Как разработчику зарабатывать миллионы рублей на хобби — рассказывает победитель 10 конкурсов от ВКонтакте
Денис Пешехонов в рабочее время программирует для строительства атомных станций, а в свободное — создаёт сервисы ВКонтакте и зарабатывает на этом миллионы рублей. Как монетизировать своё хобби и что для этого нужно — читайте в статье.
Атомная энергетика и сервисы ВКонтакте
Денис работает в Росатоме — руководит одной из команд отдела цифровизации, которая помогает в проектировании и сооружении атомных станций. А ещё у него есть хобби: с 2008 года он разрабатывает сервисы ВКонтакте.
Возможно, вы слышали о каком-то из сервисов или даже пользовались ими. Среди них — «Фотодуэль», где пользователи выполняли творческие задания и соревновались друг с другом, «Променад», который помогал находить интересные места поблизости, и «Шар-предсказатель» с пророчествами на каждый день.
Судьба у проектов сложилась по-разному. Некоторые сервисы пришлось закрыть, потому что их технологии устарели, а на обновление потребовалось бы слишком много сил и времени. Некоторые просто не нашли свою аудиторию — такое тоже бывает. А есть сервисы, которые создавались специально для конкурсов и поэтому не получили развития.
Сейчас ВКонтакте действуют три мини-приложения разработчика:
• «Путь к мастерству» — трекер отслеживания привычек, который мотивирует выполнять задачу каждый день без перерывов;
• «Brain Defense» — образовательная игра, где нужно бороться с монстрами с помощью знаний в разных науках;
• «Музейный барон» — игра-кликер на тему музеев: здесь нужно нажимать на посетителей с разными предпочтениями и получать за это игровую валюту, чтобы строить виртуальные музеи. Они, разумеется, аналогичны настоящим — можно создать свой Эрмитаж или Кунсткамеру.
Также ВКонтакте и в умных колонках VK Капсула доступен навык для голосового помощника Маруси, который объединяет события в Петербурге и помогает выбрать, куда пойти. Функция ищет мероприятия по теме и времени, а ещё хорошо понимает естественную речь — так что можно просто сказать: «Концерты в июле», и всё найдётся.
Денис заработал на сервисах ВКонтакте несколько миллионов рублей, при этом не вложив почти ничего в продвижение. Всё дело в том, что он участвует в конкурсах по программированию и зачастую выигрывает.
Я участвую в конкурсах как один, так и с командами. Мы брали главный приз VK Hackathon 2018, второе место «Вездекода» в 2020-м, несколько этапов VK Fresh Code. А недавно я выиграл конкурс «Код Петербурга», где получил самый крупный приз в жизни — 3 миллиона рублей. Победил с сервисом «Музейный барон», деньги вложил в покупку квартиры.
Участвовать в конкурсах выгодно даже разработчикам, у которых неплохая зарплата. В пересчёте на единицу времени это прибыльнее, чем работать в найме: можно написать новый сервис за пару выходных и выиграть 100–200 тысяч рублей — именно столько в среднем составляют призовые. Хотя, конечно, конкурсы — это не так стабильно, как полноценная работа, так что лучше всё умело сочетать.
Как побеждать в конкурсах
Готовой формулы успеха нет — по словам разработчика, победа зависит от многих факторов: условий конкурса, навыков команды, темы и критериев, по которым жюри оценивают проекты. Но Денис действует по определённому алгоритму, и зачастую (но не всегда!) именно это помогает выигрывать.
Шаг № 1. Придумать идею
Всё начинается с идеи: сначала стоит сесть и придумать, о чём вообще будет сервис.
Если попросить меня написать 30 концепций для мини-приложений ВКонтакте, я придумаю их за полчаса. Помогают, в числе прочего, техники ТРИЗ, теории решения изобретательских задач — возможно, у некоторых из вас был такой предмет в школе. Это методы поиска креативных решений, которые были популярны в СССР, а сейчас незаслуженно забыты. Очень советую почитать об этом.
Шаг № 2. Проанализировать вводные
После этого важно оценить ситуацию: посмотреть на условия конкурса, оценить, какие цели преследует площадка, когда его запускает.
В конкурсе «Код Петербурга» среди критериев оценки были метрики — в том числе количество пользователей. Так я понял, что нужно создавать развлекательный проект: обычно они привлекают самую большую аудиторию.
Я проанализировал топ сервисов в каталоге VK Mini Apps и обнаружил, что аудитория ВКонтакте любит кликеры — незатейливые игры, где нужно нажимать на экран компьютера или телефона как можно больше раз. Думаю, кликеры так популярны, потому что для многих это способ снять напряжение после тяжёлого дня.
Шаг № 3. Собрать команду
Затем приходит пора подумать, вместе с кем вписываться в конкурс. Можно позвать друзей: легче всего работать с теми, кто уже знаком. Но ситуации бывают разными: случается, в команде собираются незнакомые друг с другом люди. А ещё иногда участники разрабатывают сервисы в одиночку — и даже обходят многочисленные команды благодаря своему трудолюбию и таланту.
Шаг № 4. Делегировать задачи
Потом важно подумать: а как облегчить себе задачу? Ведь даже если один человек может сделать всё сам, эффективнее работать параллельно, особенно когда сроки сжатые.
Часто приходится думать, как достигать целей в условиях ограниченных человеческих ресурсов. Например, для сервиса «Музейный барон» я купил графику: на момент конкурса не было свободного специалиста, который мог бы её нарисовать.
Шаг № 5. Допилить проект
А дальше остаётся только техническая сторона вопроса. Здесь сильно помогают опыт и готовые наработки.
Многие проекты я делаю очень быстро: собираю из готовых кусков 50% мини-приложения — это занимает два дня. А дальше остаётся только мелкая допилка.
Но даже после 15 лет разработки сервисов ВКонтакте выигрывать получается не всегда. Например, недавно команда Дениса участвовала в геймджеме ВКонтакте, где нужно было создать прототип HTML5-игры любого жанра. Команда не прошла в следующий тур — и, несмотря на это, планирует развивать проект.
Как ещё зарабатывать на сервисах
У всех свои стратегии, и, чтобы получать доход, совсем необязательно участвовать в конкурсах. Можно пойти более простым, но одновременно сложным путём: разрабатывать сервисы, а потом продвигать их. В таком случае придётся сперва понемногу набирать аудиторию за счёт органики, потом использовать рекламу, а после — придумывать новые инструменты, которые смогут удержать пользователей.
Создавать сервисы ВКонтакте просто — на мой взгляд, это одна из самых доступных в освоении платформ. Здесь много понятной документации, а специалисты VK Testers досконально проверяют мини-приложения на всё: от хардкорных технологий до орфографических ошибок.
Во многом я выбрал конкурсы, потому что привлечение аудитории — моя слабая сторона. Каждый раз, когда я пытался продвигать мини-приложения и тратился на рекламу, из этого ничего не выходило. Обычно сервисы получали неплохой органический охват за счёт того, что публиковались в каталоге VK Mini Apps и становились доступны на вкладке «Сервисы», но дальше нужно было переходить к маркетингу — и тут уже возникали сложности. Соответственно, инструменты монетизации я тоже не изучал.
Есть и третий путь — продавать сервисы. Самым популярным мини-приложением (а вернее, тогда ещё flash-приложением), которое создал разработчик, стал «Шар-предсказатель»: на пике у него было 350 тысяч пользователей в день. В 2010 году проект продали крупной студии за семизначную сумму.
Рекомендации для разработчиков
Напоследок — несколько советов от героя статьи всем, кто хочет разрабатывать мини-приложения и зарабатывать на этом.
Совет № 1. Изучайте свои возможности
Вокруг намного больше шансов, чем кажется, — не упускайте их! Смотрите, какие мероприятия проводятся, в каких конкурсах можно поучаствовать.
Рекомендация не такая уж очевидная: многие разработчики вообще не в курсе, что проводится так много соревнований с серьёзным призовым фондом. В моей карьере случались ситуации, когда я побеждал не потому, что обладал особенными навыками, а из-за довольно низкой конкуренции.
Совет № 2. Дерзайте, даже если страшно
Не бойтесь участвовать в конкурсах и в принципе создавать сервисы. Знаю пример, когда у человека была идея, он испугался её реализовать, а потом похожее мини-приложение «выстрелило». Каким бы блестящим ни был замысел, он не стоит ничего без действий — я всегда руководствуюсь этим принципом.
Совет № 3. Набирайтесь практического опыта
Это продолжение предыдущего совета: если много действовать, то вслед за этим будет приходить опыт — а с ним будет становиться легче в каждый следующий раз.
Я начал создавать pet-проекты задолго до конкурсов, и это сильно помогает мне сейчас. С опытом появляется много готовых наработок: уже не нужно два часа придумывать кнопку, когда на GitHub лежит 20 готовых вариантов, — достаточно взять и вставить нужную. А ещё даже самые запутанные ситуации перестают казаться такими страшными: становится ясно, что всё можно решить.
Поэтому мой главный совет: надо просто (вернее, на деле это очень даже сложно) много делать, и совсем необязательно для конкурсов — можно для себя. И тогда будет получаться всё лучше и лучше.