Профориентация в ИТ и диджитале: как понять, кем хочешь стать, когда выроc

Разбираемся с выпускниками и экспертами «Яндекс Практикума».

Профориентация в ИТ и диджитале: как понять, кем хочешь стать, когда выроc

Привет! Меня зовут Серёжа Флягин, мне 29 лет, я из Барнаула. Несколько лет назад я закрыл свой бизнес и понял, что хочу переходить в «диджитал». Я тщательно продумал план карьерного перехода и составил таблицу профессий, которая помогла мне сделать первый шаг. О том, как я выбирал специальность и как мой план совпал (или не совпал) с реальностью — в статье ниже:

Я окончил Алтайский государственный технический университет по специальности «Государственное и муниципальное управление». Свою карьеру я начал в НКО, был зампредседателя молодёжного парламента своего города. Потом перешёл в налоговую службу. После очередной практики в налоговой я понял, что мне это не подходит: я хочу заниматься интересной, драйвовой работой, без лишней бюрократии и ограничений.

У меня тогда неплохо шёл свой бизнес: я владел магазином тканей в Барнауле. Бизнес уже тогда приносил мне больше денег, чем госсслужба. Но его пришлось закрыть — как раз начался ковид. На ковиде я задумался, чем хочу заниматься дальше. Я попробовал госслужбу, попробовал бизнес — и понял, что пора погружаться в IT и digital. Я начал читать про актуальные профессии, советовался с другом-айтишником. И довольно быстро понял, что моя дорога лежит в маркетинг.

Профориентация в ИТ и диджитале: как понять, кем хочешь стать, когда выроc

Как я выбирал новую профессию

Почему маркетинг? Во-первых, эта сфера мне ближе всего после бизнеса и прямых продаж.

Пока я управлял магазином, я научился запускать рекламу и таргет. У меня было понимание, как устроены соцсети, лидогенерация и продажи через них. Но это были разрозненные знания и навыки, которые я получил самостоятельно, просто потому, что брал и делал. Я мало что понимал про сегментацию, не умел делать выводы и адаптировать стратегии продвижения. Мне хотелось получить системные знания о маркетинге — и навыки, с которыми уже можно смело откликаться на вакансии или брать первые заказы как фрилансер.

Также мне было проще погружаться в маркетинг, потому что я сам пришёл «со стороны бизнеса». Я понимаю бизнесовые запросы и понимаю язык, на котором их задают. Я знаю, как важно бизнесу выходить в прибыль и постоянно расти; знаю, как обычно звучат «хотелки» со стороны руководителей. Осталось научиться переводить их запросы в конкретные (и выполнимые) маркетинговые задачи.

Классика...
Классика...

Во-вторых, меня очень привлекала возможность не быть привязанным к одной точке. Хотелось иметь возможность свободно перемещаться по миру и знать, что это не влияет на качество моей работы и на стабильность моего заработка.

Чтобы решиться на переход в маркетинг, я продумал для себя целую систему профориентации. Со сферой я быстро определился, а какую профессию выбрать внутри маркетинга — непонятно. Мне всегда казалось, что должна быть понятная «карьерная лестница», по которой ты взбираешься вверх. Поработал тем-то 2 года, перешёл на ступень выше, через пару лет — на следующую, и так далее. Но в маркетинге это работает не так.

Проблема в том, что маркетинг — это очень широкая и разнообразная сфера, внутри неё множество ответвлений. В маркетинге можно заниматься огромным количеством вещей, и вакансии могут совмещать задачи практически в любой конфигурации: SMM, email-маркетинг, performance-маркетинг, контекстная реклама, таргет... Чего только нет.

Маркетинговые вакансии зачастую очень многозадачные, и требуют понимания разных сфер внутри индустрии. А разобраться и понять, в какую именно сферу маркетинга двигаться и какие навыки развивать, — это непросто.

Профориентация в ИТ и диджитале: как понять, кем хочешь стать, когда выроc

К карьерному переходу я подошёл основательно — и начал думать о перспективах своей жизни за пределами учёбы, уже на ближайшие 3-5 лет. Где я вообще хотел бы жить и работать? Я составил таблицу на несколько локаций: Москва, Петербург, Новосибирск; также рассматривал возвращение в Барнаул. Дальше я начал смотреть направления маркетинга, популярные в объявлениях вакансий по этим городам. Отдельно прописывал в табличке требования по скиллам в этих вакансиях, отдельно — зарплатные вилки. Собрать массив этих данных мне помогли фильтры на «хэдхантере», через которые я задавал распространённый поисковый запрос и делал выгрузки.

<p>Формулы поисковых запросов можно изучить в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhh.ru%2Farticle%2F1175%23field-search&postId=1145237" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">этой статье</a> на HH</p>

Формулы поисковых запросов можно изучить в этой статье на HH

Ключевые навыки перечислены в вакансиях отдельно: их я смотрел у главных корпораций (Яндекс, Сбер, Альфа, Авито, итд) и группировал в свою табличку. Так я получил список навыков и компетенций, по которым мог подобрать себе онлайн-курс.

Дальше я начал по этой табличке смотреть и анализировать, как я буду переходить из одного грейда в другой, как быстро смогу расти в зарплате. Так я смог составить пошаговый карьерный план после окончания курса на 3-5 лет: в каком городе и на какой позиции я начинаю свою карьеру, сколько времени потребуется, чтобы вырасти и переехать. Я понял, сколько финансов и трудозатрат мне стоит вложить сейчас, и как скоро это окупится. Разумеется, план этот был приблизительный — но он стал для меня важным первым шагом к новой профессии.

Что ждать (и не ждать) от профтестирования

Тест по профориентации на сайте Практикума я проходил скорее из любопытства: он выдал мне профессии интернет-маркетолога и бренд-менеджера. Мне было важно получить независимую оценку и убедиться, что я на правильном пути. Плюс результат теста не сводится только к рекомендации конкретного курса: я параллельно прорешал много интересных кейсов и узнал новые подробности про сферу маркетинга. Я лучше понял, как профессии в маркетинге связаны друг другом.

Важно не строить завышенных ожиданий от этого теста. Он не даст чёткого плана действий. Но он поможет определиться, в какую область смотреть и куда проделывать путь. Он поможет осознать, какие вообще карьерные возможности у вас сейчас существуют — и в IT, и в digital.

После теста и рекомендую пройти вводные части курса или курсов, которые вы для себя выбрали. Они бесплатные, и хорошо погружают в будущий учебный процесс. Я прошёл все интересующие меня вводные части — и решил, что пойду учиться на курс «Интернет-маркетолог». Так всё закрутилось.

Профориентация в ИТ и диджитале: как понять, кем хочешь стать, когда выроc

Мария Ковалёва, Руководитель Лаборатории образовательных технологий в Яндекс Практикуме:

Выбор профессии обычно базируется на четырёх параметрах: личностные качества, интересы, способности и предыдущий опыт. В профориентационном тесте мы анализируем параметры не через прямые вопросы, а через кейсы, реальные жизненные ситуации. Решая кейсы, вы сможете вспомнить свои выборы, интересы и предрасположенности.

Если изложить механику нашего профориентационного теста в виде матрицы, она будет выглядеть вот так:

Профориентация в ИТ и диджитале: как понять, кем хочешь стать, когда выроc

Мы ориентируемся на два главных вопроса:

— С чем вам интересно работать?

— Что вам интересно с этими вещами делать?

На пересечениях предмета работы и вида работы мы подбираем профессии. Например, на пересечении «цифр» и «анализа» мы найдём аналитика данных, а на пересечении «людей» и «организации и управления» — проджект-менеджера.

Многие люди никогда не пробовали заниматься, например, data science или UX-исследованиями — и не знают, что эти профессии им подойдут. Задача этого теста — не только подобрать пул близких вам профессий, но и продемонстрировать (с помощью вопросов и кейсов), что у вас уже есть предыдущий опыт и предрасположенности, на которые можно опереться. Мы помогаем увидеть эти паттерны в собственной жизни — и вывести их на новый уровень.

Профориентация в ИТ и диджитале: как понять, кем хочешь стать, когда выроc

Екатерина Волкова, лид команды авторов профориентационного курса «Старт в IT»:

В прошлом году мы перезапустили профориентационный тест, дополнили его и сделали целый бесплатный курс — «Старт в IT». Мы хотели сделать полезный инструмент для тех, кто задумывается о переходе в IT или digital — но мало что знает об этих сферах.

Мы знаем, что разбираться в этом с нуля — сложно и тревожно. Так мы придумали курс, который эту тревогу успешно снимает, раскладывает всё по полочкам, отвечает на основные вопросы про сферу IT. Этот курс разбивает стереотипы, развеивает сомнения, и — настраивает на составление плана перехода в новую профессию.

Курс подробно отвечает на основные вопросы:

— действительно ли в IT реально попасть с нуля в 2024 году?

— как использовать свой прошлый опыт, даже если он не относится к IT?

— на какую зарплату и какой рост может рассчитывать начинающий специалист?

— и, самое главное — какую профессию выбрать?

Профориентационная часть курса состоит из двух блоков. Сначала мы рассказываем, какие направления и профессии в IT существуют, показываем актуальную картину индустрии. А затем предлагаем пройти тест на профориентацию, который мы спроектировали совместно с методистами из МГУ. Тест проверяет не только текущий опыт и навыки, но и тип мотивации, темперамент, те личностные характеристики, которые помогут вам сделать правильный выбор.

Жизнь после Практикума

После учёбы мне было 25. Я нашёл работу маркетологом в рекламном агентстве, чтобы получить максимально полный рабочий опыт. Тогда я вёл больше 20 проектов, настраивал рекламные кампании и таргетинг, анализировал их результаты. Я понимал, что мне стоит делать больше и схватывать всё на лету, чтобы «сравняться» с теми, кто пришёл в маркетинг сразу после университета. У них в 25 лет будет гораздо больше опыта и мощные кейсы в портфолио. Я же своё портфолио собирал с нуля, начиная с учебных проектов в Практикуме. Параллельно я продолжал учиться — и «обрастать» новыми навыками и экспертизой.

<p>Особенно я ждал курс <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fclck.ru%2F3AFsq2&postId=1145237" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Бренд-менеджер»</a>. Это мой второй курс по маркетингу в Практикуме</p>

Особенно я ждал курс «Бренд-менеджер». Это мой второй курс по маркетингу в Практикуме

Сейчас я продолжаю работать интернет-маркетологом — и чувствую, что я на своём месте, в своей сфере. Я всё время учусь новому, нащупываю точки дальнейшего роста. Маркетинг сам по себе — сфера быстрая и нацеленная на постоянный рост, и я в этом темпе чувствую себя органично. Бывает сложно лавировать между креативными и техническими задачами, бывают стратегические тупики. Но я смотрю в будущее с надеждой — и предвкушаю, какой путь ждет меня впереди. Моя цель — в ближайшие 2-3 года дойти до оффера в крупной корпорации.

Мои главные выводы о переходе в маркетинг

  • У меня было ложное понимание, что программирование — это про код и про математику, точно не для меня, а вот маркетинг — это про стратегии и креатив. Честно говоря, я даже не представлял, насколько маркетинг — про цифры и аналитику. Это мне предстояло узнать уже на курсе.
  • Оглядываясь назад на свою табличку, я понимаю, что её было недостаточно. Помимо таблички с локациями, зарплатными вилками и ключевыми навыками, мне была нужна вообще не табличка, а матрица профессий в маркетинге. А внутри этой матрицы — схема связей между профессиями и возможных переходов из одной в другую, в идеале — с указанием роста зарплаты. Такая матрица очень помогла бы мне простраивать свой образовательный и карьерный трек.
  • При планировании мне не хватило более глубокого понимания рынка. Меня тянуло к вакансиям больше креативным и менеджерским (например, условный и расплывчатый «бренд-менеджер»); на самом деле, куда больше вакансий скорее технических (например, «директолог» или «специалист по email-маркетингу»), и зарплаты у них выше, и больше возможностей полной удалёнки. Оно и понятно: у таких специалистов более ограниченный и чёткий пул задач, у них количественные результаты, они быстро приносят прибыль бизнесу. Так или иначе, начать свой путь с контекстной рекламы было правильным решением.
  • В работе помогают не только технические навыки, которые я получил в Практикуме — но и мои личностные качества, софт-скиллы, которые я успел развить как предприниматель. Умение договариваться — и с заказчиками, и с командой — это самый ценный навык, который я вынес из бизнеса. А ещё я успел развить в себе многозадачность, целеустремлённость, устойчивость и оптимизм. Я уверен, что не бывает нерешаемых задач — всегда есть возможность посмотреть на них под другим углом и разделить на мелкие, но решаемые. Меня не расстраивает, если что-то не получается с первого раза. Я готов брать на себя риски, меня не пугает неизвестность — и я был готов решиться на неё вновь.

Спасибо, что прочитали статью до конца! Делитесь в комментариях вашими историями о поиске себя в профессии!

99
2 комментария

Профдеформация от яндекса. В тексте сплошные Я. Ну а кто ещё, если речь от первого лица и единственного участника? 8))

1
Ответить

Сергей, спасибо, хорошая статья!
Я тоже выпускница Практикума курса "интернет-маркетолог". Я тоже прошла профориентацию перед покупкой курса, но это еще не все)) Я скачала программу курса и показала ее подругам, которые работали в маркетинге.

Я бы еще к софтам добавила стрессоустойчивость, умение работать в команде, анализировать и уметь быстро принимать решение.

Ответить