«Переехали на Бали и управляем сетью студий йоги отсюда». Как? 7 советов про делегирование
Привет, я Владимир Старков, сооснователь Mobifitness. В этом блоге я пишу о развитии студийного бизнеса и часто приглашаю предпринимателей делиться опытом.
В этот раз мы попросили Стефанию Дениско, основательницу сети студий йоги Воздух, рассказать, как настроено делегирование в ее бизнесе.
Стефания владеет тремя студиями в Казахстане. Сейчас в штате Воздуха 80 человек. Полгода назад она переехала с семьей на Бали и это не стало препятствием для успешного управления и развития сети. Процесс удалось наладить дистанционно, т. к. роли в команде были уже распределены.
Подход Стефании к делегированию нашел много отклика во время эфира в сообществе собственников студий Академия Mobifitness. Думаю, вы найдете много полезного и для себя.
Передаем слово.
Стефания Дениско, основательница сети студий йоги Воздух.
Я начну с главной мысли в этой теме, на мой взгляд. «Бага», который часто мешает начать делегировать и превращает предпринимателя в узкое горлышко, в котором застревает развитие его собственного бизнеса.
Делегировать можно все
Я убеждена, что нельзя делегировать только то, ради чего вы создавали этот бизнес. У каждого тут будет свой пункт. Нет единого правила.
Кому-то важно преподавать в собственной студии. Для кого-то это абсурдно — я же предприниматель. А у кого-то именно эта картинка была в мечтах: я открою свой зал, я там веду занятия, я довожу людей до результата. Оставляйте это.
Простой пример: что предприниматели делегируют проще всего? В 90% — бухгалтерия и уборка. Почему? Мало кто открывал свой бизнес для того, чтобы заполнять форму в налоговую, или спал и видел, как моет пол в студии. Это то, чем не хочется заниматься.
Так почему же потом сложнее делегировать таргетинг, маркетинг, найм, продажи, управление, расчет зарплат и т.д.? Потому что:
«Я сам сделаю лучше»
Обычно так мы думаем в вопросах более серьезного порядка и это заблуждение.
Наша задача — найти людей, которые сделают эффективнее, быстрее, и довериться.
Это непросто. Какой логикой пользуюсь я? Да, есть вещи, в которых вас сложно заменить. Вы можете здорово продавать, доносить ценности своего бизнеса. Значит нужно искать человека, который это сделает на одну-две трети от того, как вы. Но, если со временем таких людей будет уже несколько, все равно это будет лучше, чем один собственник.
В свое время мне тоже казалось, что все люди в студии идут на меня и как другие преподаватели вообще смогут работать? Ничего подобного. Когда есть 10 тренеров, они работают эффективнее, чем один самый крутой.
Важно делегировать принятие решений, а не функционал
Например, вы нанимаете продающего администратора. Вы учите его тому, какие абонементы есть, какие преимущества у студии, обучаете работе с базой. Но продажи — это не только продать и получить деньги. Это и про проблемных клиентов, про возвраты, про «можно я проведу с собой сестру на посмотреть». Это куча микро решений.
Если по всем ним постоянно идет звонок собственнику, то все очень буксует.
Важно делегировать принятие решений. Только в этом случае вы разгружаете себя, а не приобретаете дополнительную нагрузку в виде тщательного контроля за сотрудником.
Пусть косячат
Да, когда вы делегируете принятие решений, кажется, что «вот они же сейчас ошибутся». Это тоже часть процесса. Пусть ошибаются и видят последствия своих решений.
Важно, чтобы сотрудник «обжегся», сделал выводы, и только тогда он ощущает владение ситуацией и может этому научить других людей.
Главное контактное лицо — не собственник
Делегирование происходит постепенно и увеличивается с ростом компании. Важно вовремя видеть, какие функции нужно еще расширять и дополнять новыми людьми.
Как все выглядит у нас?
Есть управляющий и от него идет коммуникация со всеми остальными сотрудниками: тренерами, администраторами, техперсоналом и т. д.
С ростом эти функции расширялись. Сейчас у нас уже есть человек, который отдельно отвечает за тренеров и коммуницирует с ними, руководитель отдела продаж, который ответственен за работу с менеджерами.
Очень важно вовремя нужному человеку делегировать принятие решений.
Опять же, если это не то, ради чего.
Контроль — основа качественного делегирования.
Свобода не значит отсутствие контроля. Именно то, как он реализован, определяет качество управления. Как это выглядит у нас?
Во-первых, автоматизация. Мы используем решения Mobifitness: учетную систему и CRM, мобильное приложение, онлайн-оплату. Это делает бизнес прозрачнее, минимизирует человеческий фактор и недопонимания.
Простая сверка оборота с продажами в системе уже говорит почти все о том, как идут процессы в студии. У нас есть йога-магазин: продаем коврики, одежду, перекусы, чехлы, инвентарь. Это также сверяется через систему.
Для тренеров установлены KPI, которые зависят от количества человек в группе. Зарплату рассчитывает система. В интересах тренера самому проконтролировать, чтобы все клиенты были учтены на занятии.
В наших студиях практически нет наличных оплат. Мы не отказались от этого. Но по факту их использует только 1% клиентов. И это также делает процесс продаж прозрачным.
Во-вторых, камеры наблюдения. За ними не нужно следить 24/7. Но сам факт их работы полезен. Те люди, которые приходят с не совсем честными намерениями, всегда на это обращают внимание.
Мы делаем акцент на наличии камер на кассе, складе и в залах прямо во время стажировки. У некоторых в этот момент сразу начинает болеть голова и больше они не выходят на связь.
Камеры спасают при спорных ситуациях. У нас записи в среднем поднимаются один раз в две недели и, как правило, помогают все урегулировать очень быстро.
В-третьих, доверенный управленец.
Это человек, который разделяет ваши ценности. И, что важно, ему должны доверять не только вы, но и сотрудники. Если управляющий — это такой «цербер и контролер», который не пользуется популярностью у команды, такой человек будет разрушать бизнес.
Я думаю, что именно поэтому у нас никогда не приживались руководители со стороны. Я пробовала нанимать управляющего филиалами, сетью и каждый раз такой опыт был неудачным. Самые эффективные менеджеры в моем случае — это специалисты, которые из администраторов росли внутри студии.
Закончу, философской, но, на мой взгляд, центральной идеей.
Создавать и управлять бизнесом нужно через свои ключевые ценности. Определитесь с ними, потратьте время на рефлексию. И это упростит вам жизнь.
Например, моя главная ценность — свобода. Мне важно, чтобы я чувствовала себя свободной и чтобы сотрудники тоже. Это сказывается на выборе: что внедрять в бизнес, а что нет. В том числе в вопросах делегирования и контроля.
Если я понимаю свои ключевые ценности, мне не нужно себя ломать, даже если я слушаю на обучении, читаю в книге о том, что это 100% сработает. Да, это может быть эффективно, но если противоречит моему убеждению, у меня не зайдет.