Как надо и не надо принимать законы? На примере онлайн-кассы
Вроде просто, понятно и на поверхности. Но почему это делается не так? И сколько ещё таких наспех принятых законов попортит жизнь предпринимателям и всем?
У меня есть небольшой семейный интернет-магазинчик. Какой — не скажу, не стоит он вашего внимания (но там всё законно:)) Да и опус не про то. Копейку этот магазин на жизнь даёт, но не больше. Больше как-то и не получается, и не хочется (хотя может, не хочется, потому что не получается?).
Я сейчас побуду немного кухаркой, которая лезет не в то дело. Законодатель же наш учился десятилетиями принимать эти законы, а я нет. С другой стороны, если принимается закон о кухарках, то кто, если не они, помогут его правильно принять? Поэтому я побуду, а вы потерпите, если можете. Заодно вспомните, с какими тараканами у вас проходила подготовка к ФЗ-54.
В 2016-м закон об онлайн-кассах обещал больно ударить по моему кошельку. Возмещения за кассу мне не положено, освобождения и отсрочки тоже. Поэтому пояса семье я затянул этак за год до дня Х.
2017-й начинался с паники. Особо шустрые компании под страхом громадных штрафов брали старые кассовые аппараты — перепрошивали под новые, или же скупали то, что есть на рынке. Как выяснилось — зря — на весь следующий год ФНС дала негласную отсрочку по штрафам (которая вроде действует до сих пор или нет?), а все взятые аппараты пришлось ещё не один раз перепрошивать или вовсе выкидывать.
Я тоже посматривал за новостями, внешне паниковал не очень. Ждал вариант чистой онлайн-кассы (т.к. принтер бумажных чеков мне, как и любому интернет-магазину, не был нужен). Но онлайн-кассы всё не было. Да ещё образовался дефицит фискальных накопителей, который сразу же жахнул по их цене чуть ли не трёхкратно. Попутно консультировался с сервисом Покупо.ру, через который работал мой магазин. Т.к. кассу скорее всего пришлось бы подключать к ним, а может и нет. С посредниками тогда вообще было ничего не понять. Юрист из Покупо тоже говорил, что может да, а может нет, но сами они ничего не знают, так как их налоговая тоже не в курсе. А оставалось всего 2 месяца до вступления в силу закона.
Через месяц яснее не стало. И ещё через один. Чистые онлайн-кассы уже появились, но в ограниченном доступе. Цены на ФН-ки снизились. А юрист говорил, что касса нужна, но торопиться не надо. На секунду: остаётся неделя до введения нового режима расчётов. Но торопиться не надо. Я уже было плюнул на них, даже решил в подполье идти. Отключил все магазины, перестал принимать оплату.
Первое июля наступило. Такого траура в жизни я до сих пор не припомню. Десять лет магазину. Куча клиентов за спиной. А куда и как теперь податься — без понятия. Попробовал другой сервис найти — а там вообще ноль. Решил напоследок пожелать всего хорошего правительству, потом на “нормальную работу” устроиться. Но не успел. Через день пишет тот самый юрист и говорит, что мне вообще не нужно заводить кассу. С какого это — спрашиваю? А потому что они мои агенты и чеки — их забота — говорят. Я говорю — бумагу покажи, что так можно. Он говорит — завтра со дня на день из налоговой должно прийти, но это неточно. А сам в отпуск ушёл. Тут как раз появилась отсрочка штрафов. И мне самому захотелось в отпуск. А в августе пришла и от Покупо бумага, и Минфин разъяснительное письмо написал, и моя налоговая тоже одобрила такой порядок. Выходит, прав был юрист. Торопиться было не надо.
Знакомый Женя кстати, по такой же системе работал. Но поторопился и за пару дней до первого числа купил свою кассу. В результате обиделся на свой сервис, ушёл оттуда, и сам начал кассу настраивать и все шишки собирать. Хотя может, он и прав.
Сейчас вот например, ситуация с двойными чеками очень непонятная. Кто должен при втором чеке кассу применять, а кто нет? Налоговая, как обычно, пока не совсем в курсе. Жене в этом плане уже проще. Но он, кроме того, уже раза три кассу перенастраивал, соответственно терял лишние деньги и нервы.
К чему всё это я? С одной стороны, действие закона об онлайн-кассах на собственном кошельке я до сих пор вроде бы не почувствовал. С другой стороны, Женя и тысячи таких же, уже третий год мающихся. Нельзя такой сырой закон на людях испытывать. Террор это — не иначе.
А как правильно? Взять и протестировать на “кошках”.
- Принять закон (сомневаюсь, что текущая процедура принятия была неэффективной — на бумаге-то выглядело всё гладко, все претензии к практике).
- Собрать экспертов.
- Подключить одну конкретную налоговую.
- Подключить по одному предпринимателю из каждой нужной категории.
- Выдать им опытные образцы.
- Потестировать год.
- Написать подробные инструкции на каждый или почти каждый случай жизни.
- Распространить действие закона на всех.
- В результате сэкономить расходы всех звеньев цепи, заодно повысить собственную репутацию.
Возможно ли это в российских реалиях? Это зависит от того, переживает ли государство за чужие расходы? А государство это абсолютно не заботит. Оно упивается собственной властью. Мы сказали — мы приняли — бешеный принтер включили — дальше сами.
Сейчас вот почти на всех сползает маркировка. Но как говорится, всё что нас не убивает…
В развитие описания негатива с онлайн-кассами:
Звонок:
- мы хотим купить с самовывозом.
- Заходите.
Приходят две дамы. Интересуются товаром, даю консультации.
- ОК, мы хотим две штуки.
Кладут на стол деньги.
Включаю кассу. Зависла.
Звоню в техподдержку. Жду ответа пять минут. Дамы сидят. Деньги на столе.
Тех поддержка говорит, что наша касса зависла по важной причине, специалист будет после обеда.
Говорю дамам: вас устроит, если я вышлю вам чек на майл?
- Устроит.
Кладу деньги в стол, даю сдачу, отпускаю товар.
Далее, волшебные слова: КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА, вот наши документы ...
Резюме: отпуск товара без чека, товар в итоге для дам бесплатно, а для меня подорожал в 20 раз(((
Так а от чьего имени контрольная закупка была? И штраф был?
Так совпало или специально проверка с тех поддержкой бабки зашибает?
Онлайн кассы в том виде в котором они есть сейчас, это нифига не онлайн:)
У нас мебельный магаз. Логично что настраивать систему со штрихкодами нам не резон. И штрихкодов на большинстве мебели нет и любой штрихкод или код надо будет в отдельной ТЕТРАДОЧКЕ для онлайн кассы хранить.
Поэтому пробиваем просто товар по свободной цене(пока так можно, а потом привет тетрадочка с кодами)
Каждый раз когда пробиваешь по карте надо еще и на онлайн кассе в хитрых местах нажать хитрые кнопки чтоб пробилось по безналу. Расход чековой ленты(онлайн мать его расход) увеличился в два раза.
Оформление возвратов, внесений, отмена чеков - головная боль. А если ошибся в цифре(а мы люди и все ошибаемся иногда) - то исправить - замучаешься читать инструкции, потому что нифига не понятно. Конечно во всем этом мы разберемся и привыкнем.
КАкие плюсы нам дает онлайн касса?
Посмотреть в интернете сколько средний чек и оборот? Ну такое себе)
Хотелось бы сказать, что ещё лет 5-10, и бумажные чеки и вообще всю бумагу отменят, а кассы будут чисто виртуальными, но.
Мы недавно переехали - пришлось перерегистрировать медицинские полиса. У дочки уже какой-то там электронный вариант. База данных электронная. Казалось бы - поставь отметку в базе данных - и всё. Нет! Электронный полис изъяли и уничтожили, вместо этого выдали бумажку, потому что на электронном полисе нельзя поставить печать и подпись с отметкой о регистрации.
Поэтому да - виртуальные кассы будут. Но с бумажными чеками :). Этот менталитет не победить. Разве что через поколение-два.
У меня до сих пор пылает ярким пламенем от того, что пришлось брать физическую кассу для яндекс кассы.
По моему до сих пор нельзя посылать данные сразу в ОФД по API.
Либо физическая либо облачная. Без кассы никак.