Новогодний корпоратив онлайн: зачем нужен и как устроить + 4 готовых формата
Привет, это Ольга Останина, CEO Manifesta Agency (ex. Агентство Jobby), эксперт в сфере внутренних коммуникаций и корпоративной культуры.
В постпандемийную эпоху, когда корпоративная культура изменилась, все больше компаний перестраивали привычные форматы корпоративных мероприятий, выводя их в онлайн. Среди них и Новый год, и сегодня онлайн-корпоратив — уже не что-то революционное, а привычный формат: подробнее говорим об этом здесь.
Онлайн-празднование Нового года сегодня актуально, как правило, для распределенных команд: офис в Москве, производство в регионах, IT-поддержка работает под пальмами в Таиланде — и вот вам уже физически нереально собрать всех под одной крышей. Но можно устроить не менее масштабное и яркое событие удаленно.
Зачем?
Выделим пять задач:
Создать единый контекст. Можно поделиться классными цифрами по итогам года, анонсировать проекты и рассказать интересные новости компании, которые сотрудники точно не читали в почте.
Вместе отметить важные события. Миллионного клиента, рекордное количество выпущенных пакетов молока — что угодно.
Мотивировать на эффективную работу. А можно еще и наградить тех, кто этот рекорд с молоком поставил. Раздача медалей и премий отлично мотивирует сотрудников.
Усилить корпоративную культуру. Это про корпоративные ценности. Отличный способ их внедрять — как раз через совместные активности, пусть и онлайн.
Повысить вовлеченность. Предлагаем сотрудникам поучаствовать в праздновании: снять видеоролик, спеть песню, нарисовать что-нибудь или просто пройти опрос. Так они будут чувствовать себя причастными к общему делу.
Как?
Есть четыре основных формата.
Трансляция в прямом эфире. Классический формат: вы готовите программу для эфира и таким образом поздравляете сотрудников. Есть возможность интерактива со зрителями, можно подключать гостей, в том числе неожиданных — все ограничено лишь вашей фантазией.
Такой формат удобен, если у вас очень большая компания с сотнями или тысячами сотрудников: вовлечь всех, допустим, в игру может быть невероятно сложно. Из плюсов — гибкость: вы можете показывать и рассказывать что угодно, делать сюрпризы в прямом эфире и фиксировать реакцию на них и так далее. Из минусов — высокая стоимость и сложность организации. Нужно организовать информирование, возможно, запустить лендинг, организовать трансляцию технически.
Онлайн-игра, квиз или квест. Тут все понятно: участники присоединяются, допустим, к конференции в Zoom, и ведущий устраивает для них празднование, например в формате интеллектуальной игры. Можно делиться на команды и присоединяться к разным составам. В одной комнате вы играете в музыкальный квест с бухгалтерами, а затем идете решать математические задачи с айтишниками — это только пример, вариаций может быть большое количество.
Есть множество платформ для проведения квизов или квестов, но лучше использовать те, где живое участие максимально представлено: все должны видеть и слышать друг друга в реальном времени. Оптимальное количество сотрудников для таких онлайнов — до 150 человек. Опыт показывает, что большее количество невероятно сложно и дорого модерировать.
Онлайн-фестиваль. Собираемся в одной большой онлайн-комнате с ведущим, узнаем, что здесь будет проходить, — и «путешествуем» по станциям. Есть определенная программа и сценарий, ведущий модерирует фестиваль, но участники могут идти куда угодно. Там — музыкальный конкурс, а там — интересная конференция. В одной комнате собираются любители животных, а в другой — комиксов.
Плюсов у такого подхода очень много, но нужно очень подробно объяснить людям, как пользоваться этим фестивалем, и хорошо вовлечь, потому что есть риск, что участники будут блуждать по комнатам и в итоге не поймут, зачем их вообще позвали. Это должно быть похоже на хорошо организованный офлайн-фестиваль: в этой зоне у нас выступают артисты в 18:00 и будут петь 15 минут, а в этой — лекция в 18:20, не пропустите.
Метавселенная. Современный формат: реализуется просто через удаленный доступ или, при возможности, через VR. Участники погружаются в единый виртуальный мир и путешествуют по зонам, которые вы для них подготовили. Можно мягко подавать сотрудникам интересную информацию о компании через оформление мира, вовлекать в игры, проводить встречи, видя аватары друг друга, и просто создать эффект общей тусовки. А еще миры можно создавать самостоятельно — и они будут выглядеть так, как вы этого хотите, в соответствии с духом вашей компании.
Но нужно очень внимательно проследить за тем, что сотрудники поймут, как этим пользоваться, иначе вся метавстреча превратится в бесконечные «а у меня не работает».
Важно. На любую из этих механик вы можете наложить любую метафору. И на онлайн-фестивале, и в метавселенной может происходить что угодно. Из популярных метафор — например, «Что? Где? Когда?». Или Шоу «Голос». А может быть, церемония «Оскар» — все, что пожелаете.
Что обязательно нужно учесть, чтобы ничего не испортить
Целеполагание. Понимать и помнить, для чего вам это нужно и каких целей вы хотите достичь. От вашей цели зависит и выбор формата.
Сценарий. Еще более важный пункт. В офлайн-мероприятиях огрехи сценария легко сгладить, например вкусной едой. А если вы не продумали до минуты ваш онлайн-ивент, то люди будут скучать и уходить.
Время на подготовку. Чем больше его будет, тем легче сделать проработанный ивент. Лучше всего закладывать от двух недель до двух месяцев.
Атрибуты праздника. Их тоже нужно готовить заранее. Как физические — например, подарки сотрудникам или костюмы участников и ведущих, так и нематериальные — фирменный стиль, фоны, видео и так далее.
Бюджет. Онлайн-мероприятия нередко бывают не дешевле, а то и дороже офлайн-версий. И бюджет — это пункт, в котором чаще всего что-то забывают учитывать и что перекраивают.
Стоит продумать как можно большее количество деталей: если у вас есть элементы фирстиля, то кто будет их адаптировать под трансляцию? А на какой платформе она будет запускаться, кто будет ее модерировать? И так далее.
Вовлечение и продвижение. Продайте идею онлайна людям, которые и так все время работают онлайн. Действенных инструмента три:
- Дать командное или личное задание. Например, предложить подготовить номера или видеоролики с поздравлениями. Или сочинить стихотворение. Или хотя бы прислать фотографию. Хорошим способом повысить вовлеченность будет предложение выбрать себе задание из нескольких вариантов.
Главное — дать четкое ТЗ. Если нужна фотография, то прописываем, что должно быть на этой фотографии. И всегда быть готовым помочь и уточнить какие-то моменты. - Провести адвент. Очень популярный формат, в котором раз в день дается несложное задание, выполнение которого требует не более 15 минут. Например, написать благодарственное письмо коллеге, который тебе в этом году помог. Или сделать креативное фото в офисе у елки.
- Продумать план коммуникаций. Вы в любом случае будете информировать сотрудников о будущем ивенте, но важно делать это не слишком навязчиво, но достаточно часто, попадать в tone of voice для каждой аудитории и сопровождать сообщения эффектным и понятным визуалом.
Подведем итог
Онлайн-мероприятия — подходящая замена офлайн-формату, если у вас распределенная команда. Оно может вовлечь сотрудников, мотивировать их продуктивно работать и запомниться надолго. Вы сможете сплотить сотрудников, познакомить тех, кто никогда не видел друг друга, и создать хороший настрой на долгое время.
Manifesta Agency (ex. Агентство Jobby) — консалтинговое агентство, которое помогает развивать культуру и внутренние коммуникации в компаниях, чтобы люди видели ценность и смысл своей работы. А ещё — одно из немногих агентств, у кого есть победы сразу в трех главных профессиональных HR-премиях: WOW!HR, «Премия HR-бренд» и InterComm.