Что общего у Фила Джексона и проектных менеджеров ЮMoney
Проектные менеджеры ЮMoney пофантазировали и сравнили свои обязанности с работой тренера спортивной команды. Получилось занимательно: нашли полное сходство по многим пунктам! И выяснили, что основные качества проджекта — такие же, как у главного тренера НБА: надо быть фанатом своей команды, уметь «чувствовать раздевалку» и придумывать ритуалы.
В чём отличие между физкультурой, обычным и профессиональным спортом
- Физкультура нужна для здоровья — чтобы поддерживать общий тонус организма.
- Спорт — занятие посерьёзнее: это выход человека за пределы своих возможностей.
Спорт бывает индивидуальным и командным
Спортивная команда, как и команда проектных менеджеров, — это:
- Группа людей с разными ролями, которые играют по определённым правилам.
- Профессионалы своего дела, которые много тренируются и постоянно развиваются.
- Люди, для кого спорт — работа или обязательства, за которые они получают вознаграждение.
У проектной и спортивной команд много общего: цели, роли, процессы, коммуникации и даже терминология
Представим, что проект — это матч.
Одни команды успешнее других из-за одного человека
Заметили, что при равной квалификации игроков, одинаковых бюджетах, с одинаковым круглым мячом, на одном и том же зелёном поле одни команды играют в футбол лучше, чем другие? Считаем, что дело в одном важном человеке, который эмоционально вовлечён, — это тренер команды. Он управляет процессами, переживает за результат, направляет, мотивирует, заряжает. Этот человек очень напоминает менеджера проектов в ЮMoney.
Таким образом, если команде из 11 игроков повезло с тренером, можно считать, что в ней играют 12 человек. И во время матча с другой командой при одинаковой численности у неё будет преимущество.
10 качеств выдающегося тренера
По версии Олимпийского комитета, тренер должен:
- Понимать своё дело. В идеале — быть выдающимся спортсменом.
- Стремиться к новым знаниям и постоянно развиваться.
- Обмениваться знаниями с подопечными. Спортсмены на 80% предоставлены сами себе, большую часть времени тренируются самостоятельно, и задача тренера — дать каждому хорошую обратную связь, указать на ошибки.
- Обладать навыками мотивации.
- Понимать психологию каждого спортсмена в команде.
- Обладать навыком эффективной коммуникации, уметь слушать и слышать команду.
- Быть дисциплинированным.
- Быть примером для своих подопечных.
- Оставаться преданным делу и вовлечённым на 100%.
Первые два качества из этого списка — про хард-скилы, а всё остальное — софты. Заметьте, тут нет ни слова о том, что тренер должен знать 100500 футбольных техник и 200 комбинаций. Потому что тренер — это не про инструменты и процессы, тренер — это про людей, психологию и эмпатию. Так же и в управлении проектами: процессам можно обучить любого, но знание PMBok не сделает из вас выдающегося «тренера», если ваши софт-скилы недостаточно прокачаны.
К тому же:
- Важно смотреть на процессы других команд и компаний. Такая насмотренность даст возможность выработать собственный стиль.
- Процессы относительно легко скопировать. Но вопрос — зайдёт ли эта копия вам и вашей команде? Ведь есть разница — в корпоративной культуре команд, например.
- Берите от других лучшее — то, что вам подходит. Не копируйте слепо всё подряд.
Философия: команда — отражение тренера, его лучших и худших черт
По мнению Фила Джексона, профессионального американского баскетболиста, тринадцатикратного чемпиона НБА и одного из величайших тренеров Национальной баскетбольной ассоциации, сила команды — в каждом отдельном участнике, а сила каждого участника — в его команде. Фил Джексон старался раскрыть потенциал каждого члена команды, чтобы получилась синергия.
В своей книге «Одиннадцать колец», которую мы рекомендуем прочитать, он не рассказывает о хардовых техниках. Он делает акцент на эмоциональной составляющей — как из команды разных игроков сформировать единый организм.
Вот несколько мыслей из книги — о том, каким должен быть тренер:
- Целостным и с чётким пониманием, кто он и какие у него принципы.
- Руководство командой — это отражение привычек и уклада жизни тренера. Перед тем как прийти к какому-то виду управления, тренеру нужно разобраться в себе, в противном случае любая его негативная черта, как и позитивная, рано или поздно вылезет в каком-нибудь процессе.
- Не нужно воспринимать команду как инструмент для самореализации. Когда тренер становится наставником, он уже должен быть реализован, должен уметь направить команду и раскрыть потенциал каждого игрока. Незрелый тренер ничего не сможет дать своей команде.
Ритуалы: любые совместные активности за пределами основного фокуса команды
Фил Джексон привнёс в свою команду кое-что извне: ритуал заниматься йогой. Он был поклонником дзен-буддизма и культуры коренных индейцев.
Кстати, в ЮMoney тоже много ритуалов: мы занимаемся йогой, медитируем, стоим в планке, играем в волейбол и футбол, ходим на сапах. Это позволяет на время отвлечься от рабочих процессов и синхронизироваться в чём-то ещё.
«Чувство раздевалки»: когда тренер понимает темп и ритм команды, эмоциональное состояние игроков
Если смотрели футбольные матчи, то наверняка слышали выражение, мол, команда оказалась сильнее, потому что тренер «чувствовал раздевалку». Именно в этом месте тренер даёт игрокам установки до, во время и после игры. В этом месте выбирают стартовый состав, проводят замены, празднуют победы, чествуют и провожают игроков. Здесь тренер ближе всего к участникам команды — даже ближе, чем на тренировках.
Примеры мотивации в раздевалке
Здесь выделим две основные составляющие — в зависимости от целей и ожидаемого результата команды.
- Когда нужно выиграть. Если у вас комплаенс и жёсткий дедлайн или от вашей работы зависят другие команды, понятно, что состав команды стоит формировать из ведущих игроков. Мотивация в раздевалке в таком случае должна быть хлёсткой и яркой.
- Когда возможна ничья. Если вы находитесь в середине квартала, у вас не суперважный проект без горящих сроков и работа других команд зависит от вас не так сильно, ведущих игроков можно разбавить новичками и участниками среднего уровня. Для них это возможность прочувствовать, как всё устроено. Даже если что-то пойдёт не так, игроков всегда можно заменить: спокойная обстановка позволяет это сделать. Мотивация для игроков в таком случае будет спокойной, а может, получится обойтись без неё.
- Когда можно и проиграть. Не всегда цель спортсменов — победа. Иногда проигрыш тоже бывает полезным. Например, если продукт, который вы долгое время разрабатывали и в который инвестировали, оказался убыточным, участники выгорели, а цели невозможно достигнуть по независящим от вас причинам. Тогда проще всего доделать последние задачи, расформировать команду и закрыть проект. В этом случае игрокам нужна спокойная и расслабляющая мотивационная речь от тренера. Чтобы они поняли: в ошибках нет ничего страшного, а конец проекта позволит набраться сил перед новым рывком, который точно будет успешным.
- Когда нужен тайм-аут. В спорте именно по тайм-аутам можно оценить качество и уровень квалификации тренера. Во время этого короткого перерыва в игре тренеру нужно успеть дать игрокам обратную связь, скорректировать ошибки, провести замены, если нужно. И в спорте, и в проектной работе количество тайм-аутов ограничено: вы не можете собирать команду ежедневно и дёргать участников по любому поводу. А если вы работаете на удалёнке, то тайм-ауты становятся ещё ценнее, ведь о них нужно договариваться заранее. Невозможно в любой момент подойти к коллеге и задать вопрос: он может быть сильно занят или отсутствовать на рабочем месте. Мотивационная речь тренера во время тайм-аута должна быть вдохновляющей и чёткой — участникам важно получить понятную обратную связь и грамотные инструкции.
- Buzzer Beater. Это когда в решающий момент игра переходит в руки самого надёжного и стабильного игрока. Ведущим игрокам может мешать избыточный потенциал: у них может быть слишком много других дел, они могут эмоционально выгореть к завершению проекта. Поэтому лучше отдать задачу, которую надо сделать, другому участнику.
- Когда нужно порефлексировать. В раздевалке важно дать команде подумать над ошибками, признать их, убедиться, что ничего страшного не произошло и что не нужно относиться к неудаче слишком серьёзно. Помните, как в 2014 году на церемонии открытия Олимпиады в Сочи не раскрылось одно из олимпийских колец? Но никто не расстроился, а Международный олимпийский комитет даже пошутил над этим на своём официальном сайте.
Но и игнорировать провалы нельзя. Важно подумать, что можно улучшить, провести ретро по проекту, сделать работу над ошибками и запланировать шаги по их исправлению.
- Когда нужно отпраздновать победу команды. Отмечать успехи команды тоже важно. Например, у нас в ЮMoney за значимые проекты, в которых участвовал сотрудник, ему выдают ачивки.
Выводы
- Менеджер проектов, как и тренер спортивной команды, должен заряжать, вдохновлять, поддерживать и быть максимально вовлечённым.
- Эмоциональная связь с командой и развитые софты важнее профессиональных знаний и хардов — в соотношении 80% к 20%.
- Позитивные и негативные черты менеджера проектов всегда отражаются на его команде, поэтому прежде чем выбирать такую профессию, нужно разобраться в себе. Нельзя воспринимать команду как инструмент для самореализации.
- В команде проектного менеджера должны быть ритуалы, которые помогают сплотиться и синхронизироваться в процессах, не связанных с работой. Например, можно вместе ходить на йогу или заниматься английским языком.
- «Чувство раздевалки» — главный козырь в руках тренера и проектного менеджера. В этом месте он сильнее всего соприкасается с командой: мотивирует, наставляет, указывает на ошибки, празднует победу, анализирует провалы.
Будьте фанатами своих команд!
Если у вас остались вопросы по работе проектных менеджеров, задавайте их здесь — с удовольствием ответим каждому.
Цитату Джордана прям можно распечатать и повесить себе над столом! Чтобы видеть - мировые звёзды совершают ошибок ещё больше, чем обычные люди.
Цитата, действительно, мотивирующая 🙂
Расскажите подробнее про ачивки - для чего они нужны и что дают сотруднику Юмани? На них потом можно какие-то плюшки получать - типа доп выходной или скидка хорошая на фитнес?
Ачивки в ЮMoney нужны для того, чтобы визуализировать достижения сотрудника. Их можно получить за выступление на конференции, митапе, за публикацию статьи. Также выдаём ачивки новичкам и ребятам, которые проработали в компании какое-то количество лет, а ещё тем, кто решил вернуться к нам работать. 🙂 Некоторые виды ачивок дарим вместе с корпоративным мерчем.
Особенность ачивок ЮMoney в том, что сотрудники сами могут их создавать и таким образом не только поощрять за достижения, но и благодарить, рассказывать коллегам о вкладе каждого в проект и, в целом, видеть, как развивается история работы в ЮMoney через милую визуализацию 😉
🙂