Для тех, у кого нет конкурентов
Одно из распространенных заблуждений, с уверенностью считать, что у вас нет конкурентов.
Конкуренты есть у всех, всегда и везде! Проверим?
Начните спрашивать каждого вашего клиента, как он делал свой выбор до обращения к вам, какие варианты рассматривал и вы удивитесь.
Если продаете уникальную мебель в единственном экземпляре, услышите про мебель премиум сегмента производителя из другого города или страны.
Если продаете новые квартиры, услышите про вторичку и съемные квартиры.
Если вы не изучаете конкурентное окружение – вы понятия не имеете, среди кого и по каким причинам делает выбор ваша целевая аудитория.
Вывод:
⁃ опросите действующих клиентов;
⁃ составьте поле конкурентного окружения;
⁃ изучите каждого конкурента и делайте это регулярно.
На выходе соберете данные, которые послужат вам рекомендациями по удачным решениям и ошибкам уже пройденным вашими конкурентами. Это поле для маневра среди неудач, также как и поле для поиска новых идей.
Не забывайте включать в конкурентное окружение смежные товарные категории и опыт зарубежных брендов.
Например, если занимаетесь цветами, смотрите на бренды парфюмерии и косметики, на бренды одежды, на бренды ювелирных украшений.
И так далее по такому же принципу для любой товарной категории и сферы деятельности.
Все примеры приведены не случайно и на основе реальных кейсов, представители которых после консультации изменили подход к конкурентному анализу и увидели своих конкурентов.
К сожалению таких примеров великое множество за годы моей практики.
Еще одно распространенное заблуждение:
У нас нет конкурентов, потому что наш продукт/процесс уникальный. Никто не делает так, как мы. У нас все по-другому. И вишенка на торте: мы купили очень дорогое новое оборудование, построили новый завод. Такого больше нет.
Здорово! А с продуктом что?) Продукт стал лучше? Чем?
А у конкурентов нет альтернативы вашему продукту? Не заводу и не оборудованию, а именно продукту.
Знает ли представитель вашей целевой аудитории про эти особенности? Какие ценности несут эти особенности для клиента в сравнении с предложениями конкурентов? Может ли клиент сравнить/ощутить эти особенности до покупки? Ну не на завод же ему ехать и не на оборудование смотреть))
То же самое и с другими сферами. Например, в салонах красоты клиент не знает, сколько вы платите за аренду.
Клиенту важны парковка, удобная запись наряду с профессиональными мастерами, качественными материалами и косметикой.
Какие самые важные критерии принятия решения у ваших клиентов вы знаете?
И как дела с этими критериями у ваших конкурентов вы знаете?
Если не изучаете конкурентов, вы не знаете, между чем и чем выбирает ваша целевая аудитория.