5 советов начинающему пиарщику
Какие пять главных советов я могла бы дать человеку, который делает сегодня первые шаги в карьере пиарщика. И почему именно такие советы.
Google на запрос: «получить профессию пиарщик» дает более 40 тыс. вариантов ответов. И, казалось бы, профессионалов в этой сфере должно быть великое множество.
Но, как отмечают руководители компаний очень часто PR – специалист – это «пятое колесо в телеге»: «дергает» маркетологов и продажников – требует от них инфоповоды, да папочку носит, босс идет на интервью.
Всё, как у Высоцкого: «настоящих буйных мало - вот и нету вожаков». Возможно, мое мнение многим не понравится, но я скажу: чтобы стать профессиональным пиарщиком НЕ достаточно получить диплом по этой специальности. «Носитель диплома» - это не специалист.
Пиарщик – это, в первую очередь, мудрость, знания и опыт. Поэтому для описания процесса становления PR –специалиста больше всего подходит такая аналогия:
«Чтоб стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться. И, как руда, пожертвовать собой.» ( Михаил Львов,1944)
Чтобы стать профессионалом в сфере пиара надо самому пройти «огонь, воду и медные трубы».
Пять советов тому, кто всё же решился стать пиарщиком.
1. Немного перефразируя известный совет профессора Преображенского: «и — боже вас сохрани — не читайте много книжек по пиару».
В них так много информационного мусора, что Вы получите информационный «винегрет», в то время, когда Вам нужна система и логика. Берите знания из первоисточников, читайте фундаментальные книги, которые дают базовые знанию в самой чистой форме. На их основе Вы сформируете свою систему, сможете выстроить процесс, сможете найти эффективное решение пиар - задачи.
Это первый шаг к раскрытию тайн управления общественным мнением.
Например, И.Л. Викентьев «Приемы рекламы и PublicRelations» - эта книга поможет систематизировать знания и понять что, зачем и как делать для решения пиар - задач. Викентьев за основу взял подход ТРИЗ.
Более чёткой, системной книги по пиару я не встречала.
Вторая очень полезная книга Алексея Ухтомского «Доминанта».
Книга сложная, в ней вы не найдёте практически ничего из того, что привыкли видеть в популярных книжках по пиар...
В этой книге соединен научный подход и логичность мысли.
В этой книге речь идет о физиологических основах психических процессов, о том, как человек принимает решения и действует, что при этом происходит у него в мозге.
«Принцип доминанты» — это учение о физиологических, психологических и социальных аспектах. Оно позволяет понять, как устроен наш мозг и каким образом он откликается на те или иные возбудители, а главное, почему. Теория доминанты позволяет объяснить физиологические основы психологических и социальных процессов.
Ухтомский создал стройную концепцию человека на стыке различных наук: физиологии, психологии, философии, социологии и этики.
«Наш мир таков, каковы наши доминанты», — Алексей Ухтомский. Все отрасли человеческого опыта подвержены влиянию доминант, через призму доминант «подбираются» и интегрируются в цельную картину впечатления, образы, убеждения.
А эти знания необходимы пиарщику, чтобы создавать креатив НЕ ради креатива, а получать нужный результат.
2. Познай себя, и только после сможешь выстраивать эффективные коммуникации с общественностью.
Научись понимать свои эмоции и управлять ими, не разрушая себя. Пиарщик – не машина, ресурс его психики не беспредельный.
Многозадачность для пиар-специалиста – это неизбежность, но для мозга пиарщика - это очень «затратный» процесс. Береги свой мозг. Читай о нем, изучай принципы и законы его функционирования.
3. Научись ставить цель, формулировать задачу и измерять результат.
Кто-то скажет, что пиар – «дело тонкое», а потому неизмеримая. Но это заблуждение.
Эффективность пиара можно и нужно измерять, хотя бывает непросто понять « что благодаря, а что вопреки».
4. Уважайте труд журналистов.
Поймите, что их профессионализм строится на объективности, а профессионализм пиарщика – на субъективности.
Если журналист, по идее, должен быть объективен и постоянно проверять правдива ли информация, то пиарщик по- разумному субъективен.
Не пытайтесь сделать из журналистов амбассадоров вашего босса или вашего бренда. Будьте признательны журналистам за обратную связь, какой бы она ни была: положительной или отрицательной. Умение работать с негативом – это одна из граней вашего профессионализма.
5. Самое, пожалуй, сложное – отношение с Боссом ( или заказчиком).
Доверие – вот необходимое условие эффективной работы пиарщика.
Пиарщик должен уважать и любить своего Босса, но это не значит «прогибаться» во всем и всегда.
Профессионализм проявляется и в умении сказать: «извините, мистер президент, но я этого не сделаю».
Помните фильм «Король Говорит!»? На первый взгляд, сюжет фильма - рассказ о герцоге, который готовится вступить в должность британского короля Георга VI, но для пиарщика это прекрасный кейс - как выстраивать отношения с высокопоставленным политиком, как общаясь с «великими мира сего» сохранить свое достоинство и не опуститься на уровень «метнись дружок, принеси пирожок».
Пиарщик – это немного самурай. Как самурай, он не задается вопросом: прав или нет его «даймё», пиарщик всегда на стороне своего «сёгуна».
И как самураю, пиарщику важно уметь управлять собой, сохранять спокойствие ума, репутацию и преданность.
Думаю, пиарщику не лишним будет познакомиться с бусидо — неписаным кодексом воинов-самураев. В бусидо он найдет полезные рекомендации для сохранения самоконтроля и мотивации — психологические качества, которые нужно поддерживать и развивать,
И кстати:
«бу» — «воин», в значении «останавливающий копье». Важно, что НЕ «ударяющий копьем», а именно «останавливающий». Смысл в том, что самурай обладает способностью быть сильнее оружия, обладает над ним определенной властью. И это очень перекликается с целями и задачами пиар-специалиста.
«си» — мастерство. Это то, что мы сегодня называем «профессионализм». И значит пиарщик, как самурай, должен «каждый день становиться более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Всю жизнь изо дня в день отшлифовывать свое мастерство. Совершенствование не имеет конца».
«до» — путь, метод. Добавляется смысл развития, роста, перспектив самосовершенствования.
В японском словаре слово «самурай» переводится так: «служить великому человеку», «защищать хозяина».
Самураи представляли собой сословие воинов — «буси», чье единственное предназначение заключалось в службе господину — «даймё» — и участию в войнах с другими феодалами.
А если учесть, что сегодня «войны» ведутся в информационной плоскости, то пиарщика вполне можно назвать «самураем информационных битв».