Украли коробку, одну, другую, третью… Как мы избавились от воровства на производстве
Мы занимаемся автоматизацией производств, и у одного нашего клиента был такой случай. Звонит директору заказчик, мол, приехал товар, но не хватает одной коробки (на 20к руб). Кто виноват и будет компенсировать? Рассказываю, какое решение мы нашли для защиты от воровства.
Каждый раз, когда часть заказа не доезжает до пункта назначения, встает вопрос — кто украл и кто будет возмещать ущерб?
Разумеется, сначала позвонили на склад и уточнили, есть ли эта коробка там. Ну, вдруг просто забыли. Это не так страшно, продукцию находят и отгружают отдельно.
А вот если коробки на складе нет, нужно разбираться. Винить можно и кладовщика, и водителя машины, поставляющей заказ.
Истории с потерей заказов или их частей происходят часто. Это болезненная тема не только для производств, но и для тех же маркетплейсов. Любые нестыковки в заказах отражаются и на репутации компании, и на ее прибыли.
Почему на производстве воруют
Причина всегда одна. И нет, она не в том, что вы наняли нечестных людей. Просто от всех любителей халявы не застрахуешься. Они были, есть и будут.
Но сократить случаи воровства на своем производстве вы можете. Нужно только внедрить в процессы точки контроля, которые помогли бы отслеживать «путь» продукции. Ниже конкретные инструменты под это дело.
Как найти виновного
Наша задача — собрать максимум информации обо всех этапах отгрузки. Пойдем по порядку, со склада готовой продукции до машины перевозчика.
Лист сборки
Кладовщик должен понимать, какие товары нужно собрать и отгрузить. Держать это в голове или постоянно бегать к компьютеру — это долго и неудобно. Поэтому мы внедрили возможность печати листа сборки. Это шпаргалка, которая подскажет сотруднику, что за продукцию нужно найти, где ее искать и сколько положить в заказ.
Вероятность ошибки здесь все еще есть, особенно если на складе работают тысячи людей, каждому из которых нужно быстрее собрать заказ и отгрузить его. Для того, чтобы сделать процесс более точным, мы внедряем возможность сканирования продукции.
QR-коды
Товары распределены по партиям и хранятся в отдельных местах склада. На каждой коробке есть этикетка с QR-кодом. Когда кладовщик сканирует его, товар в заказе отмечается галочкой. Таким образом собирается вся продукция, которую нужно отгрузить покупателю.
Добавить в заказ лишнее система не даст. Прямым текстом скажет: «Положи на место, это не нужно». Ошибиться здесь не сможет даже самый невнимательный сотрудник.
После сборки кладовщики собирают данные о габаритах груза и передают их логисту, чтобы тот нашел подходящую машину. Для прозрачности процесса мы внедряем сюда еще одну точку контроля, визуальную.
Фото отгруженной продукции
К данным о габаритах груза прикрепляем фотографии, на которых видно весь собранный заказ. Сейчас кладовщик делает это вручную, но при желании этот процесс можно автоматизировать вот так:
Над сборочным местом расставляем камеры с доступом по API. Когда кладовщик отмечает, что сборка закончена, система реагирует на это: делает снимок коробок и автоматически прикладывает его к листу сборки.
То есть, у вас по каждому заказу есть логистические данные и в текстовом, и визуальном форматах.
Все эти инструменты — точки фиксации, которые позволяют увидеть, что происходит с продукцией в любой момент времени. Что входит в заказ, когда его начали собирать и когда закончили, кто из сотрудников этим занимался, в каком состоянии отгрузили товары, сколько их было и т.д.
Вся информация по сборке и отгрузке фиксируется и собирается в одной системе. И если в заказе есть расхождение, вы можете быстро определить, где именно произошла ошибка и к кому обратиться, чтобы исправить ситуацию.
Досадно, но пережить можно
Да, со стороны перевозчика мы процесс не контролируем. Здесь просто должны быть конкретные договоренности, закрепленные в документах. Но если со стороны производства все чисто, вина на транспортной компании.
Наша задача — убедиться в том, что заказ правильно собран, надежно упакован и загружен в машину. И все это зафиксировать, чтобы подтвердить выполнение своих обязательств не только фразой «честное слово».
Делаем выводы
Бороться с воровством довольно просто — расставляем внутри процессов точки фиксации и контролируем работу сотрудников на складе.
Инструменты, которые помогают систематизировать и автоматизировать этот процесс:
- Листы сборки;
- Сканер QR-кодов с чек-листом нужных партий;
- Фотографии процесса и результата сборки.
Каждая точка контроля хранится в базе — кто сделал, когда сделал и что сделал.
Все!
Жаль, что воровство на производстве все еще процветает. А вы молодцы, что справились
а вора нашли?
Больше таких ситуаций не было. Как только появился контроль, у этого человека пропал соблазн так делать.
Склад это всегда естественные потери (сломали, потеряли, ноги приделались), при высокой наценке на товар это можно компенсировать на естественную убыль, когда внедрение информационной системы в 100 раз дороже чем эта самая убыль.
Знаю ребят которые внедрили NFC метки, рамки, и.т.д и все равно ноги вырастают у товаров)))
этого не избежать,к сожалению,человеческий фактор(((
Я вот не понимаю, что условный вор с этой одной коробкой будет делать? Продаст двадцать штучек на авито? Так можно ж тогда и по поиску его вычислить
Это довольно известная большая компания, ее продукция много где продается, и на авито некоторые представители также продают. Поэтому вычислить таким путем будет сложно