Как сделать эффективную SMM-стратегию? Опыт за 7 лет работы. Часть 2

Если еще не читали первую часть, обязательно начните с неё, так как именно в ней я рассказываю о базовых вещах, с которых начинается сама SMM-стратегия. И не только о технических моментах, но и о нюансах в коммуникации между заказчиком и исполнителем.
В этой части материала — расскажу про контент, планирование и варианты стратегии.

Определитесь с форматом.

Определитесь для себя: вы будете снимать, писать, рассказывать сами или привлекать блогеров и авторов, которые сделают контент за вас? Не обязательно делать выводы исходя только лишь из анализа, ориентируйтесь на свои потребности и потребности бизнеса. Если вы владелец автосервиса, который не хочет ничего снимать, но хочет писать статьи — заведите себе Drive2, профиль на Авто.ру и продвигайте свои мысли там, привлекая нужных людей. Например эту статью, как и статьи некоторых своих клиентов, пишу лично я без привлечения копирайтера.

Если вы не хотите ничего писать, то вы тоже правы, и на мой взгляд — даже еще более, чем в первом случае. Потому что съёмки роликов сейчас как для брендов, так и для личных брендов наиболее эффективный способ привлечения новой аудитории. Видеоформат это следующий шаг в коммуникации между брендом и клиентом, который воздейсвтует практически на все чувства человека, в отличие от картинки. Результаты съёмок и что они приносят брендам можете посмотреть в некоторых моих предыдущих статьях. Например — вот мощный кейс для рынка РФ:

Для рынка США продвижение через видео тоже работает:

Допустим, с форматами определились. Теперь просто сделайте выводы из следующего:

  • Что делают конкуренты и что из этого эффективно? А что неэффективно?
  • Чего от бренда хотят ваши клиенты? Не с точки зрения контента, а с точки зрения вашей услуги/продукта.
  • Чего хочет ваш бренд? Понять будет не сложно, если вы составили качественное представление о бренде.

Представим, что вы владелец рыбного ресторана. Вы выявили, что все просто снимают блюда, пишут о скидках в определенные дни и пишут тексты на тему вдохновения от еды и приятного времяпровождения с близкими. А трое успешных конкурентов — снимают, как их шеф готовит разные блюда на проф. камеру, и этот формат собирает десятки тысяч просмотров и приводит в ресторан клиентов даже из отдаленных районов. Возьмите действия конкурентов за основу, но добавьте свою изюминку: например сделайте легкое юмористическое шоу и в качестве шефа возьмите девушку.

Отвечайте контентом на вопросы клиентов.

Постарайтесь сделать так, чтобы каждая единица контента отвечала на какую-то боль: например, если на рынке автомобилей есть проблема — долго ждать запчастей для китайских авто, то визуально или в тексте расскажите о том, что у вас ждать — не так долго. Или открыто поднимите эту проблему и спросите ваших клиентов: это минус китайских авто или вы готовы ждать?

Не обязательно отвечать прямо: если вы делаете подборку товаров, это и есть ответ на вопрос о вашем ассортименте. Если вы показываете необычные лайфхаки по уходу за авто, это и есть ответ на вопрос о вашей экспертизе. Не нужно начинать контент с вопроса «Хотите выбирать трусы полтора часа? Заходите на наш сайт и ищите среди 5 тысяч позиций». Хотя кстати прикольно вышло. Едем дальше.

Пробуйте «продающие» инструменты, даже если вы работаете в корпорации.

«Воронки», «чат-боты», и прочее — многие сейчас ассоциируют с инфобизнесом, мошенничеством и агрессивными продажами. Но такие ассоциации строим только мы — маркетологи. Клиент не подумает, что вы мошенник, если вы призываете его пройти тест и в конце получить скидку 20% на моторные масла, попутно рассказывая про преимущества своего бренда.

Главное чтобы это выглядело адекватно, без гипербол и по существу: ведь именно нарушающий границы Tone of Voice, пустые обещания и наигранный позитив рождают ассоциации об обмане.

Как выстраивать план реализации стратегии?

Внутри работ по социальным сетям нет никакой особой специфики по проектному менеджменту. Работа идет всё с теми же сущностями: построение взаимодействия между сотрудниками, расставление отправных точек, дедлайнов и прочего.

Я тем не менее очень рекомендую создать календарный план, который сделает жизнь сильно проще: просто расставьте даты, в которые вы планируете инициировать те или иные действия. Если снимать и писать посты вы будете уже на следующей неделе, а запускать блог на VC планируете только в мае — всё равно поставьте точку. Вот вам шаблон, можете по нему работать.

Пример календарного плана. Я знаю, что инструкции есть в Интернете, но, на мой взгляд, намного приятнее что-то скопировать и уделить время на более приятные вещи :)
Пример календарного плана. Я знаю, что инструкции есть в Интернете, но, на мой взгляд, намного приятнее что-то скопировать и уделить время на более приятные вещи :)

В целом, сроки это самый последний этап стратегии — это и есть её скелет. Потому что самое важное внутри стратегии — это именно сроки её реализации, а не её наполнение. Если работа дисциплинирована, действия совершаются планомерно, то вы обязательно придете к результату.

Типы стратегий по сложности.

Я условно разделяю стратегии на 3 уровня сложности, в зависимости от глубины проработки. Такая логика основывается на моём четком принципе: малому бизнесу нужен быстрый старт и поиск источников трафика, а более крупному — выполнение задач по узнаваемости и репутации, которые приводят к продажам как бы «сами». В первом варианте главная задача это тестировать, тестировать и тестировать, а во втором — не наделать в штаны. Поэтому:

  • Базовая стратегия: выделите на неё пару дней — вам просто нужен план первых шагов в социальных сетях. Сделайте анализ, уделите на это побольше времени, найдите несколько прикладных идей и план реализации. Такой вариант подходит маленьким стартапам, начинающим личным брендам и малому бизнесу в духе мини-цветочных магазинов.
  • Стандартная: уделите на неё неделю, сделайте упор на анализ и на выведение одного конкретного мессаджа — большой идеи. Сделайте проработанного персонажа. Такой вариант подойдет состоявшемуся малому бизнесу а также стартапам, которые привлекли первые инвестиции. Личным брендам, которые добились уже каких-то успехов.
  • Расширенная: здесь уже всё индивидуально — самое главное сделать грамотный план реализации, не напутать со сроками, проработать матрицу коммуникации, антикризисные решения.

У меня есть многолетний опыт разработки всех трех вариантов, поэтому я здесь говорю с вершины своего опыта. Конечно, глаз может быть немного замылен, поэтому я открыт к любым мнениям для пополнения запасов своей эрудиции.

Как сделать эффективную SMM-стратегию? Опыт за 7 лет работы. Часть 2

Краткие выводы.

  • Не надо подчиняться анализу при выборе форматов контента: найдите баланс между вашими возможностями и выявленными потребностями;
  • Не бойтесь использовать интерактивные и «маленькие» активные маркетинговые инструменты — ботов, игры, тесты и прочее, так как интерактив это отличный язык коммуникации и продаёт хорошо;
  • План — это скелет стратегии, без которой она является лишь набором хаотичных идей. Обязательно вносите в план всё, что планируете делать;
  • Если вы начинающий бизнес/бренд — вам стоит больше делать. А если вы — большой бизнес, то больше думать.
Обложка для статьи.
Обложка для статьи.
6
10 комментариев

Полезная статья! Подскажите, сколько времени закладываете на создание расширенной стратегии?

Тут индивидуально всегда. Если есть запрос, можете мне написать в личные здесь или в Телеграм. Если просто интересуетесь для себя:

- Я ПЛАНИРУЮ не менее 5 рабочих дней;
- Из-за cust dev зачастую выходит дольше;
- Зачастую за 8-10 рабочих дней делаю, но всё это с заказчиками обговариваем заранее.

Надеюсь помог.

А это применимо к личным брендам или только к «обычным»?

Логика всегда одна: анализ, создание позиционирование. Но есть специфика. Важно что лицом личного бренда должен быть сам человек, поэтому работа с личным это в том числе работа с духовным и с внутренними целями как бы отлетевше это ни звучало) работая с брендом вы как бы растите ребенка, а с личным — это больше партнерство

Мы сами сейчас двигаемся по похожему плану. Но я не согласен с мыслями на тему того, что нужно ориентироваться именно на свои желания. Все-таки цифры это цифры, и бизнес нужно вести основываясь именно на них. А чего вы там хотите это дело десятое. Лично для меня.

Нууу, все-таки самый мощный бизнес это всегда в первую очередь идея. А чисто цифры — это так, стартапы)

Полезная статья! За стратегией будущее!