Более 10 лет занимаюсь копирайтингом, но у меня нет портфолио: почему оно нужно не всем специалистам
Если коротко, то портфолио никоим образом не помогает доказать экспертность копирайтера потенциальному клиенту. Мало того: если на этапе переговоров у копирайтера попросили примеры работ, то, скорее всего, этот человек ничего не закажет. Проверено на моём опыте и опыте многих коллег.
Привет, меня зовут Артем Кабанов (да, «Артем» написано в паспорте именно так, через «е»), и я больше 10 лет занимаюсь копирайтингом, в основном в проектах, посвященных медицине, здоровью и науке. За это время я так нигде и не сделал страничку со своим портфолио. Если вы сейчас попросите меня показать примеры работ, то я возьму тайм-аут минут 20, чтобы собрать ссылки.
Почему?
Это не нужно мне
Во-первых, я понимаю, что конкретный отдельно взятый потенциальный клиент не сможет оценить по примерам моих работ, подхожу ли я для его проекта. Перед текстами, которые я готовил для разных заказчиков, стояли разные задачи, соответственно, везде разный стиль, манера подачи, везде использованы разные триггеры и прочие приемчики. Две одинаковых работы точно не будет, и даже очень похожие встречаются редко.
При этом оценка всегда будет субъективной. У человека, может быть, свои представления о высоком слоге, и ему что-то в моих работах не понравится. А оно там так было задумано.
Это теоретическая часть.
А во-вторых – то, что вижу на практике, и далеко не только я, но и многие коллеги. Опыт показывает: если потенциальный клиент на этапе переговоров попросил портфолио, то, скорее всего, он ничего так и не закажет. Парадоксально, но факт.
Если человеку нужны примеры ваших работ на оценку, значит, он вам не доверяет, а потом у него в голове щелкнут какие-то свои субъективные оценки, включится внутренний редактор, и всё равно ничего не понравится.
Реальным клиентам это тоже не нужно
Я-то думал, что скепсис в отношении портфолио – чисто наше, копирайтерское. Но со временем убедился, что многие адекватные заказчики тоже относятся к нему прохладно. Побеседовал с некоторыми редакторами и маркетологами, услышал такие аргументы:
Перед тем как тексты автора размещают на сайте, их дорабатывают редакторы, SEO-оптимизаторы, сами владельцы компаний. То, что уже выложено на сайте, часто не отражает реального уровня автора.
Портфолио зачастую попадают только лучшие работы. Из-за этого картина выглядит более радужно, чем есть на самом деле. Ведь все же это понимают: портфолио – это на самом деле витрина, еще один маркетинговый инструмент.
Что же показывать вместо портфолио?
Существует еще масса способов убедить потенциального клиента, что вы – тот самый эксперт-копирайтер, которого он так долго искал.
Кейсы
Кто-то скажет, что это то же самое портфолио. На самом деле портфолио – это только пример работы, а кейс – полноценный продающий текст. В нем нужно показывать процесс и результат, а клиент, прочитав, должен воскликнуть: «Вау, хочу так же, сделай мне!».
Да, подготовить хороший кейс сложно. В качестве шпаргалки дам такие базовые подсказки, о чем писать:
Почему клиент решил обратиться к вам, какая у него была проблема.
· Сложности во время работы и ваши нестандартные решения.
Результат. Например, конверсия лендинга или достигнутые KPI с помощью контент-маркетинга.Этапы согласования с клиентом.
Все этапы процесса. Ваши действия и ваш ход мыслей. И скриншоты, скриншоты, скриншоты.
В чем была специфика и сложность работы.
Пытался ли он решить эту проблему раньше другими способами, с другими исполнителями. Почему не получилось?
Каюсь, долгое время не пользовался этим шикарным инструментом в том смысле, что мои кейсы не были собраны в одном месте, где их можно было бы почитать. Пересказывал на словах. Сейчас готовлю на своем сайте целый раздел.
«Звездные» клиенты
Копирайтеру по зарез нужно заполучить в качестве клиентов какие-нибудь хотя бы мало-мальски известные бренды.
Когда потенциальный заказчик узнаёт, что я работал с mail.ru, Биомолекулой, Врачами.рф и десятком топовых московских клиник, которые у всех на слуху – ему уже не нужно никакого портфолио.
Тут работает шаблон: «если такие крутые ребята его нанимали, значит, он тоже крут».
Предварительная консультация
Когда ко мне обращается новый клиент, я всегда стараюсь вывести его из переписки на созвон. Во время беседы задаю вопросы, даю полезные советы, рассказываю, как бы я выстроил работу, на что обращал бы внимание. Поболтали 20 минут – и человек уже получил пользу, понял, что обратился к эксперту.
Welcome-услуга
Можно показать клиенту свою экспертность, сделав для него что-то бесплатно. Например, я часто делаю такие штуки:
Подробный план текста, где я пишу свои комментарии и даю кучу ссылок на источники, откуда планирую брать информацию.
- Бриф, составленный индивидуально для клиента. Я всегда говорю, что у меня принципиально нет типового шаблона, и беру тайм-аут на подготовку персонализированных вопросов с учетом специфики бизнеса, результатов предварительной беседы.
- Первый экран лендинга.
Химия
Этот способ завоевывать доверие клиентов обладает самым непредсказуемым результатом, но работает очень мощно.
Иногда достаточно просто понравиться человеку, оказаться ему созвучным. Конкретных советов не дам, ибо искра между людьми – это всегда очень индивидуально и зависит от многих черт личности. Писать гайд – только таинство портить.
Вот такие способы я использую вместо портфолио, а если у вас есть свои хитрости, которыми готовы поделиться – милости прошу в комментарии.