Сквозная аналитика своими руками за 60 минут и 0 руб для Bitrix
Эта статья сэкономит тебе минимум 440 000 рублей в год: 240 000 рублей экономии на оплате сервисов сквозной аналитике и еще 200 000 руб не заплатишь за ее настройку.
Пора поставить точку в бесконечном вое на тему “в моем бизнесе невозможно настроить сквозную аналитику”. Bitrix и Yandex DataLens давным давно сделали готовое бесплатное решение, которое работает точнее большинства существующих счетчиков.
Для интеграции нам потребуется
- Стандартизировать данные UTM-меток всех рекламных кампаний
- Настроить передачу UTM меток в сделки Bitrix
- Включенный Calltracking, если клиенты больше звонят, чем оставляют заявки
- Аккуратное ведение CRM системы
- Тариф, не ниже Базового
- Аккаунт на Yandex DataLens
Стандартизация UMT-меток
Перед интеграцией сквозной аналитики необходимо договорится со всеми подрядчиками о правилах использования разметки рекламных кампаний, чтобы данные передавались в аналитику единнобразно. В Convert Monster мы используем специальный документ, который называется “Паспорт проекта”. Он собирает все выходные данные по всем подрядчикам, в том числе правила оформления меток.
Мы придерживаемся следующих регламентов
- все метки пишутся с маленькой буквы (потому что они чувствительны к регистру)
- каждый источник имеет фиксированную метку названия
- каждый элемент воронки размечен и имеет четкое назване метки
- в utm_content передаются все параметры рекламы для создания срезов (название подрядчика, тип объявления, мероприятие, дата, формат рекламы)
- в utm_term попадает тип таргетинга
Аналогичным образом я рекомендую стандартизировать название сделок и лидов, чтобы их было проще искать.
Например, скрипт может быть: Дата активности.Конвертер.Тип лида.Продукт
Сделки, пришедшие с лендинга 7 мая выглядят так: 24.05.07.Заявка на сайте.РЕОМ
Настройка воронки и передача UMT-меток в Bitrix
Параметры меток присваиваются к лидам и сделкам в CRM системе.
Логика Битрикса привязана к стандартной западной логике работы с клиентами.
Важно! Перед настройкой сквозной аналитике, вы должны убедится, что ваша воронка работает в указанной логике, а продавцы корректно ведут сделки.
Чтобы это было проще проверить, я подробно распишу базовую логику работы с CRM.
Общий сценарий обычно выглядит так
Воронка лида:
Получен новый лид → Дозвон → Проведена квалификация → Создана сделка / Забракован
Воронка сделки:
Создана новая сделка → Отправлено КП → Ознакомлен с КП → Сформирован договор → Согласован договор → Передан в производство/Забракован.
Для самопроверки приведу общемировые нормы конверсий по стандартной воронке для B2B
Источники — это пути клиентов в CRM. Они находятся по адресу Аналитика → Сквозная аналитика.
Источники связаны с UTM-метками. Вы добавляете нужную метку к адресу сайта и размещаете этот адрес в нужном источнике. Когда клиент перейдет на ваш сайт, заполнит форму или закажет обратный звонок - его источник отобразится в пути клиента в CRM.
Сами UTM-метки передаются в Bitrix автоматически, если вы используете его формы захвата. Полученные метки передаются в лиды и сделки и отображаются в левой части карточки.
Помимо форм захвата, крайне важно передавать все варианты лидов в CRM (звонки, сообщения в соц сети, письма на почту и т.п.). Это можно делать при помощи сторонних сервисов, типа Calltouch или внутренних решений, таких как встроенный модуль calltracking.
Итоговый чек-лист настройки CRM-системы перед интеграцией модуля сквозной аналитики
1) Настроена интеграция с телефонией
2) Настроена передача UTM меток
3) Настроен онлайн-чат (лиды передаются в систему)
4) Настроена почта (лиды передаются в систему)
5) Настроена интеграция с личными сообщениями в социальных сетях (лиды передаются в систему)
6) CRM система интегрирована с Метрикой и Yandex DataLens
a) Передаются данные о качественных лидах
b) Передаются данные о продажах с суммой сделки и меткой
7) Название лидов и сделок уникализировано по скрипту
Передача данных в Yandex DataLens
Следующим этапом нам необходимо создать аккаунт в Yandex DataLens
Для передачи данных из Bitrix мы идем в Сквозная аналитика → Bi-аналитика → Yandex DataLens и копируем данные сервера и секретный ключ
Внутри Yandex DataLens выбираем Подключения → Создать новое подключение → Партнерские подключения → Bitrix 24
Вставляем сервер и ключ и нажимаем “Создать подключение”. Передача данных завершена.
Ваши данные попадут в Датасеты и будут названы “Лиды” и “Сделки”. Внутри датасетов их можно редактировать и использовать формулы.
Например, по умолчанию в передаваемых данных отсутсвует средний чек
Поля суммы сделки называется Opportunity. Нажимаем “+ Добавить поле” и вставляем формулу [Opportunity] / [Число сделок]. Таким образом мы получаем функцию среднего чека.
Готовые отчеты сквозной аналитики в Yandex DataLens
Импортированные отчеты появятся во вкладке Дашборды → Дашборд Битрикс 24.
Сам дашборд будет разделен на 3 составляющие: Лиды, Сделки и Продажи. Чтобы им пользоваться корректно, необходимо провести несколько доработок.
Во-первых, все лиды и сделки отоброжаются по “дате создания”. Если цикл сделки в бизнесе более 2-х недель, нам необходимо смотреть не созданные, а закрытые сделки в этом месяце. Для этого необходимо добавить поле “Дата закрытия”.
Для вкладки лиды нажимаем: Редактировать → Селектор → Датасет “лиды” → Поле “Дата закрытия” → Галочка Диапазон → Значение по умолчанию → Пресет последние 28 дней → Добавить.
Аналогичным образом предлагаю добавить селектор “Продукт” (поле “название”) и Источнки (поле Utm_source), если вы продаете несколько продуктов / услуг — это поможет строить отчетность в разрезе определенных чеков.
Итоговый дашборд по лидам будет выглядеть так. Теперь вы можете смотреть в разрезе дат, источников рекламы и менеджеров сквозную аналитику по лидам.
Отдельно будет полезно создать таблицу взаимосвязи выручки источника и рекламной камании. Такой таблицы в отчетах по умолчанию нет, поэтому мы ее генернируем самостоятельно при помощи вкладки “Чарты”.
- Выбираем датасет “Лиды”
- Вид данных — сводная таблица
- Строки: Utm_source и Utm_campaign
- Показатели: Конверсии, число лидов и opportunity
- Фильтры: utm_campaign null и Статус - тип - Успех
После создания полей не забудьте ей придумать название и сохранить
В итоге мы видим доход в разрезе кампаний и источников
Эту таблицу можно добавить в дашборд по лидам нажав: Редактировать → Чарт → Лиды → Ваша таблица
Во вкладках “Сделки” и “Продажи” содержаться данные по выручке и эффективности рекламных каналов с точки зрения рекламы. Принцип работы с данными тот же самый. Я рекомендую добавить селекторы “Дата закрытия” и “Продукт”.
Важный нюанс: использование фильтров будет максимально удобным, если вы будете применять мое правило описание сделок, которое я указал в начале.
Подведем итог: готовая сквозная аналитика в 3 клика
Мы только что соеденили нашу CRM-систему с BI-аналитикой и получили отчетность, которая позволяет видеть динамику в любых разрезах дат по
- источникам
- рекламным кампаниям
- продуктам
- менеджерам
- посадочным страницам
Построение этой отчетности не требует специальных навыков программирования, ее может сформировать каждый маркетолог и она стоит 0 рублей в месяц (в отличие от любых других аналогов).
Сквозная аналитика — один из 3-х базовых отчетов, которые мы внедряем в отделе маркетинга в рамках практикума “Реальный отдел маркетинга”. Этот практикум позволяет за 6 месяцев создать автономный отдел маркетинга системно перевыполняющий план по лидам. Он будет особенно полезен собственникам с выручкой бизнеса от 35 000 000 руб в месяц. Его уже прошли лидеры рынка, такие как:
- Sunschool — крупнейшая частная федеральная сеть детских садов.
- Resulting (Михаил Гребенюк) — лидер рынка построения отделов продаж в России.
- МоторЛэнд — крупнейший игрок рынка б/у автозапчастей в Белоруссии.
А если ты — маркетолог, приходи на наш практикум по системному маркетингу. Через 4 месяца ты сможешь стать директором по маркетингу.
Еще больше полезных материалов найдешь в моем Телеграме.