3 важных вопроса, без которых не построить стратегию
В вакансиях часто работодатели требуют стратегическое мышление. А что это? Обычно подразумевают умение напряженно думать и корпеть над цифрами. Но это обман. Сделайте сами стратегию с нуля и убедитесь, что вы умеете мыслить стратегически.
Я консультирую по стратегическому менеджменту, анализу конкурентов, созданию конкурентных преимуществ. И моя миссия - рассказывать о пользе и кайфе стратегического планирования. В серии статей я расскажу как просто и полезно сделать стратегию (скорее корпоративную, но и личную), просто следуя плану стратегической сессии.
Что же такое стратегическое мышление?
Стратегическое мышление - это способ думать о будущем, приводя в соответствие будущему свои ресурсы и силы. Представьте обычную ситуацию: вас зовут играть на деньги в незнакомую настольную игру с людьми в масках. Вы будете играть? Вряд ли. Вы захотите узнать правила, понять тактику игроков (может они шулеры) и понять приз - за что рискуете?
Вот стратегия - это примерно также. Понять правила игры (рынка или компании), узнать конкурентов и их тактики, поставить цель и привести в соответствие себя к этому.
Часто люди люди сталкиваются со стратегическими вопросами, на зная, что это они - стратегические. Их одолевает маета, на совещаниях не договориться, решения на работе упираются в волю начальства - это триггер нерешенных стратегических вопросов. Не ясны правила игры, цели. Знакомо?
Когда стратегии нет у человека, это еще терпимо, на то и есть жизненный путь. У организации она должна быть.
Когда у человека есть стратегия, он свободен, решения приходят легко, уходят вопросы о выгорании и нелепицы в жизни, возникают ощущения миссии, верного пути. Это человек, увидевший цель (она может и не быть амбициозной), верно оценивший свои ресурсы и идущий к ней. То есть он привел себя в соответствие к будущему.
Не случайно так притягательны образы бизнесменов - у них часто есть стратегия, художников и актеров, инженеров-изобретателей - спокойны и уверенны. Не потому что много денег, а потому что есть смысл.
Но зачем стратегия бизнесу? У нас ограничены ресурсы: свободное время, деньги, силы и внимание, чувства. Стратегия позволяет сфокусировать основные ресурсы на важнейшей цели. Как в примеры выше: понимаем правила игры, игроков, приз и уже от этого строим свои ходы. Вот сам ход мыслей - и есть стратегическое мышление.
Сформулированная стратегия - это готовый резервуар ответов на такие вопросы:
- что мы должны делать лучше всех на рынке?
- куда мы тратим ресурсы в первую очередь?
- какие способности нам нужно приобретать и какие ресурсы привлекать в первую очередь?
- Какие люди в компании нам стратегически необходимы? Что они должны уметь
Это критерии для каждого решения внутри компании. Когда они есть, все решения принимаются быстрее, проще, споры сокращаются, обиды уходят.
Мне интересны бизнес-стратегии, ведь тут ресурсы еще ощутимее и предприниматель отвечает за деньги, сотрудников, свою семью. А мир огромен и почти все решения критичны для будущего бизнеса.
Так с чего же начинается стратегические планирование бизнеса? С головы основателя.
С личной цели предпринимателя. Да, стратегию формирует предприниматель, никакие пиарщики и менеджеры с МБА не сделают стратегии предпринимателю. Он подскажут ему варианты, но образ будущего, вИдение - у основателя в голове и его полное право.
Основатель может неверно оценить рынок, неправильно понять конкурентов не разглядеть правила игры. И работа менеджеров - помочь ему показать факты и пути. Конечно же решение всегда за ним, потому что у основателя много всякого в голове: ответственность перед семьей, акционерами, своя психология и ограничения. Оставьте этот труд психологам.
Да, стоит сказать, что основатель не может сделать идеальную стратегию сразу. Обычно это мысли, образы про будущее. Вряд ли это будущее на горизонте более 1-2 года.
Поэтому, разрабатывая стратегию компании, менеджер должен поговорить с основателем и задать ему следующие вопросы (а если вы специалист или просто делаете стратегию для себя, то спросить стоит именно себя):
- какая моя личная цель? Передать дело жизни? Оставить наследство? Продать бизнес? Пошуметь? Изменить мир? Править миром?
- степень риска предпринимателя? Где мои красные линии? До чего я готов дойти? Пожертвовать временем, силами, невосполнимой энергией? Склонен ли я к пути там, где сопротивление максимально жесткое? Что я точно не буду делать никогда.
Ответы на эти вопросы уже помогут ощутить стратегию бизнеса. Уже появляются очертания типовых действий. И их стоит зафиксировать.
Еще важно: ответы на эти вопросы должны в идеале создать творческое напряжение. Честные (и только честные) ответы по-настоящему вас увлекут. Лживые ("все хотят изменить мир, я тоже хочу" - если не искренне, то не будет вдохновлять) ответы не используйте. Если вам кажутся ответы примитивными - не расстраиваетесь, это не говорит о вашем уровене, просто сейчас вам это важно, примите это, потом может измениться. Вот посмотрите, как свою миссию, где она четко говорит, на что готова пойти, а что у нее никогда не будет, формулирует героиня романа “Унесенные ветром” - Скарлетт Охара.
Внушает? Еще бы. Даже фильм столетней давности передает силу слов-обещаний: что я хочу сделать и что я никогда не буду делать.
Что далее? Далее - разбор заинтересованных стороны бизнеса, анализ стейкхолдеров. Об этом следующий выпуск. Поставьте лайк, если понравилась статья.
Кейсы и разборы реальных стратегий крупных компаний - в моем телеграм-канале:
Всё спланировать таки не получится, но быть готовым к непредвиденным обстоятельствам нужно
Да, менеджеры всегда в хаосе и это нормально. Но речь про стратегию - она нужна основателю. Вот первый шаг
Без планирования ничего не будет)
Да, согласен. Но часто ли мы садимся делать план?