Почему люди отдают деньги блогерам: на чем основывается популярность донатов

У блогеров и креаторов есть несколько способов заработать на контенте, один из них — донаты. Это возможность отблагодарить не только лайком или комментарием, но и материально. Разбираемся, как получилось так, что аудитория стала платить за онлайн-творчество.

Почему люди отдают деньги блогерам: на чем основывается популярность донатов

Всем привет! На связи команда lava.top — платформа продажи цифрового контента. Мы делаем так, чтобы креаторам было просто получать деньги за свой труд от зрителей со всего мира.

Недавно на lava.top появилась возможность принимать донаты — единоразовые вознаграждения от подписчиков. Многие, правда, не рассматривают это как пожертвования, а предпочитают термин «онлайн-чаевые». Рассказываем, как донаты появились в нашей жизни, почему они стали популярными, и как сделать так, чтобы подписчики захотели вам их перевести.

С чего все начиналось: видеостриминг

Первопроходцами, которым публика оставляла онлайн-чаевые, стали ведущие прямых трансляций. В начале 2000-х годов одним из самых популярных стримеров, который начал собирать донаты, был Джастин Кан.

Он создал сайт Justin.tv, на котором вел круглосуточную трансляцию своей жизни. Джастин снимал всё на веб-камеру, закрепленную на бейсболке. С его шоу началась эпоха лайфстайл-блогеров, чьи личные истории видит весь мир.

Съемки Джастина продлились около восьми месяцев, затем на его платформе стали публиковаться другие стримеры, которые также зарабатывали на донатах. Сайт разделился на тематические категории: технологии, спорт, развлечения, новости и события, видеоигры. В итоге направление игр обрело наибольшую популярность.

Katy LifeVlog — известный лайфстайл-блог. Ребята выпускают ролики ежедневно уже больше 10 лет, а количество подписчиков на их <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2F%40KatyLifeVlog&postId=1008269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ютуб-канале</a> перевалило за 2,7 млн
Katy LifeVlog — известный лайфстайл-блог. Ребята выпускают ролики ежедневно уже больше 10 лет, а количество подписчиков на их Ютуб-канале перевалило за 2,7 млн

Twitch

Компания решила выделить игровой контент и создать для него отдельный сайт. Так в 2011 году появился Twitch.tv. Он стал одной из самых успешных стриминговых платформ для видеоигр. Блогеры в прямом эфире проходят игры, параллельно их комментируя. Для зрителей работает интерактивный чат, где они могут обсуждать происходящее. Комментарии тех, кто задонатил, зачитывает стример.

Большая часть заработка геймеров на Twitch — донаты от пользователей. Платформа разработала собственную систему: создала виртуальную валюту, которую покупают зрители и переводят стримерам. Около 10% аудитории присылают донаты, их средний размер составляет от 4 до 20 $.

Максимальный донат в истории Twitch — 75 000 $ — получил стример Exotic Chaotic во время трансляции игры в Fortnite. Его перевел другой геймер KingMascot, сколотивший свое состояние на криптовалюте.

По мере роста популярности на Twitch пришли не только любители видеоигр. Появились прямые эфиры с обзорами фильмов, сериалов и даже музыки.

YouTube

Позднее, на волне успеха Twitch, возможность проводить прямые эфиры появилась и на YouTube. Тогда же там стали популярными онлайн-чаевые. Ютуб предложил функцию «Суперчат» — когда пользователи во время эфира отправляют блогеру платные сообщения. Эти комментарии выделяются ярким цветом и закрепляются вверху чата.

После того как YouTube приостановил монетизацию для блогеров, которые работают на российскую аудиторию, альтернативным выходом стали специальные сервисы для получения донатов. С их помощью у стримеров появилась возможность зарабатывать во время прямых эфиров. Для этого они подключают программу для стримов типа OBS или WireCast и регистрируются в одном из сервисов — например в DonationAlerts или DonatePay.

Другие платформы

С 2020 года популярность донатов стала расти. Во многом на это повлиял карантин во время пандемии коронавируса: многие медийные личности из офлайна перешли в онлайн и стали просить своих фанатов поддержать их творчество материально. В итоге разные платформы начали внедрять необходимый функционал для сбора онлайн-чаевых, например Instagram* и Spotify.

Почему люди оставляют донаты

Кажется, что донаты не очень-то выгодны потребителям контента: зачем платить за то, что и так есть в открытом доступе. Однако это не так: например, Википедия существует только за счет пожертвований и продолжает успешно работать. Рассмотрим несколько причин, по которым аудитория оставляет донаты.

  • Возможность почувствовать себя меценатами

Людям нравится спонсировать любимых блогеров или креаторов. В 2021 году вышло исследование, которое доказало, что в основе желания задонатить лежит чувство удовольствия.

Донатер может повлиять на создателя контента. Ведь если творчество креатора не понравится публике, он будет зарабатывать меньше. В итоге донаты дают креатору возможность меньше зависеть от средств рекламодателей, а основными критериями для него становятся мнение и реакции публики.

  • Способ сказать «спасибо»

Контент от любимого блогера подписчики поглощают чуть ли не ежедневно многие годы. И это — удобная возможность отблагодарить хотя бы небольшой суммой.

Единоразово поддержать автора для некоторых пользователей комфортнее, чем оформить ежемесячную подписку. Она налагает определенные обязательства: приходится помнить о регулярном списании средств, и в случае чего — вовремя отписываться. Да и не всем нужен дополнительный контент, который предлагают по подписке.

  • Пожертвование на благотворительность

Иногда блогеры устраивают благотворительные акции — объявляют сбор средств для фондов или частных лиц, которым необходима помощь. Если поддерживать креаторов напрямую согласны не все, то перевести деньги на добрые дела готовы многие. Например, один из самых популярных стримеров на Twitch, Ninja, установил рекорд по размеру пожертвования — ему перевели 100 000 $ на благотворительность.

Большинство некоммерческих организаций также существует за счет донатов. Помимо этого есть блогеры, которые монетизируют свой контент за счет благотворительности.

Миссия ютуб-канала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2F%40slovopatsana&postId=1008269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Слово пацана»</a>: вдохновлять на добрые дела, показывая пример в своих роликах. Блогеры принимают донаты от подписчиков на Boosty.to
Миссия ютуб-канала «Слово пацана»: вдохновлять на добрые дела, показывая пример в своих роликах. Блогеры принимают донаты от подписчиков на Boosty.to
  • Желание выделиться

Обычно такие подписчики переводят донаты стримерам, чтобы увидеть на экране свое имя или комментарий. Тем самым они приобретают дополнительный статус среди подписчиков.

Часто желание выделиться из толпы присуще тем, кто оставляет большие донаты, иногда даже слишком большие — в десятки, а то и сотни тысяч рублей. Такие подписчики часто хотят получить внимание от блогера, например в формате личной консультации.

Как сделать так, чтобы вам донатили

Если вы создаете контент и монетизируете его, обратите внимание на донаты от пользователей в качестве одного из источников дохода. Дадим несколько советов, как сделать так, чтобы вам донатили охотнее.

Не забывайте благодарить. Людям, которые пересылают донаты, важно слышать от контент-мейкера «спасибо». Рассказывайте о том, сколько удалось собрать средств благодаря поддержке — ощущение, что многие уже внесли «лепту» в ваше творчество, побуждает других к активным действиям. Подобный эффект был описан для благотворительности: если люди видят, что кто-то пожертвовал большую сумму, они сами готовы перевести больше денег.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffondvnimanie.ru%2F&postId=1008269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Фонд «Внимание»</a> показывает фотографии тех, кто поддерживает их неанонимно
Фонд «Внимание» показывает фотографии тех, кто поддерживает их неанонимно

Напоминайте о возможности поддержать. Не все подписчики знают, что можно перечислять донаты — не стесняйтесь регулярно говорить о том, как это сделать. Желательно выбрать простой и удобный ресурс для сбора онлайн-чаевых. Преграды, например в виде дополнительной регистрации на сайте, оттолкнут большинство подписчиков.

На <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flava.top%2F&postId=1008269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">lava.top</a> отправить донат можно в пару кликов: достаточно ввести сумму, email и данные банковской карты
На lava.top отправить донат можно в пару кликов: достаточно ввести сумму, email и данные банковской карты

Поощряйте самых активных «донатеров». Вы можете выделить тех, кто переводит вам крупные суммы или делает пожертвования регулярно. Например, озвучивать их имена или никнеймы в прямом эфире, вывести их списком на экране в конце видео. Либо можно создать для них отдельный чат в Телеграме — где устраивать опросы, какой контент они бы хотели видеть следующим.

Кстати, собирать донаты можно и в Телеграме — с помощью бота @donate. Это доступно для каналов от 100 подписчиков с развлекательной или образовательной тематикой.

Блогер <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2F%40russianstandup&postId=1008269" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Юрий Хованский</a> на стримах выводит на экран имена подписчиков, задонативших самые большие суммы, а также прописывает цель сборов
Блогер Юрий Хованский на стримах выводит на экран имена подписчиков, задонативших самые большие суммы, а также прописывает цель сборов

Устраивайте целевые сборы. Не все подписчики готовы жертвовать просто так, но многие готовы задонатить на что-то конкретное. Например, на покупку новой камеры или микрофона для блогера, поскольку это поможет ему выпускать более качественный контент.

Пообещайте выгоду. Еще один вариант — сказать аудитории, что если соберете донатов на определенную сумму, выпустите дополнительный контент. Например, подготовите бесплатный гайд или поучаствуете в забавном челлендже. Два очевидных, но важных момента:

  • обещание придется сдержать, иначе второй раз на вашу удочку никто не попадется;
  • то, что вы предлагаете, должно быть действительно интересно подписчикам.

Где принимать донаты от аудитории

С уходом из России многих иностранных сервисов, перечислять онлайн-чаевые стало не так удобно, как раньше. Какие популярные сервисы для сбора донатов работают сейчас:

  • DonationAlerts;
  • DonatePay;
  • Qiwi Donate;
  • VK Donut;
  • Sponsr.ru;
  • Boosty.to;
  • lava.top.

На lava.top донаты принимают в рублях — для банков РФ, долларах или евро — для иностранных банков. Пользователи могут перевести фиксированную сумму, например 50, 100 или 500 рублей, или самостоятельно выбрать размер пожертвований. Есть возможность оставить комментарий, чтобы выразить благодарность или поддержку автору.

Чтобы отправить донат на lava.top, достаточно открыть страницу любимого автора
Чтобы отправить донат на lava.top, достаточно открыть страницу любимого автора

Донаты — признание от аудитории, которое служит стимулом к созданию новых полезных материалов и качественного контента. Хотя изначально вознаграждения получали только ведущие онлайн-трансляций и геймеры на стримах, сейчас это доступно всем креатором, которые публикуются в сети. Этому способствовало появление удобных сервисов для сбора донатов.

Подписчики готовы отдавать свои кровно заработанные блогерам, когда понимают, что таким образом могут внести свою лепту в создание будущего контента. Если инфлюенсер с вниманием относится к своей аудитории, интересуется ее мнением, не стесняется вовремя напоминать о возможности материально поддержать, его захотят отблагодарить не только словом, но и делом. Людям комфортно переводить небольшие суммы единоразово, когда они уверены, что любой их вклад будет встречен с благодарностью.

На донаты нельзя опираться как на единственный источник заработка, но это неплохое дополнение к основному доходу, наряду с продажей медиапродуктов и регулярными подписками на контент. Поэтому если есть возможность подключить такую функцию, стоит ей воспользоваться.

*продукт компании Meta, запрещенной в России организации

А вы когда-нибудь оставляли донаты? Или может сами получали онлайн-чаевые от подписчиков?

1414
18 комментариев

Ещё могу понять пожертвования на благотворительность или на социальные или политические инициативы, а вот давать деньги блогерам и тем более стримерам, которые в игры играют, для меня супер странно

3
Ответить

Это способ сказать спасибо, как чаевые.

Пожертвования это про помощь, донаты это про благодарность за работу.

1
Ответить

Ну а если это действительно качественный контент, в который вложили душу и изрядно времени?

Ответить

Так случайные люди и не дают, дают фанаты. К примеру рок группа проводит живой концерт и четко говорит собираем на клип. То есть зритель тут не случайный, человек можно сказать пришел на концерт, посидеть в кругу единомышленников, пообщаться через вопросы. Или да бывает человек играет в игру, но 80% там опять общенье с теми кто не первый раз на канале, как жизнь, как дела. То есть своя компания, ну в общем как друга в кафе позвал и заплатил.

Ответить

Мне, кстати, как-то проще подписаться на регулярные списания для блогеров или тех организаций, которые хочу поддержать, чем разово отправлять донат. Звучит не особо логично, но я объясняю это тем, что лучше себя чувствую от того, что помогаю, а если еще не приходят уведомления о списании каждый месяц, то вообще супер.

2
Ответить

А нам кажется, что звучит очень даже логично: если есть желание поддерживать кого-то на постоянной основе, то тут донаты не подойдут. Ну только если не следить за каждым стримом любимого блогера, чтобы отправлять донат) Есть еще третий вариант — краудфандинг, но он тоже чаще встречается у блогеров, которые, например, собирают на новое оборудование

Ответить

Надо было стримером становиться 🥲

1
Ответить