Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

«Берген?» или «Берген!»? Гречка или клубничка? Атлантическая дорога или «Лестница троллей»? Дизайнер HWdTech Анна Данилова — о путешествии из Сибири в Скандинавию.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Здравствуйте! Мы ИТ-компания Hello World! Technologies, и мы любим рассказывать о путешествиях наших коллег. В прошлый раз технический директор HWdTech Яков Лило начал делиться своими знаниями об Австралии, где он регулярно бывает на протяжении уже десяти лет. Почитать первую историю можно по ссылке, а вторую — в скором будущем.

А сегодня настало время нашему дизайнеру Анне Даниловой поведать о том, как она провела летний отпуск в Норвегии и на Фарерских островах.

«Увидела фото и влюбилась. Вы знаете, как это бывает!» — так начинает свой рассказ Анна и тут же показывает собственные фотографии этих просторов, да такие, что и правда дух захватывает.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Итак, добро пожаловать в Скандинавию! Путешествие туда из далёкой Сибири Анна советует начинать практически за год — с приобретения авиабилетов. Мы готовы ставить памятники отважным путешественникам, которые покупают в ноябре билеты на июль.

За девять месяцев до старта перелёт «Омск — Москва — Осло» туда и обратно с багажом, питанием и короткой стыковкой стоит 29 180 рублей. А за месяц до вылета — уже 43 тысячи рублей. Экономия очевидна. Нужно учитывать, что в программе путешествия у наших героев были дальнейшие перемещения по Норвегии: Осло — Ставангер — Олесунн — Берген и далее самолётом на Фареры. Все билеты также приобретались заранее.

Как вы уже поняли, маршрут нашей путешественницы Анны, которая отправлялась в отпуск в группе из четырёх человек, включая её маму Татьяну Данилову (которой мы очень благодарны за путевые заметки), начинался в Норвегии, где они провели восемь дней. Затем группа отправлялась на Фарерские острова, о которых мы расскажем во второй части нашей истории.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Для поездки в Норвегию россиянам нужно оформлять обыкновенную Шенгенскую визу. Но есть нюанс! Необходимо сначала зарегистрироваться на визовом сайте, заполнить там анкету и сразу же оплатить консульский сбор.

Только после этого можно идти в визовый центр или посольство с полным пакетом документов и подписанным письмом-сопровождением, которое придёт по электронной почте после регистрации заявки. Стоимость обычной визы — €35, экспресс — €70.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Норвегия

Первое, что вам понадобится на месте, — это транспорт. Если вы планируете перемещаться только по городу, например по Осло, достаточно купить единый проездной (стоимость — 108 крон за 24-часовой тикет), с ним можно ездить на автобусах, трамваях и даже на корабликах (что сойдёт за отличную экскурсию!).

Такой проездной окупится за четыре поездки, так как один билет стоит 35 крон. Но если хочется ехать в горы (а этого невозможно не желать, раз уж вы прилетели в Норвегию!), то нужна машина, и помощнее. Наши путешественники для этого специально арендовали авто, причём электрокар.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

В Норвегии катались на электромобиле. Круто! Но там это не что-то из ряда вон выходящее. Ты видишь Tesla на каждом шагу, и не только эту марку.

У нас был Hyundai. На электрокары у них скидки, их можно бесплатно парковать в городе, билеты на паром стоят дешевле.

И есть бесплатные места для зарядки. Людей всячески мотивируют отказываться от бензина.

Анна Данилова

Решать вопросы с арендой автомобилей рекомендуется заранее, а заодно и озаботиться международными правами, которые необходимы в скандинавских странах повсеместно.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Другой момент, о котором следует помнить ещё на стадии планирования поездки, это то, что в Норвегии очень высокий уровень жизни, а значит, заоблачные цены на всё. Для сравнения: вот вам маленький перечень норвежских цен на продукты с пересчётом в рубли по курсу на 8 октября 2019 года:

Чипсы 40 крон — 284,95 рубля.

Молоко 23 кроны — 163,84 рубля.

1 килограмм черешни 99 крон — 705,24 рубля.

В целях экономии мы кушали гречку, привезённую из дома. Покупали только овощи — помидоры, огурцы на салат. Была неделя здорового питания. Ценники там действительно безумные.

Например, у них много клубничных ферм, прямо вдоль дороги стоят. Но клубника, или по-норвежски «йорбар» («jordbær»), стоит ужасно дорого даже при покупке на месте, а в магазине ещё больше.

Анна Данилова

При этом качество товаров и услуг тоже очень высокое: ты платишь за то, что получаешь на самом деле. К тому же ради такого приключения можно и пожить неделю на гречке: здоровое питание, свежий воздух, спорт (в основном, конечно, хайкинг — то есть пешие прогулки по горам) и чистейшая вода — что ещё нужно для идеального отдыха!

Вода в Норвегии и на Фарерах просто нереальная: чистая, вкусная. На Фарерских островах водопады через каждые два метра, пили прямо из них. В Норвегии поднимались к леднику, там набрали воды. Она вкусная и ледяная, аж руки сковывает.

В городах везде специальные питьевые фонтанчики. Вода из-под кра��а тоже отличная: после двух недель там волосы стали мягкие и шёлковые.

Анна Данилова

Осло

Наши герои провели в Норвегии восемь дней, побывали в её южной, северной и центральной частях. В столице, Осло, они задержались всего на сутки, соответственно, успели посетить только основные достопримечательности.

Остановились в квартире на набережной Осло-фьорда, с чудесным видом на него. Жильё арендовали у частных владельцев через Airbnb, и квартира с таким удачным расположением обошлась им в 2952 рубля в сутки. Это также очень хорошая цена для Норвегии, но опять важно всё сделать заранее.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Осло — большой и очень красивый город. Идеально ровные дороги, абсолютная чистота, много цветов, современная архитектура и исторические кварталы. Повсюду розы: на клумбах, в парках, вдоль домов на улицах, на подоконниках в квартирах. Представляя Норвегию, мы думаем о суровом северном крае, но на деле летом в столице оказалось жарко — всё утопало в зелени, люди загорали и купались.

Отдельно Анна рекомендует посетить городскую Ратушу Осло, Oslo rådhus, монументальное здание в стиле 1960-х годов, и обязательно национальный Оперный театр Осло, Operahuset. Это ультрасовременное произведение архитектурного искусства удивительно похоже на айсберг (так было задумано!), а потому отлично вписывается в виды Осло-фьорда.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Ещё один уникум для посещения — парк скульптур Вигеланда. Все фигуры здесь созданы одним автором — Густавом Вигеландом в 1907–1942 годах. Скульптор не дожил лишь год до завершения проекта. Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Ставангер

Следующий пункт путешествия — Ставангер — нефтяная столица Норвегии. Именно благодаря «нефтекронам» эта страна достигла нынешнего процветания, и уже который год ООН признает её лучшей в мире для проживания. Трудно представить, что ещё 60 лет назад о таком высочайшем уровне жизни и речи не было, но в 1958 году на шельфе Северного моря норвежцы нашли нефть — и это изменило всё.

Что до Ставангера, то с 1125 года, когда заложили первый камень в фундамент местного собора, он всегда носил «почётное звание» глуши и провинции. Но как только в город пришли нефтедобывающие гиганты, такие как StatoilHydro, его статус и облик резко изменились.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Кстати, несмотря на то что города в Норвегии расположены на небольшом расстоянии друг от друга, дешевле перемещаться между ними на самолётах, чем ехать или плыть. Но вот до Ставангера Анна и её спутники добирались на ночном поезде.

Поезд хороший, но посреди ночи пришлось распаковывать чемоданы, потому что стало очень холодно. Нужно было доставать тёплые вещи. В остальном поездка очень комфортная.

Если путешествуешь ночью, то в цену билета входят плед и маска для сна, можно потом забрать их в качестве сувенира. Есть розетки, Wi-Fi и другие удобства.

Анна Данилова

Погода в июле в этой стране очень разнится. Если в Осло, как мы уже сказали, стояла настоящая жара, все загорали и купались, то дальше к северу становилось прохладнее. Но в целом нашим туристам повезло, ниже +20°C столбик термометра не опускался. А мог бы! В Олесунне, например, вполне нормальная июльская погода — это +12°C и дождь.

Итак, куда наши герои отправились, будучи в Ставангере? Первый пункт программы — скала Прекестулен (Preikestolen — «Кафедра проповедника»), или Pulpit Rock («Скала-кафедра»). Это отвесная скала, которая нависает над Люсе-фьордом. Подъём несложный, всего 3 километра наверх. С погодой нашим туристам очень повезло, было тепло и солнечно, но есть другой нюанс, который может омрачить такие вот восхождения.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Вся Норвегия — это сплошное «туристическое место», там очень много народу везде. И на этой скале тоже была очередь, как в Ватикан: два сплошных потока людей вверх и вниз. На Фарерах мы были наедине с природой, а здесь трудно было найти ракурс, чтобы сделать фото без туристов в кадре.

Анна Данилова
Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Ещё один знаменитый памятник в окрестностях Ставангера — «Мечи в камне», Sverd i fjell. Во времена викингов Норвегию раздирали междоусобные войны. До тех пор, пока в 873 году на берегу Хаврс-фьорда конунг Харальд Прекрасноволосый не одержал победу, поразив двух своих главных соперников.

После этого воины вонзили свои мечи в землю в честь примирения и сказали: «Кто вытащит — тот развяжет войну». Харальд объединил земли Норвегии и стал её первым королем. А уже потом, много-много лет спустя, появился такой вот памятник — эти десятиметровые мечи уж точно никто не вытащит.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Недалеко от Ставангера также находится знаменитейшая скала «Язык тролля». Но на неё наши герои не поднимались: восхождение достаточно тяжёлое — 8-9 км в одну сторону, подъём крутой. Не каждый справится с таким даже ради прекрасных видов. Если вы решите рискнуть, помните о том, что нужно быть готовым морально и физически.

По пути на Trolltunga есть домики, в которых могут заночевать незадачливые туристы, не успевшие спуститься до темноты. Но это не отели или коттеджи, а просто ничейные, не запирающиеся домишки с минимумом удобств — только чтобы не спать на голой земле. Однако многие целенаправленно идут в такой поход на два дня: чтобы заночевать вблизи от скалы, а утром без очередей и толп туристов сфотографировать всю красоту Trolltunga.

Олесунн

Из Ставангера Анна и её друзья самолётом переместились в городок Олесунн. Весь перелёт занял полчаса: этакий «крылатый автобус» — маленький, зато дешевле и быстрее поезда.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Примечательно, что по-норвежски название города выглядит так: Ålesund, а в русском языке сейчас укоренилось написание «Олесунн», встречаются также варианты «Алесун», «Аалезунд» (устаревшее) и другие невероятные транскрипции.

В Олесунне путешественники снимали домик с видом на горы и фьорд. Это не экзотика, а можно сказать, местный колорит — люди живут здесь изо дня в день среди поражающей воображение природной красоты.

Стоит отметить, что там достаточно строгие правила для туристов, но это не главное. Сама атмосфера мотивирует вести себя осторожно по отношению к природе: не разрушать её и не мусорить.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

В окрестностях Олесунна Анна рекомендует обратить внимание, во-первых, на Атлантическую дорогу — один из самых красивых и захватывающих автомобильных маршрутов в мире.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Невозможно описать, какую фантастическую работу проделали строители, вписав автостраду между островами и океаном так, чтобы каждый метр этого рукотворного дорожного полотна стал частью невероятной природы «на краю света».

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Следующая достопримечательность — опять дорога: «Лестница троллей». Это узкий и крутой серпантин, который поднимается на 858 метров над уровнем моря и по пути делает 11 резких поворотов. Осенью и зимой проезд по дороге закрыт из-за повышенной опасности. Наверху, в снегу и тумане, которые здесь даже в июле, можно найти обзорную площадку с видом на дорогу и водопад Стигфоссен (180 м в высоту).

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Целая группа экстремальных норвежских достопримечательностей, на которые обязательно стоит обратить внимание, это ледники. Анна поднялась на ледник, который называется Buarbreen.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Правда, во время таких походов следует быть крайне осторожными. Наша героиня убедилась в этом сама, едва не поплатившись за посещение этого места тяжёлой травмой.

Добирались по воде, затем шли пешком. Подъём поначалу нормальный, а потом перед вами оказывается отвесная скала и верёвка. И треть маршрута вы лезете по веревочке безо всякой страховки. Спасибо, в конце подъёма лестница есть.

Прямо к снегу мы не смогли подобраться, там горная река — только вплавь. Зато набрали вкуснющей ледяной водички! На спуске я чуть не убилась: пошла одна, свернула не в ту сторону, решив срезать путь, поскользнулась и поехала вниз на осыпи, а дальше отвесный склон, высота больше двух метров, внизу валуны и горная река.

Повисла над этим всем, думая, какую ногу мне не жалко сломать при падении. Руки ещё нужны были, чтобы потом по верёвке сползти. К счастью, поблизости шли парни-норвежцы, которые услышали крики о помощи и вытащили меня, когда я уже к худшему приготовилась.

Анна Данилова

Берген

Перелёт из Олесунна в Берген — последний участок пути перед отправлением на Фарерские острова.

За��авный факт из жизни норвежцев: ещё со школьной скамьи они почему-то привыкают писать вместо восклицательного знака — вопросительный. «Мы сами не понимаем, почему мы так делаем», — признаются местные жители. Тем не менее если вы видите надпись «Берген?» на дорожном указателе — не удивляйтесь, это не вопрос, вам просто сообщают «Берген!» — ура, вы добрались.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Ещё один забавный факт — здесь высочайший уровень доверия как друг к другу, так и к туристам. Но что и говорить, дальше наш рассказ пойдёт о Фарерах, где вообще никто дома не запирает.

В Бергене я искала «закладку ключей» под колесом. Хозяин арендованного авто не мог нас встретить. Мы позвонили ему, сообщили, что уже стоим у машины. Он сказал: «Нагнитесь, под передним правым колесом лежит пакетик — и в нём ключи». Пришлось полазить под машиной, не знаю, что люди подумали.

Анна Данилова

Здесь наши герои решили пожертвовать сном ради красивой природы и в пять утра сорвались кататься на пароме по фьордам. Шикарные виды стоят того, чтобы три часа ехать до места старта, а потом четыре часа плыть на пароме, погрузившись в созерцание (и фотосъёмку, чего уж там).

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

Перед вылетом на Фарерские острова туристы успели погулять по исторической части Бергена, а затем уже отправились на самолет.

Неделя пребывания в Норвегии пролетела быстро. Анна признаётся, что с погодой им сказочно повезло, они даже успели загореть (и местами сгореть) на солнце этой северной страны. А ещё — увидеть знаменитые скалы и ледники, поплавать на паромах и катерах по красивейшим фьордам, проехать по Атлантической дороге и «Лестнице троллей» и посетить много фантастических, незабываемых мест.

Четыре билета в Скандинавское лето: как мы Норвегию покоряли, безудержно экономили и чуть не убились

А дальше Анна и её компания отправилась на загадочные, таинственные и практические неизвестные русскому туристу Фарерские острова. А о том, как это было, читайте во втором выпуске нашей рубрики про путешествия северные и южные.

25
23 комментария