Битва за лидерство в сфере событийных услуг
2011 год — в это время я занимался созданием сайтов под монетизацию в Google Adsense (MFA). Тогда это было весьма популярно среди интернет-деятелей, да и сейчас этим плотно занимаются многие вебмастера.
Суть процесса – создание таких сайтов MFA. Необходимо найти ключевые слова, по которым есть много рекламодателей, и чем их больше, тем выше будет цена перехода по рекламе, и соответственно, вы получите больше денег. Было сделано немало сайтов, многие из них успешно монетизированы, некоторые я продал, еще больше ушли в бан Google.
Сегодня мы говорим не о том, как создавать сайты под заработок на AdSense.
Среди общего пула сайтов был один, по которому сервис показывал цену 2‑3$ доллара, и это Украина, 2010 год. Оценив конкуренцию в поиске, принялся за работу.
3-х месяцев было достаточно, чтобы сайт занял уверенные позиции в выдаче и пошел трафик. И вот он – момент истины, я радостно устанавливаю блок Google Adsense
на сайт. Уже прокручиваю в голове, сколько денег будет на балансе с одного перехода по рекламе. Но тут меня постигнет разочарование, клики были по несколько центов. Тогда до меня дошло, что нужно еще оценивать саму нишу, а не только стоимость перехода. Потому-что в некоторых сферах реклама идет только на поиске, а рекламодателя в КМС (контекстно-медийной сети Google) просто нет. Деньги вложены, сайт в ТОПе, нужно что-то делать. После недолгих раздумий повесил на сайт баннер; “Сайт сдается в аренду” и благополучно занялся другой работой.
Спустя несколько месяцев пришло письмо от Виктора – владельца компании в сфере событийных услуг. Я предложил тестовое размещение на полтора месяца и назвал цену аренды
В то время не мог подумать, что благодаря тому, что ошибся в оценке ниши, буду работать с этим клиентом уже 6-й год, и будет всякое, от создания сайтов, поисковой оптимизации сети сайтов, до жесткой борьбы с конкурентами. Были и угрозы от конкурентов, и желание убежать, и бесспорное лидерство в нише.
Работа с Виктором началась с того, что Google забанил почти всю сеть сайтов под МФА, осталось несколько, и то эти сайты не могли приносить существенный доход. А Виктор как раз говорил, что ему необходимо переделать сайт. Браться тогда за него особо не хотелось, дизайн в стиле начала 2000-х. И уже имея некоторый опыт общения с Виктором, я понимал, что человека со стальным характером сложно будет переубедить в необходимости смены дизайна. Поэтому вначале была переделана техническая часть, а достойный дизайн удалось сделать только спустя три года.
Отношения с Виктором перешли на другой уровень доверия, и постепенно мне начали рассказывать о бизнес процессах.
Тогда я впервые увидел статистику в аккаунте Google Adwords и понял, что когда в 2010 я проверял эти запросы, программа не врала, просто эти компании не рекламируются в КМС (контекстно-медийная сеть Google).
Вот такая вот статистика за 2012 год по кликам в кабинете:
Честно скажу, в то время немногие рекламодатели могли позволить себе вкладывать по 6000 грн. в неделю, а на 2012 год курс был 8 грн. (750 долларов), бюджет за год 31 000$.
После просмотра статистики я понял только одно – что продешевил тогда на аренде сайтов)))
И с 2013 года я работал с Виктором как технический специалист по сайтам, делал много правок, технические доработки, взял в продвижение основной сайт.
Сайт был старый, требовалась качественная внутренняя оптимизация и несколько мощных ссылок с главных страниц, ну и тогда у меня была целая армия своих сайтов, с которых тоже поставил ссылки. И результат не заставил себя долго ждать.
Виктор не захотел останавливаться на одном сайте. «Мы должны быть везде», поэтому постепенно было сделано еще несколько сайтов. При этом делались они максимально разными:
- со страшным дизайном в стиле начала 2000-х, чтобы своим видом говорить: тут дешево, звони;
- с красивым дизайном – чтобы показать, что тут дорого и качественно, звони;
- среднего качества – мы как бы средняя компания, и цены средние, и качество, звони;
- сайт частного мастера по услугам, дешево, качественно и персонализировано, звони.
Сайты делались с 2013 по 2015 год.
Проблема заключалась в ссылках. На 2014 год у меня уже не было своей сети сайтов. Поэтому принял стратегическое решение создавать сеть сайтов (PBN) под Виктора. И не прогадал. К 2015 году благодаря ссылкам из PBN все сайты были в ТОП-10 по основным ключевым словам, и продолжают там быть, несмотря на то, что конкуренты стали активней, и работать стало сложнее.
В SEO процесс был относительно налажен, да нельзя было сказать, что все просто, но главное следовать процессу. И вроде все хорошо, мы развиваемся, я и Виктор довольны.
Но ситуация в корне меняется в начале 2014. Бюджет в Adwords начинает расти.
И начинает при этом составлять 1181$ в неделю (курс на 2014 год: 11 долларов).
Причем в процессе я не участвую, занимаюсь SEO что-то по сайтам, в курс ситуации Виктор меня не поставил, Adwords занимается агентство.
О ситуации я узнаю аж в августе 2015 года, когда у Виктора заметно ухудшается здоровье, и он из мужика, который для меня является эталоном мужественности с прямой осанкой и ghречью, становится похожим на загнанного и уставшего человека.
Аукцион в Google Adwords становится настолько перегретым, что годовой бюджет начинает приближаться к одному миллиону гривен. Что для компании в сфере услуг, в которой работает 15 человек, как-то немало. При этом в Украине кризис.
Но Виктор несмотря на визуальный эффект уставшего человека, придерживается принципиальной позиции – «Мы должны быть первыми».
Наверное, после этого периода я за глаза называю Виктора человеком со стальными яйцами. И когда у меня бывают сложные ситуации, вспоминаю его, и это придает мне храбрости.
В то время я не особо разбирался в Google Adwords, но взял доступ ко всем рекламным аккаунтам и начал изучать.
Тогда еще больше сосредоточился на том, что умею, а это была SEO, и подумал, как можно улучшить ситуацию. И тогда понял, что могу улучшить ранжирование по Google картам, оптимизировал аккаунты Google My Business, поставил ссылки, и это сработало. Органика на тот момент была почти вся наша. Это давало возможность держаться, и продолжать лить бюджет в Adwords.
И так прошел год. Вроде все наладилось, но в октябре 2016 на рынок заходит крупный конкурент, который поджал уже несколько смежных рынков, и у него много ресурсов и неплохая команда, как в PPC, так и в SEO. Жать начинают очень сильно.
Виктор продолжает стоять на своем, у меня впервые случается паника, и я подумываю уйти от Виктора. Клиентов много, а нервы одни)))
Запив свои страхи и слабости холодным виски, я начал копать, и уже глубоко. Было очевидно, что конкуренты попросту скликивают рекламный бюджет Виктора.
Начался поиск решения – то, что было на рынке, к сожалению, не подошло.
Нам было необходимо действовать оперативно, и мы на коленке начали реализовать свое решение.
Ключевые функции:
- формирование блэклистов в реальном времени (сверка логов с показателями из Яндекс-метрики);
- автосмена доменов, чтобы конкуренты не успевали быстро реагировать.
Битва длилась около года, можно сказать, каждый день был за месяц. Доходило даже до личных угроз со стороны конкурентов, поэтому я на некоторое время переехал в другой город.
Один из последних ударов конкурентов – это была атака на телефонные номера, они загружали их несколько, так что не было возможности принять заказ от клиента. Пришлось в срочном порядке за двое суток внедрять IP-телефонию.
Но даже в самой свирепой битве наступает штиль, и корабли противников отходят, а некоторые отправляется на дно океана. А вы еще месяц не можете поверить, что эта битва выиграна, и можно вздохнуть полной грудью, и вы просыпаетесь ночью, чтобы проверить статистику в рекламных кабинетах.
После всего пережитого приходит понимание, на каком поле вы играете. И единственный путь оградить себя от конкурентов – это стремительно расти. Поэтому компания Виктора выросла, наши ряды пополнили новые сотрудники, которые перешли от конкурентов. Рекламные бюджеты были увеличены, чтобы вырвать еще больше заказов.
После эпичного сражение пришел штиль и усталось. Виктор принял решения продать бизнес и примерно через полтора года это удалось сделать.
Какие выводы я сделал для себя за 6 лет работы с Виктором:
- То, во что вы вложились изначально, может и не выстрелить, но может быть гораздо интересней.
- Сила характера владельца бизнеса – это основной фундамент, на котором все держится. За сильными людьми формируются не менее сильные команды.
- Если вы взяли ответственность за клиента – боритесь за него до полной капитуляции противника.
- Не бойтесь ошибаться, но будьте готовы ответить за свои ошибки и все исправить.
- Берите на себе больше компетенций.
- Если вам угрожают, берите семью и уезжайте. Жить в страхе за себя и близких – не выход.
Какой-то триллер, написанный восьмиклассником.
Кое-что понял. И давно понял, что все приходит с опытом. Спасибо!
Что за событийные услуги были?
Я думаю, ритуальные услуги
не могу разглашать
Исповедь СЕО-шника...