Маркировка рекламы: наконец-то полная статья о том, как и что делать с маркировкой?
Новый закон о повышении штрафов за отсутствие маркировки никому не дает покоя. Многие платят кучу денег юристам и рекламным агентам, чтобы они взяли эту заботу на себя. А кто-то же просто отказался от рекламы совсем. Но что же делать тем , кто все-таки хочет рекламироваться и рекламировать?
Меня зовут Света, я интернет-маркетолог, и давайте вместе разберемся с этим чудищем под названием “Маркировка рекламы в интернете”.
Для справки: С 1 сентября 2022 года вступил в силу закон, по которому всю рекламу в интернете нужно:
- регистрировать в специальном реестре
- маркировать особым образом
Маркировка рекламы — присвоение индивидуального идентификатора каждому рекламному объявлению и пометка его значком «Реклама» с указанием данных о рекламодателе. Этот процесс делает рекламный рынок более прозрачным для государства.
Что считается рекламой?
Что такое реклама? Это информация:
- распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
- адресованная неопределенному кругу лиц
- направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Платное размещение — не показатель рекламы. По закону реклама также может быть бесплатной или по бартеру.
Необходимо маркировать:
✔ все рекламные материалы (креативы, видео, текстовый материалы), размещенные в интернете
✔ рекламу, размещенную по бартеру
✔ бесплатную рекламу, если сделан акцент на определенном товаре или услуге
✔ саморекламу (об этом поговорим отдельно)
✔ рекламу в запрещенных соц.сетях (несмотря на блокировку)
Где маркировка не нужна?
Но есть и список тех рекламных инструментов, которые не подлежат маркировке. А именно:
- реклама в email-рассылках, смс и push-уведомлениях, отправленных собственной базе клиентов и продвигающих ваш собственный товар (если рекламируетесь в чужой email-рассылке, объявление придется маркировать)
- реклама, которая до этого была показана по ТВ
- реклама, которая не влечет за собой коммерческих целей (например, если вы делаете обзор на товары, не акцентируя внимание на каком-то одном; или рассказываете косвенно о своем продукте - истории клиентов, процесс запуска, результаты ваши и учеников и пр.)
- реклама, где товар используется в контексте (например, вы показываете процесс, используя тот или иной товар., не акцентируя внимания на нем)
- органичная интеграция (когда пост не отличается от ваших будничных публикаций, нет ярких креативов либо других инструментов для привлечения внимания. вы просто делитесь тем, что вам понравилось - услуги, товары и прочее. не акцентируя внимание на конкурентных преимуществах товара, а описывая именно свои эмоции и свой опыт взаимодействия)
Самореклама: маркировать или нет?
Вообще в законе отсутствует термин “самореклама”. Но, к сожалению, это не означает, что при рекламировании своих услуг на своих площадках маркировка не нужна.
Как же понять, что является рекламой из того, что вы ежедневно публикуете и рассказываете о себе, своих товарах и услугах в соц сетях?
Если не понимаете, что маркировать, смотрим в первую очередь на пункты блока - "Что является рекламой?" , эта статья не просто так начинается именно с него. Но если говорить проще, важен акцент. Если какой-либо товар выбивается из привычного стиля вашего сайта, ленты и пр. (например яркий креатив, большой баннер, привлекающий внимание) - то это реклама, и необходима маркировка. Если на сайте или в постинге соблюдается единый стиль в графике и тексте - но рекламы, как такой, и нет.
Как маркировать саморекламу?
При саморекламе совпадают рекламодатель и рекламораспространитель. Договор в этом случае не требуется. В некоторых кабинетах ОРД даже есть специльные возможности для маркировки саморекламы. Например в ОРД Вконтакте, при выборе типа договора есть “Самореклама”, где данные о заказчике заполняются автоматически.
В первом ОРД от Билайна акты по договорам саморекламы регистрировать не нужно, достаточно загрузить сам договор и статистику по креативам.
🧨 Если в новой публикации вы планируете сделать анонс своего нового инфопродукта, рассказываете о его положительных характеристиках и призываете аудиторию к покупке (указываете стоимость и вставляете ссылки) - лучше промаркируйте!
Регистрация рекламного креатива
Информация передается не напрямую, а через специальную компанию — оператора рекламных данных , который будет присваивать ей специальный регистрационный номер — токен.
Операторы (ОРД):
Как маркировать рекламу? По шагам:
✔ Выбрать ОРД
Каждый ОРД предлагает свои тарифы , некоторые из них отличаются лояльным отношением к бюджетам, что отличный вариант для начала работы с ОРД. (под словом “тарифы” ссылка на статью, в которой сравниваются все ОРД)
✔ Создаем рекламный кабинет
Это может сделать любой участник рекламной цепочки: заказчик, исполнитель или посредник. При заключении договора заранее необходимо прописать, кто именно загружает документы в ОРД, т.к. это может сделать только один человек. Но сдают отчетность все участники цепочки.
✔ Загружаем рекламный материал
Весь материал, содержащий информацию о рекламе, необходимо загрузить для прохождения модерации: фото, видео, графика, текст или даже аудио. Это серьезный шаг, в некоторых ОРД после него внести изменения в рекламный креатив уже нельзя. Избегайте в тексте на креативпе, либо в самом тексте объявления таких слов как: “самый лучший”, “№1 в мире” и подобное. Такая реклама модерацию не пройдет.
✔ Получаем индивидуальный идентификатор
Его присылают в ответ на загрузку рекламных материалов в ОРД. Он выглядит так: «erid:xxx». Вместо xxx каждый креатив наделяют неповторяющимся номером из букв и цифр.
✔ Добавляем идентификатор на рекламный креатив
Его вставляют в текст, картинку, видео или аудиозапись. Также обязательно делают пометку «Реклама» и указывают название компании рекламодателя и его ИНН или же ссылку на его сайт. Важно, чтобы текст был читабельным. Наличие маркировки, но невозможность прочтения текста также является нарушением.
✔ Ежемесячный отчет о прохождении рекламной кампании
После размещения рекламы каждый календарный месяц отправляют отчеты в ОРД. Для этого в личном кабинете прописывают:
- запланированное количество показов креатива;
- количество показов, которого фактически удалось достичь;
- количество денег, потраченных на размещение объявления.
Отчеты продолжают отправлять до тех пор, пока рекламу не удалят. Например, если партнерская статья будет висеть в блоге 3 года, придется все это время каждый месяц отправлять информацию по ней в ОРД.
Варианты маркировки в зависимости от соц.сети
Рассмотрим на примерах, как оставлять маркировку на рекламе, в зависимости от соц.сети, в которой вы публикуетесь.
Telegram
- Если есть кликовая ссылка, токен необходимо размещать в ней. Формат – https://site.ru/?erid=XXX
- Если кликовой ссылки нет, идентификатор располагают в начале поста или же в самом конце. Формат – erid: XXX. (желательно это делать в начале, но многие считают, что тогда аудитория понимает, что это реклама, и пропускают публикацию. Поэтому можно добавить и в конце, нарушением это не будет)
- При добавлении идентификатора на видео он размещается в нижней части материала
- Если реклама в формате аудиосообщения, то обязательно добавьте к аудио текст. В которое, как раз-таки, и будет полученный идентификатор
- При рекламе в сторис, мы оставляем маркировку именно на том креативе, где закреплена ссылка на рекламируемый товар. Размещаем текст в месте, где он будет заметен и читаем
- Реклама в Reels или постах также нуждается в маркировке, оставляет текст на видео и изображениях
YouTube
Размещаем идентификатор на том фрагменте видео, где вы зашита рекламная интеграция. Идеальный пример маркировке всей рекламы в роликах - канал Сергея Минаева.
Полезные ссылки
- Шаблон договора оказания рекламных услугПодойдет для обеих сторон, и для клиента, и для рекламодателя.
- Демо-версия личного кабинета ОРД VKОтличная возможность для тренировки. Попробуйте первый раз здесь, загрузите креативы и документы, они все равно никуда не будут отправлены. В конце вы даже получите долгожданный токен, только он будет не настоящий - тренировочный.
- Телеграм-канал ФАС РоссииВсе самые свежие новости и детали, касательно маркировки и рекламирования в России. Также часто описываются примеры нарушений и штрафы, полезно что-то взять на заметку
- Канал классного маркетолога, которого интересно и даже полезно читать. В комментариях задавайте вопросы, записывайтесь на консультацию и до новых встреч! 😜
У Сергея годные уроки истории ,особенно фильмы про Римскую империю, там прям целый сериал
Ну то что однозначно понятно, что лучше промаркировать, чем не промаркировать.
Это единственное что понятно)
Маркировка рекламы становится все более важной с введением новых законов