17 трендов в Е-commerce 2024
Привет! С вами я, Дмитрий Брукс, сооснователь и CEO в BRUX.
Для собственных проектов мы проводили сравнительный анализ 11 топовых онлайн-магазинов по 250+ UX и UI фичам. А сегодня решили обобщить полученные данные и поделиться этими наработками с вами. В этой работе мы выделили основные тренды и перспективные направления для улучшения приложений e-commerce.
Главные тренды
1. Mobile first
Больше половины пользователей в России предпочитают шопинг с мобильных устройств. Ещё актуальнее становится подход в разработке сайтов "mobile first", при котором сначала создаётся прототип дизайна для самого маленького экрана, а затем разработчики переходят к дисплеям больших размеров. В результате этого подхода мобильная версия сайта всегда становится удобнее и выгоднее, чем адаптивная версия.
2. Омниканальность
Бренды стремятся к непрерывной коммуникации с клиентом. Они расширяют свое присутствие за грани собственных сайтов и соцсетей, выходят на сторонние сервисы. У большинства популярных магазинов, представленных на «СберМаркете» и «Яндекс Еде» уже есть собственные приложения. Не смотря на это, они пользуются подобными сервисами доставки, чтобы расширить охваты аудитории.
3. Искусственный интеллект
ИИ полноправно вошел в нашу жизнь. В ритейле он используется для выгоды как продавцов, так и покупателей. Он собирает данные о поведении пользователей, чтобы понять, какие товары популярны и желанны, принять правильные решения по продвижению и оптимизации и обеспечить лучший пользовательский опыт. Это инструмент для создания эффективных и заманчивых предложений, персонализированных рекомендаций.
Подход к работе
4. Борьба за покупателя и продвинутые программы лояльности
Маркетплейсы и магазины активно борются за покупателя в условиях растущей конкуренции. В ход идут разные стратегии: скидки, акции, бонусы, программы лояльности. Их цель не только привлечь, но и удержать как покупателей, так и продавцов. Все чаще магазины используют банковскую модель кешбэка с выводом в следующем месяце. Они предлагают на выбор как категории товаров, так и спонсорские предложения на продукты отдельных брендов: такой кешбэк обычно выше.
У маркетплейсов, которые являются частью экосистемы, все ещё интереснее. Для достижения максимальной выгоды пользователю нужно завести отдельный счет для оплаты покупок и оформить подписку. Награда — выгодные предложения от брендов, повышенный кешбэк, бонусы и подарки. Отдельный счет — это виртуальный кошелек в банке экосистемы. Если магазин не входит в экосистему, то сотрудничает с банком. Магазин получает лояльного покупателя, покупатель — повышенный кешбэк с покупок, а банк — нового клиента. Все счастливы, win-win-win.
В сети магазинов косметики «Подружка» размер скидки в следующем месяце зависит от суммы покупок в прошлом.
5. ROPO
ROPO (Research Online, Purchase Offline) — изучить онлайн, купить офлайн.
Не смотря на удобство онлайн-шопинга, клиенты предпочитают делать покупки в физических магазинах. Они хотят потрогать товар перед покупкой и не ждать доставку. А может им и вовсе сложно сделать онлайн-заказ. Даже если клиент стоит в магазине перед полкой с чайниками и читает на них отзывы со смартфона, это тоже ROPO.
6. BOPIS
BOPIS (Buy Online, Pick Up In Store) — купить онлайн, забрать в магазине.
Люди оформляют заказ на сайте или в приложении и приходят в магазин, чтобы забрать заказ. Модель настолько популярна, что магазины выделяют отдельные секции и сотрудников для выдачи заказов. Работа таких маркетплейсов как Wildberries, Ozon и Lamoda выстроена вокруг пунктов выдачи заказов (ПВЗ), куда товары доставляют прямо со складов. Такая модель позволяет ускорить обслуживание и увеличить посещаемость, снизить траты на доставку.
Позиционирование
7. Значимость собственного бренда
В условиях высокой конкуренции бренды стремятся выделиться. Мало продавать хорошие и качественные товары: нужно нравиться своей аудитории и привлекать новую. Работа над репутацией, клиентский сервис, позиционирование и транслирование философии бренда — все это повышает лояльность аудитории и умножает продажи.
8. Развитие social commerce и внешняя реклама
Продавцы работают с блогерами и используют внешние каналы продвижения вроде Яндекс.Директ и VK.com. Популярные соцсети — инструмент как для рекламы, так и продажи. Покупатели ищут нужный товар через строку поиска или бездумно «серфят» в ленте. Соцсети делают путь от поиска товара до покупки проще и короче, повышая шансы на продажу.
Выстраивание взаимоотношений с клиентами
9. Гиперперсонализация
ИИ и база данных о клиентах делают персонализацию крайне эффективной: акции и скидки, подборки и рекомендации, персональная лента.
10. Геймификация
Геймификация — использование игровых механик в неигровом контексте. Она превращает рутинные процессы в увлекательные, побуждает к действиям и обучает. Геймификация помогает удерживать пользователей и эмоционально вовлекать их, стимулирует заходить в приложение чаще.
Интернет-магазин «Лента онлайн» внедрил в своё приложение мини-игру, где можно выиграть дополнительные скидки и бонусы. Пользователь бросает кубик и передвигает фигурку кота — маскота «Ленты» — по полю.
В приложении «Lamoda» пользователя награждают значками за покупки товаров отдельных брендов, а также за лояльность и активность в отзывах. Кнопка «Поделиться» на экране значка способствует сарафану.
11. Обратная связь
Это чат-боты и служба поддержки, которые помогают решать возникшие проблемы. Важно делать это — своевременно и эффективно. Пользователи опытны и понимают, когда оператор присылает им шаблонный ответ, и ценят индивидуальный подход.
Контент
12. Рекомендации и подборки товаров
Рекомендации сформированы на основе анализа личных предпочтений пользователя: избранного и совершённых покупок. Подборки размещают на главной и странице товара. Могут быть объединены по свойствам («Овощи», «Зелень»), бренду и тематике («К новогоднему столу», «Все для дачи», «Бестселлеры», «Акционные товары», «Только у нас»).
13. Сторис
Сторис незаменимы не только в соцсетях, но и других сферах. В привычной для пользователя развлекательной манере сторис рассказывают о новинках, специальных предложениях и новостях. Еще одно преимущество — их можно наполнить ярким, кричащим дизайном, и это все равно будет уместно.
14. Контент от пользователей
Пользователи доверяют таким же покупателям, как они сами. Такой контент повышает лояльность, формирует мнение и помогает сделать выбор. Оценки и отзывы, фото и видео, рецензии.
15. Новые формы подачи контента
Фото и видео — основные способы презентации товара, и сегодня к ним добавляются и другие: 3D-визуализация, виртуальная и дополненная реальность. Эти инструменты дают более полное представление о товарах, повышают вовлеченность и помогают принять решение о покупке. В августе 2023 Lamoda начала тестировать виртуальную примерку товаров с помощью технологии дополненной реальности (augmented reality, AR).
В интернет-магазине «Эльдорадо» можно покрутить 3D-проекцию товара со всех сторон.
Сервис и комфорт
16. Контроль интерфейса голосом
Речь — удобный и быстрый способ передать свои желания, оставив руки свободными. В нашем исследовании поиск голосом внедрили только 2 приложений из 10, но мы верим, что совсем скоро это станет стандартом в e-commerce. Пользователи уже привыкли разговаривать с голосовыми помощниками и делегировать им простые задачи.
17. Чат-боты
Еще до входа ИИ в нашу жизнь чат-боты уже могли довольно точно понимать желания пользователей. Чат-боты отвечают на возникшие вопросы, находят актуальную информацию. В клиентском сервисе они решают проблемы пользователей без участия другого человека и облегчают работу операторам. Сначала с клиентом разговаривает чат-бот, а оператор подключается, когда тот оказался бессилен.
Выводы
В 2024 году весь шопинг проходит через смартфон. Все внимание брендов сфокусировано на клиенте и его потребностях.
Магазины стараются выходить за границы собственных сайтов и приложений, присутствуя на других платформах. Продавцы стремятся обеспечивать клиентам все условия для покупки. Не так важно, где и как будет куплен товар: через собственное приложение, маркетплейс или офлайн магазин. Главное предоставить возможности: чем больше, тем лучше. Магазины удерживают клиентов с помощью геймификации, сложных программ лояльности, персонализированных акций и скидок.
Покупатели ценят собственный комфорт. Они любят, когда с ними общаются на понятном языке, и не хотят скучать. Чтобы выделиться и запомниться, бренды делают упор на свою уникальность: развивают клиентский сервис и облик бренда в медиапространстве, внедряют новые технологии вроде 3D-проекций и дополненной реальности.
Пользователи составляют своё мнение о товаре по мнению других покупателей: читают отзывы, смотрят фото и видео.
Спасибо за интерес к статье!
Материал подготовила Екатерина Иванова, UX и UI дизайнер в BRUX.
Читайте нашу подборку 15 трендов в графическом дизайне в 2024г.
Какие фичи вам нравятся в онлайн-магазинах и каких вам не хватает?