Беспощадный цифровой банкинг или вспомни 2005 год на примере Чили
Уже давненько как направили меня мои Дубайские боссы открыть репресент офис в Южной Америке. Выбрана была относительно развитая и спокойная страна в Ж мира - Чили. Хотя я и был предупрежден-вооружен, что будет не просто, но не мог я подумать, что будет так дико! Уровень развития онлайн-банкинга, как для компаний, так и для частных лиц я бы оценил в уровень РФ года эдак 2007-го.
В Чили всего 8 розничных банков, если не считать совсем уж не больших игроков и парочку цифровых банков (являющихся банально дочками крупных фингрупп). Первое, что меня насторожило - это отзывы в AppStore/PlayMarket. Почти по всем местным банкам это ниже 3.5. Ну думаю, может мнительные. И вот стоило мне связаться с первым из банков, чтобы понять всю дичь ситуации...
В цифровизации банков Чили есть один момент очень интересный - это её отсутствие, перечислю основные действия, которые не сделать удалённо в 6 из 8 банков:
1) открыть новый счет в добавок к имеющемуся;
2) закрыть счет;
3) изменить какие-либо установочные данные (типа телефон например);
4) получить подробную информацию об операции;
5) произвести SWIFT-перевод;
6) оплатить мобильный телефон, да и вообще что-либо оплатить классического банковского перевода с заполнением кучи граф;
7) сделать перевод на сумму больше 250 USD с первого раза (да, нужно отправить в первые сутки не более 100, потом ждать и потом опять отправить);
8) заблокировать холдированый платеж, который не хотите подтверждать или считаете его спорным;
9) вступить в чат со службой поддержки или хотя бы оставить тикет;
10) получить выписку со счета за строго ограниченный период в большинстве приложений нельзя, также нельзя распределить расходы/поступления по фильтру.
Логичным будет вопрос, а что же в этих приложениях и системах интернет-банкинга вообще есть?
Очень полезно, что почти каждое приложение предлагает срочно купить страховку от внезапной смерти, которая страхует ВНИМАНИЕ!!! лишь стоимость Вашего погребения! )))) В общем-то учитывая, что большинство приложений загружают данные по счету минимум секунд 20, то смерть может и правда наступить быстрее, чем Вы зайдете в свой аккаунт.
В большинстве присутствует дополнительная потребность скачать еще одно приложение в виде "супер-полезного" для инфбеза дигипасса ))) Умилительное средство (оно правда не только в Чили бывает, встречал и в ЕС) "их" безопасности. Именно на него приходят коды, тк типа СМС не безопасны, ведь телефон может заразить троян )) Тут я себе ярко в красках представил троян, который перехватывает СМС, но не умеет рассмотреть, что там в приложухе-дигипасе )) Скорее даже облегчили задачу жуликам. И да, на каждое такое приложение свой пароль и если от мобильного банка его можно восстановить через дигипасс-приложение, то вот случись что с приложухой дигипас - гоу ножками в отделение банка. Отдельный прикол - это требования к качеству пароля. Тут вообще алес - требования большинства банков - это пароль без спецсимволов и не длиннее 8 символов )))) ха-ха!
Что еще из интересного по функционалу - да, ЭплПэй сюда так и не доехал )) ну это уже как бы по смыслу было понятно.
Из последнего я бы выделил супер-уровень дизайна мобильных приложений, авторы которого заслуживают отдельную сковороду в аду.
Это в части онлайн-приключений. Но и это не все... Офф-лайн приключения даже круче, если сказать, что банки работают до 14:00 (видимо живут по МСК времени), а саппорт второй линии и далее отвечает примерно пару суток и уж точно не в выходные. При этом оплата чего-либо требует по старинке заполнять платежку на специальном бланке ))))
PS: кое-что сносное таки есть конечно и в Чили, но это приложения, уровень которых в РФ оценили бы на троечку - это приложухи местного маркетплейса Mercadopago, сети заправок Copec и цифровой банкинг (правда очень любящий блокировать счета без предупреждения и без возврата денег до суда) Tenpo.
Глядя на то, как устроена здешняя банковская система, хочется дождаться пока пыня представится, поехать в РФ и поставить памятник Грефу, Тинькову и Фридману с Авеном "за создание качественного банкинга". Извините, что лизнул, псссс... хочу снижения ставки по кредитам и прощение долгов ))) шучу.