Customer success story: внедрение системного подхода в отдел аккаунтинга
Привет, меня зовут Александр Курогло, COO в компании SEOWORK.
Я провел более десяти лет в цифровой индустрии, в частности SaaS-продуктах, выстраивал процессы отделов от 1 человека до 20+.
Хочу поделиться примером системного подхода в выстраивании работы самого (САМОГО!!) ценного отдела в SaaS B2B компании — отдела аккаунтинга. Особенно, когда клиентов, сотрудников, задач, звонков… становится все больше и больше
Роль аккаунтов в SaaS
В B2B SaaS компаниях отдел customer success (аккаунтинга) критически важен – на него приходится до 30% сотрудников и, в тоже время, он дает 80% роста выручки.
По данным исследования от Re:finer, компании с высоким уровнем customer success (клиентского успеха) демонстрируют потрясающие результаты:
- показатели NPS (индекса потребительской лояльности) вырастают на 46% в течение 12 месяцев
- Рост индекса удержания клиентов достигает 23% за 2 года
- Увеличение среднего чека от одного клиента может достигать 19%
Контекст — коротко о нас
Наши клиенты крупные компании и агентства — Мвидео, Ситилинк, Мегамаркет, МТС, Okko, Домклик, Тинькофф, Ашманов, Webit и еще 200+
Без помощи аккаунтов сложно разобраться со всеми данными и их ценностью для бизнеса
Кроме этого мы работаем по модели подписки — каждый месяц нужно заново «продавать» платформу, чтобы клиент продлил договор. Эту задачу ежедневно решают аккаунт-менеджеры — обучают клиентов, мотивируют пользоваться платформой, рассказывают про ценности данных, помогают с решением нестандартных задач и пр.
Все этого говорит об одном:
Эффективность отдела аккаунтинга для нас очень очень важна!
Работа отдела As Is
С одной стороны — Работа кипит
Конечно, за время развития команды и компании (ни много ни мало, а с 2016 года) у нас построено уже много процессов: работаем с клиентами с CRM PipeDrive, регулярно общаемся с клиентами в чатах/звонках, работа группы поддержки в Intercom, есть база знаний на 200+ статей, Академия по обучению работы с платформой на 10+ часов с сертификацией, процесс онборда новых клиентов, фин отчетность по клиентам и многое другое.
Таким образом в работе есть все что необходимо и есть результаты:
- клиенты приходят за расширением текущего пакета
- аккаунты отлично разбираются в платформе
- много довольных клиентов
С другой стороны — есть сложности
В системе управления клиентами наблюдаются проблемы: коммуникация с клиентами оказывается временами хаотичной, без четкого акцента на ключевых клиентах. Отслеживание последнего контакта с клиентами также оказалось недостаточным, из-за чего теряется понимание о том, с кем из них не было связи на протяжении длительного времени. Кроме того, данные о клиентах разбросаны по различным каналам общения, включая чаты, и часто не фиксируются в CRM системе, что затрудняет управление информацией. Это приводит к недостатку объективных данных для оптимизации рабочей нагрузки менеджеров и отсутствию эффективной унифицированной стратегии общения с клиентами.
Как итог — наблюдаем проблему:
Видим уходы клиентов и не всегда понимаем, как с этим работать на опережение. Т.е. на каких клиентов и на какие задачи стоит фокусировать внимание аккаунтов
Системный подход
Чтобы исправить ситуацию, мы решили кардинально поменять подходы в отделе аккаунтинга.
Для этого, на основе лучших практик построения процессов, мы внедрили следующие шаги:
- Разработали систему оценки риска ухода каждого клиента в ближайшей перспективе.
На ее основе выстроили приоритизацию и план коммуникации для аккаунт-менеджеров. Фокус в работе аккаунтов сделали на клиентах с максимальным риском.
Оценка этой метрики (от 1 = максимальный риск до 4 = минимальный риск) основывается на понимании аккаунтом настроения со стороны клиента, строится по всей информации о нем — тон общения, регулярность использования платформы, понимание ценности, количество тикетов и пр.
Так, например, если аккаунт давно не общался с клиентом и видит, что со стороны клиента давно нет входов в платформу — ставится максимальный риск оттока, как следствие задачи по этому клиенту у аккаунта в приоритете, он ищет новые способы коммуникации.
Другой пример: клиент пользуется платформой, но не понимает всего функционала и использует только примитивные метрики или не встроил данные из платформы в свои рабочие процессы — риск по этому клиенту может быть 2 или 3, точно не 4, в этом случае аккаунт прорабатывает донесение ценности от использования платформы (обучает, выясняет текущие задачи и пр). Дополнительно отмечается вспомогательный параметр «Уровень общения», помогает оценить риск и внедрить возможные схемы минимизации потери клиента.
- Реализовали постоянный мониторинг фактического времени работы с каждым клиентом
Это позволило объективно анализировать нагрузку сотрудников и оптимально распределять их усилия.
Реализовать это возможно через регулярную разметку задач по клиентам с оценкой времени.
Кроме этого появилась аналитика по объему часов, затраченных на каждого клиента
- Запустили отслеживание даты последнего контакта с каждым клиентом в CRM
Если замечен контакт, по которому давно не было общения — ставится максимальный приоритет для задачи по скорейшей коммуникации с этим клиентом.
- Ввели систему ежеквартальных отчетов по каждому клиенту с акцентом на анализ рисков и план конкретных мероприятий по улучшению взаимодействия
Отчет состоит из 28 полей, покрывает все аспекты работы клиента:
- Кто и как использует платформу,
- Какие процессы в отделах,
- Какие задачи у бизнеса,
- Насколько понимают ценности платформы,
- Готовность участвовать в совместных маркетинговых активностях и работать с командой.
Для формирования отчета использовали платформу ClickUp с формой для заполнения. Каждый отчет обсуждается внутри команды, по итогу фиксируются риски по клиенту и действия по их минимизации.
Помимо локальной картины по каждому клиенту, отчеты дают возможность анализа сегментов по сквозным метрикам на всем объеме. Также упрощают процесс передачи клиентов и понимание динамики по всей базе.
- Выделили особый формат работы с Premium клиентами
Для них готовим дополнительную аналитику, отслеживаем регулярное взаимодействие с продактами, предлагаем маркетинговое сотрудничество и прочее.
Например, с каждым Premium клиентом отдел продактов регулярно организуют звонки, на которых показывают возможности по персонализированным доработкам и обсуждают планы по развитию платформы.
Про стандарты сервиса и построение Premium обслуживания расскажу в отдельной статье.
Напишите в комментариях, если вам интересно!
Ценности 💥
После погружения в отчет по клиенту (точнее анализ влияния на риски оттока) и анализа оттока клиентов — распространённой причиной уходов и повышения риска потери клиента является непонимание уникальности и ценности нашего решения.
Это открытие стало точкой невозврата – мы осознали, что недооценивали важность чёткого позиционирования, донесения ценности и отличий нашей платформы от конкурентов, и решили кардинально пересмотреть подход, над чем сейчас активно работаем.
Наша прежняя стратегия была основана на описании функционала платформы — мы подробно рассказывали про то, как использовать каждый модуль и отчет. Но оказалось, что наши клиенты не понимают ценности этих отчетов и дашбордов, потому что это не решает их "боли". Им нужны конкретные примеры и задачи, которые они могут решить с помощью нашего инструмента. То есть данная задача находится не столько в плоскости написание статей с пунктами функционала, сколько в глобальном донесении философии и методик работы с данными. Это сложнее и требует внедрения дополнительных смыслов к функционалу. Например, просто название функционала “сегментация” не дает представление о его глубине и важности. А это подразумевает под собой анализ эффективности работ, оценку работы подрядчиков, анализ конкурентов в разрезе приоритетных категорий и т.д. Чувствуете разницу?
Мы поняли необходимость ухода от стратегии экспертного рассказа про высокий уровень аналитики и большой объем данных к перебору и презентации конкретных кейсов, которые попадают в боли клиентов
Итого или рекомендации по запуску процессов
- Регулярность
Каждый описанный пункт обсуждается и смотрится с аккаунтом еженедельно (по рискам клиента, отслеживание задач и упускание из фокуса) и ежеквартально (отчеты). Привычка смотреть на одни экраны/метрики и регулярный разбор кейсов дают нужный фокус и дают единое понимание внутри отдела.
- Последовательность
Нет смысла сразу запускать все нововведения, все сразу учесть невозможно. Например, перед составлением регламентов с отчетами у аккаунтов была возможность самостоятельно предлагать вид отчетов, просто в комментариях к сделке, на основе которых появился отчет с 28 параметрами для заполнения.
- Исследование
В процессе регулярной и последовательной работы появляются инсайты, которые без должного погружения сложно заметить, утопая в операционке. В нашем случае появилось понимание необходимости 10-15 кейсов, которые бы описывали ключевые преимущества платформы, отслеживая их выполнение можно говорить на сколько высокий или низкий риск ухода клиента.
В сухом остатке
Увеличили маржинальность направления на %%
- Удержали 5 клиентов уровня Premium
- UpSale по 20+ клиентам
- NPS +12%
- Фокус команды +1000% 😅
- Обновление заняло 7 месяцев