Выживет сильнейший: как преуспеть в мире жёсткой конкуренции или причём тут «ВкусВилл»?
Часто слово «конкуренция» воспринимается, как нечто сложное и страшное, чему сложно противостоять. Давайте посмотрим на другую сторону, как конкуренция помогает бизнесу развиваться. В этой статье я отвечу на вопросы:
• Почему конкуренция нужна бизнесу?
• Стоит ли заходить в «голубой океан» и почему лучше избегать «красный».
• Как начинающим предпринимателям выжить в конкурентной борьбе и заявить о себе?
А также рассмотрим компании, которым удалось зайти в «голубой» океан на примерах: Apple, Tesla и «ВкуссВилл»
Почему конкуренция нужна бизнесу?
Конкуренция двигает мир вперёд, при этом старается угодить запросам потребителя. Поэтому, конкуренция не просто нужна бизнесу — она жизненно необходима для развития и процветания.
В свою очередь высокий уровень конкуренции показывает высокий спрос на рынке
Стоит ли заходить в «голубой океан» и почему лучше избегать «красный».
Давайте начнём с того, что такое «голубой» и «красный» океаны.
«Красный океан» – среда, где предприятия сражаются за долю уже существующего спроса. Из-за высокой конкуренции возможности для роста и масштабирования часто ограничены из-за насыщения рынка.
«Голубой океан» наоборот представляет собой создание новых рынков, где конкуренция ещё не сформировалась или совсем отсутствует. Суть стратегии заключается в том, чтобы не сражаться за уже существующие рынки, а создавать новые, создавая новый спрос.
Какую стратегию выбрать?
Решение зависит от следующих факторов:
1) Ресурсов компании;
2) Готовности рисковать;
3) Долгосрочности целей бизнеса и др.
Поэтому, давайте рассмотрим каждый из подходов.
Стратегия «голубого океана» предполагает путь развития бизнеса путём создания нового рынка, где либо нет конкуренции, либо она сводится к минимуму. На первый взгляд – заманчиво, но что стоит учесть:
– Неопределённость спроса: Не всегда легко предсказать, как потребители отреагируют на новый продукт или услугу.
– Дорогой вход: Исследование и разработка, маркетинговые кампании для изучения рынка и создание спроса могут потребовать значительных вложений.
– Трудности с формированием рынка: Необходимость в обучении и привлечении клиентов к совершенно новой категории может оказаться более сложной и затратной, чем предполагалось.
Но есть и преимущества входа в «голубой океан»:
– Отсутствие конкуренции: На первоначальном этапе конкуренция сводится к минимуму, а цели и стандарты качества устанавливаете вы.
– Большой потенциал роста: Это можно увидеть на примерах Apple и Tesla, о которых мы поговорим дальше.
Итого: заходите в «голубой океан», если:
- У вас есть ресурсы
- Если вы хотите создать инновационный продукт
Именно это сделал Стив Джобс на презентации первого iPhone. Он создал революционный продукт, который положил начало технической революции. А также Илон Маск с электромобилями Tesla. После презентации их продукта началась новая эра электрических машин.
Но не всем удаётся создать продукт, который завоюет рынок. Тогда выгоднее заходить в «красный океан», где уже сформирован спрос.
Вход в «красный океан» также требует тщательного анализа и взвешивания всех «за» и «против». Давайте рассмотрим ключевые поинты, которые помогут принять обоснованное решение.
Риски «красного океана»:
– Высокая конкуренция: Борьба за рынок с «акулами» ниши. Большие вложения в маркетинг и рекламу.
– Снижение маржинальности. Демпинг цен может негативно сказаться на маржинальности, если вы используете этот инструмент, как УТП.
– Стагнация. На переполненных рынках сложно предложить что-то действительно новое и прорывное, что может привести к стагнации.
Преимущества входа в «красный океан»:
– Сформирован спрос: На рынке уже существует спрос на продукты или услуги, что уменьшает риски, связанные с неопределенностью спроса.
– Опыт конкурентов: Изучение опыта конкурентов поможет избежать ошибок и улучшить своё предложение.
– Возможность отделения от крупных игроков. Использование УТП поможет вам выделиться на фоне остальных игроков рынка.
Итого: заходите в «красный океан», если:
- Ваши ресурсы ограничены
- Вы хотите пройти по протоптанному пути
- Нет цели создать новый, революционный продукт
Я рассказал об особенностях «голубого» и «красного» океанов, но что, если объединить эти два подхода?
Для создания конкурентного бизнеса можно рассмотреть возможность создания «синего океана» в условиях «красного», где создаётся принципиально уникальный продукт в условиях высокой конкуренции.
Отличным примером такой стратегии является компания «ВкусВилл» – магазин продуктов для здорового питания. «ВкусВилл» смог выделиться, предложив покупателям продукцию высокого качества, с акцентом на здоровье и натуральность, конкурируя с гигантами ритейла «Пятерочка», «Магнит», «Перекрёсток». Таким образом, компания не просто вошла на рынок продуктов питания, но и создала новое направление внутри уже сформированной ниши, обеспечив себе минимальную конкуренцию и высокую лояльность клиентов.
Как начинающим предпринимателям выжить в конкурентной борьбе и заявить о себе?
- Изучите целевую аудиторию. Проводите кастдевы, изучайте потребности вашего клиента
- Делайте то же, что и конкуренты, но лучше. Решите боль клиента или закройте его возражение с минимальными затратами для себя.
- Держите руку на пульсе и следите за тенденциями рынка, чтобы быстрее конкурентов внедрять новинки.
Подытожим.
Конкуренция – это не враг бизнесу, а наоборот союзник, который стимулирует на развитие и создание нового. Её не стоит бояться, а лучше наоборот использовать, как мотивацию и источник вдохновения.
Если вам была полезна статья, дайте знать об этом в комментариях и задавайте вопросы, буду рад ответить.