Экология маркетинга: что мы можем считать экологичным инструментом продвижения?
После 10 лет работы в маркетинге, поневоле задумываешься о том, а точно ли ты занимаешься действительно нужным делом? Конечно, ключевой вопрос: нужным кому? Нужен ли маркетинг человечеству? — смотря с какой стороны посмотреть. Нужен ли маркетинг мне? — да, эта профессия интересная и приносит мне доход. Нужен ли маркетинг обычном человеку — “ближнему”? — не факт.
Попробую рассмотреть вопрос экологии маркетинга с учетом своего профессионального стажа.
Начнем с самого простого.
Кто такой человек для маркетолога?
Конечно, лид!
Кто такой заинтересованный в продукте человек?
Горячий лид, конечно же.
Мы начинаем рассматривать людей как некую массу, обладающую определенными потребностями, пересекающимися, наслаивающимися друг на друга, которые мы можем систематизировать и уложить в систему.
Чтобы что?
Использовать, конечно.
Зачем?
Чтобы зарабатывать деньги для компании и, конечно же, для себя.
Хочется набросить на себя «белое пальто» и заявить: «нет, я не такая» и «несу в мир вечное, доброе, светлое», но нет, именно такая. И хуже всего — мне моя профессия нравится.
Поразмыслив, я решила отобрать ряд наиболее экологичных инструментов.
Тут вопрос: а как определить степень экологии?
Для себя я решила, что экологичные инструменты — это инструменты, которые взаимодействуют с уже горячим лидом…(надеваем белое пальто и извиняемся) максимально заинтересованным человеком.
Мой список экологичных инструментов:
- Seo
Позволяет отвечать на запрос клиента в поиске. Экологично? Не то слово!
Однако у всего есть обратная сторона. И мне, например, прекрасно знакомы и серые, и черные методы seo, когда за счет ботов улучшаются поведенческие характеристики сайтов и сайт взлетает в выдаче поиска.
С этой точки зрения, политика Яндекса по борьбе с ботами мне максимально откликается. Когда мы научимся делать действительно интересные и полезные сайты, которые будет увлекать посетителей и приносить им максимальную пользу, поисковая выдача станет действительно экологичной для людей.
- Контекст
Конечно, иногда странные объявления проходят модерацию. Но при четком соответствии запроса и объявления это довольно экологичный метод продвижения. Однако и довольно дорогой.
- Коммуникация через CRM
Различные триггерные и транзакционные рассылки — 100% экологично. Чем быстрее это решает запрос клиента — тем лучше. Знать, на каком статусе твой заказ, когда будет доставка, сколько средств списалось с карты — суперэкологично.
А вот рассылка акций… тут есть вопрос. Если ваша база максимально сегментирована, то акционные предложения могут быть и экологичными.
Например, ваш автомобильно проходит ТО раз в 12 мес. Тут подходит срок техобслуживания и вам присылают смс с акцией 15%. Приятный и полезный бонус (при вашем согласии на рассылку, конечно же) .
Другой пример. Вам нужно менять ремень ГРМ через 60 000 км. А смс со скидкой приходит через 1 год. Экологично? Хочется ответить «нет». Но если вы таксист, акция к месту. А если катаетесь в режиме «работа-дом» в маленьком городке, смс вызовет раздражение. Тут вопрос качественной сегментации.
- Авторский контент и авторское мнение
В период информационного передоза, большая часть авторского контента без бесконечного рерайта статей, перетаскивания друг у друга информации копирайтерами воспринимается как глоток свежего воздуха. Мы уже знаем, что информация может стать форматом насилия, и дело не в нарушении действительно важной редполитики площадки (отказ от мата, призывов к терроризму и тп). Есть и более тонкие, разрешенные моменты — длинные статьи, всю мысль которых можно уместить в одном предложении, скопированный текст с chatGTP, скудный словарный запас автора. Большинство статей в блогах, написанных для привлечения трафика на сайт, не являются экологичными, с моей точки зрения.
Так же как и нативная реклама, не являющаяся искренним мнением автора, на которого подписан читатель. Сейчас её обязаны маркировать, но и без маркировки чаще понятно, какой контент является рекламным, и собственного запроса клиента на просмотр такого контента не было.
- Картографические и прочие специализированные сервисы
У клиента есть запрос — парикмахерская в таком-то районе. Конечно, ответ сервиса с указанием расположения ближайших парикмахерских максимально экологичен.
Сюда же можно отнести сервисы типа Авито, которые отвечают на запрос клиента и дают ему выбор из разных услуг.
- Отзовики
Не являются рекламными сервисами как таковыми, но ответ компании на отзывы клиентов может быть полезен другим пользователям. Экологично использовать эти сервисы просто — делай свое дело качественно, и люди сами оставят отзыв.
Мотивировать за отзывы деньгами/бонусами или закупать отзывы — уже несколько за линией экологии.
- Интервью первых лиц/топ-менеджмента компании
Зависит, конечно, от силы личного бренда или харизмы человека при его отсутствии. А также, сколько пользы извлечет для себя зритель, и пользой можно считать даже простое чувство вдохновения.
- PR-проекты компаний: ивенты и онлайн-площадки
Тоже зависит от типа проекта, но есть действительно интересные решения: профессиональные комьюнити, блог-платформы (например, Тинькоф журнал) для объединения людей.
- Вывески в стилистике города
Помогают людям сориентироваться при перемещении и при этом не нарушают архитектурного стиля.
Под вопросом:
- Вебинары с неясной пользой
- Корпоративные подкасты/видео каналы.
В идеальном мире клиент имеет запрос — и получает на него ответ без навязывания.
В нашем мире жесткой конкуренции маркетолог вынужден прибегать к разным, не самым экологичным методам, если политика компании этому способствует.
А что вы считаете экологичными методами?
И нужно ли вообще уважать лидов?
Коммуникация через CRM и различные рассылки действительно могут быть экологичными, если они направлены на решение реальных запросов клиентов