо с небольшими огрехами, но изящно. Также брали во внимание бэкграунд, который запросили в форме заявки. Из 162 человек отобрали 29. При этом, конечно, тестовые отправили не все – примерно половина из заявившихся.

Как общаемся со стажерами и улучшаем курс в моменте

Очевидно, продолжать коммуникацию с отобранными на курс стажерами по почте было бы глупо и неудобно. Поэтому мы сделали канал в ТГ, к которому присоединили чатик. Основную информацию (анонсы уроков, домашки и организационные моменты) публикуем в канале, а в чате обсуждаем возникшие вопросы. Получается ненапряжно, да и ребята между собой общаются в ходе дискуссий о домашках, например.

Выдержки из нашего чатика стажировки.
Выдержки из нашего чатика стажировки.

После первого урока мы дали студентам заполнить форму обратной связи. Спросили у них, все ли было понятно, не скучно ли было, какие темы понравились и не понравились в уроке, а также попросили оставить отзывы в свободной форме. Через несколько занятий разослали форму повторно, чтобы посмотреть динамику. Результаты пока хорошие.

Сводки ответов из нашей гугл-формы для ОС и несколько отзывов. 
Сводки ответов из нашей гугл-формы для ОС и несколько отзывов. 

Жалобы стажеров из формы стараемся учесть и исправляемся с каждым занятием. Например, добавляем в лекции больше практических примеров или работаем над подачей материала в целом.

Как мы оцениваем домашние задания

ДЗ на нашем курсе выполнять обязательно. Об этом мы заранее всех предупредили. Выполнение отслеживаем в табличке, где собрали репозитории всех стажеров и сделали 2 критерия оценки.

Кусочек таблицы с оценкой ДЗ
Кусочек таблицы с оценкой ДЗ

Во-первых отмечаем, вовремя или нет было сдано задание. Мы с ребятами договорились, что можно частично сдавать ДЗ после дедлайна. Например, 70% задания вовремя, а остальные 30% – с опозданием. Главное – чтобы какая-то часть задания была выполнена в срок.

Во-вторых, оцениваем качество выполнения задания. Предпочтение в конце курса планируем отдавать тем, кто выполнял все в срок и с наилучшим качеством.

А еще некоторые наши стажеры проходят курс в качестве производственной практики в рамках обучения в университете. Соответствующие документы в конце курса мы также условились выдать тем, кто будет исправно выполнять задания стажировки. Ребята об этом знают.

Что дальше

На момент написания этой статьи у нас прошло пять уроков. Можно сказать, половина курса позади. Среди стажеров, однако, уже появились должники, не сдавшие домашки – их мы планируем исключить из курса. Но есть, конечно, и особо прилежные ребята, лидирующие по качеству выполнения заданий.

По итогам курса и выполнения петпроекта мы планируем нанять 1-2 разработчиков в команду.

Считаем, что опыт организации первой стажировки получился успешным, пусть и не без казусов на старте. Будем рады узнать о схожем опыте со стороны – вдруг получится помочь друг другу сделать классные образовательные проекты в будущем.

28
7 комментариев