Как мы помогли коммуникаторам определить уровень грамотности
Кейс
С командой коммуникационного агентства «PR Perfect»** мы сотрудничаем уже второй год.
PR Perfect искали сервис для масштабной проверки грамотности сотрудников, а именно, им нужна была массовая проверка текстов, причём онлайн, с интеграцией на свой лендинг.
Основным профилем нашей компании ООО «Орфограмматика»* является разработка лингвистических IT-решений.
«Гигиена письменного русского языка позволяет клиенту при первом же касании определить, насколько человек способен конструктивно излагать свои задумки». Руководитель PR Perfect, Кристина Петрова, убеждена, что грамотное письмо = упорядоченность и последовательность мышления в целом.
«Редактирование и исправление в цифровых сервисах требует времени. Работа в коммуникациях — это всегда про очень сжатые сроки и, как следствие, оперативное решение стоящих задач. В век, когда многим физически некомфортно решать вопросы по телефону, работа коммуникатора на 85% состоит из текстов разного формата и объёма, поэтому их изначально правильное написание и оформление экономит сотруднику время, которое можно потратить рационально», — поделилась команда PR-агентства.
Цель проекта — обратить внимание специалистов из сферы PR (public relations) на уровень своей грамотности.
Запуск «Большого диктанта» в 2023 году
Идея диктанта возникла ещё в 2019 году, но потом случилась пандемия, затем СВО…
Пробная версия была запущена в 2023 году, при этом на подготовку ушло чуть больше месяца, и в конце марта 2023-го проект был реализован. На написание диктанта тогда было выделено 3 дня, за которые все желающие заходили на платформу по прямой ссылке и могли написать диктант с автоматической проверкой.
Результаты онлайн-диктанта, 2023 год
У PR-агентства была идея, но не было понимания всей механики реализации проекта.
Начиная с этого этапа наша команда лингвистов, программистов и проджект-менеджеров помогала по всем вопросам и подсказывала лучшие решения.
Проект включал следующие этапы:
- выбор текста диктанта: команда PR-агентства взяла готовый отрывок из всем известного произведения;
- озвучка: отрывок начитывал наш диктор — профессиональный филолог;
- подготовка скрипта диктанта: мы создали модель проверки диктанта, описали все орфографические и пунктуационные ошибки, добавили к ним подробные комментарии;
- подготовка страницы написания: форма написания была встроена на лендинг агентства сразу же;
- проведение диктанта: в течение всех трёх дней диктанта мы оказывали полноценную техническую поддержку и всегда были на связи, несмотря на разницу во времени.
PR Perfect: «Проект для первого раза был реализован на высшем уровне!»
Расширение проекта в 2024 году
В 2024 году работы начались сразу после новогодних праздников и диктант прошёл уже с 1 по 8 марта. За 2 месяца представители коммуникационного агентства:
- усилили команду, а также PR в социальных сетях;
- разобрались с технической частью (создание кода, сайта и пр.);
- привлекли партнёров: Корпоративные диктанты | Diktado, Бомбора, Орфограммка - проверка пунктуации и орфографии онлайн, Литрес;
- вовлекли хедлайнеров***: текст диктанта написал советский и российский лингвист, доктор филологических наук, первый заместитель председателя Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ — Максим Кронгауз, а диктором стала соавтор книги «Пиши, сокращай» — Людмила Сарычева.
Наша команда Diktado выступала в качестве партнёра проекта и выполнила все технические и IT-решения:
- Встраивание озвучки в страницу написания диктанта. Предусмотрена возможность увеличения или уменьшения скорости начитывания, отредактированы паузы.
- Подготовка скрипта диктанта — самый долгий и трудозатратный этап. Мы создали модель проверки диктанта, описали все орфографические и пунктуационные ошибки, добавили к ним комментарии, протестировали на 1000 респондентов корректность модели. В зависимости от объёма и сложности диктанта процесс может занимать от 7 до 15 дней. В этом проекте мы затратили 10 дней. В результате был сформирован JavaScript-файл для проверки текстов, который команда агентства встроила на лендинг уже самостоятельно.
- Техническая поддержка 24/7 в течение всего периода написания диктанта.
На онлайн-диктант коммуникаторам выделили больше времени: прямая ссылка была доступна 9 дней.
Участие приняли более 500 коммуникаторов!
Это почти в 3 раза больше участников, чем в 2023 году.
В этом году обе стороны чётко понимали основные аспекты, которые стоило учесть при повторном запуске, появилась потребность внести новые детали в техническую часть — код самого диктанта.
Все задумки агентства были проработаны нашей командой и реализованы в конечном продукте именно в том виде, которого ждали PR Perfect.
Результаты диктанта порадовали далеко не всех участников:
- 7% написали диктант на «5» и «5-»;
- 17% — на «4» и «4-»;
- 26% — на «3» и «3-»;
- остальные — на «2».
Также в статистике показаны самые сложные слова, где было допущено больше всего ошибок.
Результаты онлайн-диктанта, написанного коммуникаторами за все 9 дней, 2024 г.
Тепловая карта ошибок
Тепловая карта ошибок — это гордость нашей разработки. На создание технологии проверки диктантов были затрачены тысячи человеко-часов.
Обратите внимание на слово «беспрецедентный»: из 526 участников 152 допустили в нём ошибку, то есть почти 30%. Варианты написания приведены на скриншоте ниже.
Да, можно вполне обходиться и без этого слова как в разговоре, так и в переписке. Однако требования к коммуникаторам в области знания русского языка довольно высоки. Уверена, что такие слова, как «беспрецедентный», «животрепещущий», «неотъемлемый» и др., они используют в своих работах.
Уникальность проекта и воплощённых решений
В каждом проекте уделяется особое внимание теме и тексту диктанта. Как правило, для определённой аудитории подбирается своя тема, отвечающая следующим критериям:
- интересное содержание;
- включение в меру сложных оборотов;
- покрытие почти всех правил русского языка (не забываем о цели диктанта).
В этом году автором диктанта для коммуникаторов стал Максим Кронгауз (автор книги «Неучебник по русскому языку»). Текст диктанта «В поисках собеседника» о том, как меняется коммуникация между людьми, о всё более частом общении с ИИ* (искусственным интеллектом).
В результате все поставленные задачи нам удалось решить в кратчайшие сроки. А именно — за 1 месяц, в течение которого команда из 3 человек:
- вела проект с нуля и до последнего дня онлайн-диктанта;
- встроила озвучку, записанную писателем и редактором Людмилой Сарычевой;
- добавила промокоды на страницу отчёта о проверке диктанта (промокод на Литрес для «отличников», на Орфограммку — для «двоечников»).
Поделитесь в комментариях, как часто используете сложные в написании слова? Или специально заменяете их простыми синонимами?
*ООО «Орфограмматика» — разработчик таких продуктов, как Орфограммка (интеллектуальная программа машинной обработки текста и проверки правописания для русского языка, Орфограммка — проверка пунктуации и орфографии онлайн (orfogrammka.ru)), Diktado (корпоративные онлайн-диктанты по русскому и английскому языку, Корпоративные диктанты | Diktado), Литера5 (корпоративный веб-сервис для онлайн-проверки правописания в текстах на русском языке, Литера5 (litera5.ru)); а также технический партнёр проекта «Тотальный диктант» (totaldict.ru)
**PR Perfect — коммуникационное агентство, помогающее компаниям проявляться и заявлять о себе. На рынке PR-услуг — более 8 лет (PR Perfect. Коммуникационное агентство (tilda.ws))
*** Хедлайнер (от английского headliner) — «гвоздь программы», самый ожидаемый участник мероприятия, концерта, фестиваля.