О коллективных товарных знаках

Возможность регистрации и охраны коллективного товарного знака предусмотрена в большинстве стран мира. Коллективный знак служит не только для индивидуализации товаров, но и может обеспечивать его правообладателям позитивные конкурентные преимущества, упрощая выход на рынок, реализацию продукции и т.п.

В частности, помимо общих инструментов брендинга, используемых правообладателями обычных товарных знаков, использование коллективного товарного знака позволяет объединениям производителей выделить из общей массы и индивидуализировать свою продукцию по отраслевым, региональным или иным признакам.

Например, в рамках специального проекта ВОИС [1] в региональном отделении ИС на Филиппинах зарегистрирован коллективный товарный знак Bikol Pili на имя Ассоциации Orgullo Kan Bicol. В состав ассоциации входят производители орехов, кондитерских изделий, одежды, аксессуаров, косметики, эфирных масел и др. Товары производятся на основе многолетних традиционных региональных практик, а их ключевым объединяющим признаком является то, что сырьем для них является пили - тропическое дерево, которое произрастает на вулканической почве Филиппин.

С экономических позиций аккумулирование «командных» ресурсов под одним товарным знаком расширяет возможности продвижения бренда и позволяет увеличить масштабы реализации товаров, что помогает членам объединения конкурировать с крупными фирмами.

Соблюдение стандартов качества товаров (услуг), выпускаемых и реализуемых разными лицами под одним брендом, достигается за счет того, что в уставе коллективного знака закрепляется единые требования и положения, позволяющие контролировать их соблюдение.

Например, Ассоциация ресторанов «Чайхона № 1» зарегистрировала одноименный коллективный знак [2], действие которого распространяется на закусочные, кафе, рестораны, шоу-программы и т.п. В уставе коллективного знака данной ассоциации указаны в т.ч. единые требования к оформлению и стилистике помещений «в восточном стиле», форме сотрудников, музыкальном сопровождении, меню и качеству блюд, включая блюда традиционной «восточной» кухни и т.д.

С юридических позиций именно правовой режим коллективных товарных знаков позволяет нескольким лицам объединиться под одним брендом для его использования на равных началах. Для подобных ситуаций это единственно возможный механизм решения вопроса, поскольку национальным законодательством не предусмотрен режим совместного владения и регистрации товарного знака на имя нескольких лиц, за исключением коллективного знака.

Какой товарный знак считается коллективным

Понятие коллективного товарного знака закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации [3]. Так, из ч. 1 ст. 1511 ГК РФ следует, что под коллективным понимается товарный знак, который обладает совокупностью следующих признаков:

  • знак зарегистрирован объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано. Как правило, такое объединение представлено в форме союза, федерации, ассоциации производителей и т.п.;
  • знак предназначен для обозначения товаров, имеющих единые качественные или иные характеристики, которые производят или реализуют лица, входящие в объединение, зарегистрировавшее знак.

В качестве коллективного знака можно зарегистрировать любое обозначение, при условии, что оно соответствует требованиям, указанным в законе (ст. ст. 1482, 1483 ГК РФ).

Чем отличается правовая охрана коллективного знака от обычного

Правовая охрана коллективного товарного знака имеет следующие особенности, которые регулируются статьями 1510 и 1511 ГК РФ:

  • Отличается состав правообладателей. Так, если обычный товарный знак можно зарегистрировать только на одно лицо для индивидуализации его товаров, то коллективный знак можно зарегистрировать на имя нескольких лиц, которые входят в состав объединения. Такой знак будет индивидуализировать товары с общими качественными или иными характеристиками, которые производят или реализуют лица, входящие в состав объединения;
  • Отличается режим использования - право на коллективный товарный знак принадлежит объединению, на которое он зарегистрирован, но пользоваться знаком может каждое лицо, которое входит состав объединения;
  • Ограничен режим распоряжения исключительным правом, а именно, право на коллективный товарный знак нельзя отчуждать и предоставлять для использования иным лицам по лицензионному договору;
  • Коллективный знак и заявку на коллективный знак можно преобразовать соответственно в товарный знак и в заявку на товарный знак и наоборот (п. 4 ст. 1511 ГК РФ). Порядок преобразования установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 703 [4];
  • В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

Как зарегистрировать коллективный товарный знак в РФ

Для государственной регистрации коллективного товарного знака нужно уплатить госпошлину и подать в Роспатент соответствующую заявку и документы. Форма и порядок подачи заявки, состав прилагаемых к заявке документов и требования к ним утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 [5].

Также, как и при процедуре регистрации обычного (индивидуального) знака, заявку на коллективный знак можно подать в бумажном виде или в электронной форме. Однако в заявке нужно указать всех лиц, которые входят в соответствующее объединение и будут обладать правом использования знака.

Помимо стандартного набора документов, к заявке о регистрации коллективного товарного знака нужно приложить устав коллективного знака. Требования к содержанию устава установлены ч. 1 ст. 1511 ГК РФ и включают:

  • название объединения, которое уполномочено зарегистрировать коллективный товарный знак на свое наименование (правообладателя);
  • перечень лиц, которые имеют право использовать коллективный знак;
  • цель регистрации коллективного знака;
  • перечень товаров, в отношении которых регистрируется коллективный товарный знак, с указанием их единых характеристик качества или иных общих характеристик;
  • условия использования коллективного товарного знака и порядок контроля за его использованием;
  • положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.

После проверки уплаты пошлины, регистрирующий орган проводит по заявке двухэтапную экспертизу: сначала формальную, в процессе которой проверяет состав приложенных к заявке документов и их соответствие установленным требованиям, а в случае успешного прохождения первого этапа - экспертизу по существу, где проверяет требования к обозначению, которое заявлено в качестве коллективного знака.

Порядок и правила проведения экспертизы, включая особенности экспертизы обозначений, заявленных на регистрацию в качестве коллективных товарных знаков, установлен Приказом ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12 [6].

Завершающим этапом регистрации коллективного товарного знака является внесение сведений о регистрации в реестр Роспатента и выдача свидетельства о регистрации.

В заключение отметим, что на данный момент в России зарегистрировано незначительное количество коллективных товарных знаков, что связано не только с особенностями их регулирования и использования, но и со сложностями регистрации, в частности, разработкой положений устава коллективного знака и т.п.

Однако, несмотря на все сложности, использование коллективных товарных знаков имеет большой потенциал, поскольку является эффективным средством коммерциализации. Кроме того, с учетом особенностей национального законодательства, регистрация коллективного товарного знака – это единственный способ совместного использования обозначения на равных началах, т.к. предоставляет одинаковый объем прав всем лицам, которые входят в состав объединения, на которое зарегистрирован знак.

Компания «Зуйков и партнеры» имеет большой опыт в регистрации товарных знаков и поможет преодолеть все сложности, связанные с их регистрацией, включая подготовку необходимых документов и правовое сопровождение процедуры.

Источники:

  • https://www.wipo.int/collective-marks/ru/news/2022/news_0001.html
  • https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet
  • «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // СПС «КонсультантПлюс»
  • Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 703 «Об утверждении Порядка преобразования коллективного знака в товарный знак, знак обслуживания и наоборот» // СПС «КонсультантПлюс»
  • Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 (ред. от 01.03.2023) «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак» // СПС «КонсультантПлюс»
  • Приказ ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12 (ред. от 25.03.2022) «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов» // СПС «КонсультантПлюс»
22
Начать дискуссию