1 000% прибыли на продаже атласной ленты. Мои выводы за 11 лет цветочного бизнеса
7 лет я работал электромонтером в Ростелекоме. Моя задача была выкачать воду из колодца, зайти в колодец и там все помыть.
В 2013 году я сыграл свадьбу. Она была специально для сбора денег. Накрыл маленький стол на 5к, получил 70к. Возврат инвестиций 1300%. Я арендовал точку в ТЦ Олимп в Нефтекамске, взял б/у холодильники на авито, прилавок сделал из 5 поддонов, которые поставили один на другой. Их нашел на улице.
Магазин закрылся через 2 месяца, потому что не было заказов. Следующий магазин стал лучшим в городе по продажам в интернете.
В статье поделюсь выводами, которые вынес за 10 лет бизнеса и ни разу не прорекламирую франшизу.
Вы прочитаете: почему цветочный магазин нужно открывать рядом с ларьком из 90-х, как лайфхаки хранения цветов могут все испортить и почему у вас не получится вести бизнес, если вы флорист.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога МойСклад на основе интервью с предпринимателем Булатом Вахитовым, основателем сети cvetov.ru
Содержание:
1. Не хотел появляться в магазине никогда в жизни
2. Совковый магазинчик рядом — хороший знак
3. Яндекс.Директ и таргет в цветах запускать не выгодно
4. Если вы умеете быть флористом у вас не получится стать предпринимателем
5. Не берем на работу опытных флористов
6. Лайфхаки хранения делают так, чтобы клиент купил, а цветы испортились дома
Не хотел появляться в магазине цветов никогда в жизни
Я продолжал работать в ростелекоме и чтобы вести бизнес параллельно мне важно было его автоматизировать.
Поставил МойСклад и камеру, в надежде никогда не появляться в магазине.
Когда в 2013-м я открывал первый магазин, то я был одним из первых пользователей МойСклад. Мне просто повезло, что сервис стал топовым в своей нише, а не закрылся через месяц.
Мне писали примерно 60 человек в год, когда я выложил видео как настроить МойСклад, денег не брал, но зато много с кем познакомился в цветочной индустрии.
Когда я открылся, то вел в системе учет остатков. Знать, сколько товара осталось на складе — самая важная функция.
Мы сделали полную синхронизацию товаров в вашем сервисе по комплектам. Человек заказывает букет роз, а когда флорист делает заказ на складе, оттуда автоматически списывается 11 роз, метр ленты, метр упаковки.
Когда открыл франшизу, было важно вести аналитику всех магазинов. Я всегда мог посмотреть какой товар продается плохо, на какую сумму продал сотрудник и сколько % выручки приносит один клиент. Однажды я увидел, что 20% выручки идет от одного клиента и отправил ему бесплатный букет с благодарностью.
Анализируя рентабельность товаров в МойСклад, я увидел, что атласная лента, которая обходится мне в 500 рублей в месяц по закупочной цене, приносит 5 000 р. прибыли. Удивился, потому что это в 10 раз прибыльнее, чем розы! И мы стали активно предлагать всем упаковку. Я поменял стратегию всего бизнеса.
Маржинальность цветов — 100-200%, а упаковки 1 000 процентов
Здесь можно зарегистрироваться в сервисе МойСклад. Там веду всю аналитику, провожу инвентаризацию и списание товаров, вижу остатки по товарам и рентабельность каждого магазина
Совковый магазинчик рядом — хороший знак для цветочного магазина
Это моя фишка, которую я понял еще в самом начале пути. Если рядом с вашей локацией нет конкуренции, то спроса нет. Нужен совковый магазин рядом, чтобы с первых дней забрать у них часть клиентуры.
Мы указываем этот пункт даже в договоре с франчайзи — в 50 метрах должен быть советский цветочный магазин.
Важно внимательно выбирать помещения. Однажды даже я со своим опытом облажался. Я не учел несколько вещей:
— парковку могут прикрыть жильцы дома. А основной поток продаж идет с машинного трафика
— вечерний трафик ни о чем не говорит. Надо считать и днем и в будни. Конечно, минимальные продажи были и я даже выходил в плюс. Но отсутствие парковки и дневного трафика сделали свое дело. Поэтому решил переехать. В новом магазине за неделю выручка в розницу была больше на 200%, чем в старом магазине.
Часто хитрые арендодатели просят заключать договор на 11 месяцев. Так им не нужно будет платить налоги. А после этого вас могут выгнать. При этом вы уже вложились в вывеску, холодильную камеру и ремонт. За 11 месяцев вы точно это не окупите. Поэтому заключайте договор сразу на 3-5 лет.
Как-то пришел согласовывать вывеску, мне сказали:
Мы не согласуем, потому что это здание под снос, через месяц здесь его уже не будет!
В Казани мой знакомый по установке холодильных камер поделился: 30 монтажей и 30 демонтажей в месяц.
Яндекс.Директ и таргет в цветах запускать невыгодно
Есть смысл вкладывать в эти каналы, только если вы уверены что тот клиент который придет, вернется к вам снова. Для этого нужно делать «вау», а не просто красивый букетик.
Через год на второе восьмое марта будет очередь если обслужите так всех.
Неопытные предприниматели на старте тестируют все каналы — ищут, где дешевле. Но на самом деле на старте нужно сразу выбрать 1 канал и бить туда.
У нас настроены пуш-уведомления на сайте и в мобильном приложении для всех, кто когда-либо делал заказ — это хорошо увеличивает продажи.
Естественно, таргетированные смс и реклама ВК, email-рассылки, контекстная реклама.
Из забавного и действенного: клиент в личном кабинете может указать день рождения жены. За три дня ему приходит смс, что у любимой праздник. Можно по ссылке сделать заказ. Еще и 100 рублей кладется в подарок на счет! Благодаря нам у людей не бывает конфузов от забывчивости.
Очень многие покупатели пользуются этой фишкой.
Если вы умеете быть флористом, у вас не получится стать предпринимателем
Единственное, о чем нужно думать в цветочном бизнесе — продажи и маркетинг. Если у тебя классный продукт, то через год без рекламы на 8 марта будет очередь. Но целый год будешь работать в ноль.
Нужны только предпринимательские способности. И речь идет даже не про маркетинг и аналитику, а про управление персоналом. Вы должны уметь нанимать нужных людей и увольнять ненужных. Это ваша главная ежедневная работа.
Бизнес закрывается не из-за плохой вывески, не из-за плохого флориста или стола или плохого помещения. Он закрывается, потому что нет заказов.
Ваша задача решать предпринимательские задачи, например я:
За последние полгода внедрил у себя, а потом предложил партнерам: доставку в коробках, печать фото.
Я всегда на связи со своими сотрудниками. Когда мне звонит сотрудник с вопросом, на который у меня нет инструкций, я говорю ему, что через полчаса скину ссылку на видео или текстовую инструкцию. Моя цель — сделать так, чтобы по этому вопросу ко мне больше не возвращались.
Я лично работаю с отзывом каждого клиента. У нас в магазине есть правило: клиенту не понравилось качество или сборка букета — меняем за 24 часа.
Еще помимо рутины вам придется разгребать форс-мажоры:
— На нас подавали в суд из-за отсутствия трудоустройства. Суды длились более 3 месяцев. Грозил штраф около 250к + трудоустройство и выплата ЗП за полгода. Все разрешилось в нашу пользу только в мае.
— На 8 марта пришел некачественный товар с задержкой — 7 марта. В это время продажи уже шли полным ходом. Пришлось поменять поставщика. Теперь мы закупаем чуть дороже, но зато уверены, что все придет вовремя и хорошего качества.
— На нас пытались подать в суд за использование товарного знака. Пришла претензия: отдать сайт и товарный знак владельцу. Представьте, вы годами строите бизнес, вкладываете деньги в развитие бренда и вам приходит такое письмо. Можно получить инфаркт. Так как товарный знак Точка Цветов зарегистрирован в Роспатенте, все разрешилось в нашу пользу. А все потому, что мы 2 года назад не пожалели 50к на регистрацию товарного знака.
— В мае заблокировали основной лицевой счет, куда поступают деньги с сайта и эквайринга. Налоговая Нефтекамска не отправила информацию о платежах в пенсионный фонд Казани. Пришел штраф 122 000₽. Разблокируют неизвестно когда, так как передают функции пенсионного фонда в налоговую. Счет все еще заблокирован.
Не берем на работу опытных флористов
Флорист с опытом — это чаще всего люди старой закалки, которые много лет работают в цветочных. Они уже не знают, какие букеты в тренде. За 2-3 года рынок сильно изменился. А еще могут левачить. Поэтому мы нанимаем инициативных новичков и сами их обучаем.
Лайфхаки хранения делают так, чтобы клиент купил, а цветы испортились дома
Мы не продаем цветы, которые вот вот завянут и не используем лайфхаки. Если начать так делать — есть риск, что цветы завянут дома у человека и он больше никогда не вернется. У нас с поставщиками договор: весь брак возвращается в течение суток. Списания проводим раз в 2-3 дня.
Цветы берем на базах, все думают, что будут брать напрямую в Голландии, но в Голландии выгодно только если у тебя несколько точек. Когда выросли начали закупать сами. Жена хорошо знает английский, поэтому общается напрямую с производителями: Кения, Эквадор, Голландия, Испания, Израиль.
В 2018 году было так:
У нас 10-15% списания в месяц. Возможно, это выше, чем по рынку. Но наше отличие в том, что мы не минусуем зарплату флориста из-за того, что цветы завяли. Это окупается уже на следующее 8 марта — намного дешевле удержать существующего клиента, чем привлечь нового.
Сейчас пришли к тому, что норма списания — 4%. За ее соблюдение даем флористам премию.
Титры
Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.
В 2013 году я сыграл свадьбу. Она была специально для сбора денег.А ты хорош
Зато потом все в семью)
Видимо, в 2023 развелся. Поэтому опять нужны деньги. Из-за чего начал писать рекламные статьи для МойСклад.
ахаха если и играть свадьбу, то только по этой причине
Я думал что-то интересное почитаю, а там в первом абзаце хвалебные оды какому-то ноунейм сервису складов. Дальше читать не стал
ты серьезно думал что человек который играет свадьбу ради денег может написать что-то просто полезное за бесплатно?)