Телеграм бот вместо мобильного приложения для коммуникации с сотрудниками
Разработка телеграм ботов для меня уже не новая история. Основной задачей одного из моих первых проектов связанных с телеграм ботом как раз и был отказ от лишних мобильных приложений в пользу телеграм. (вы можете ознакомиться с онлайн чатом для сайта, сообщения от которого отправляются операторам сразу в телеграм)
К проекту я тогда шёл с главной мыслью: "Как здорово, что можно отказаться от лишних приложений, которые часто подтормаживали, и получать сообщения прямо через телеграм." Когда я получил первое сообщение в телеграм с сайта - сказать что я был в восторге - ничего не сказать!
А вот у моего заказчика, как раз стоял выбор между разработкой мобильного приложения или разработкой телеграм бота для взаимодействия с исполнителями.
Увидев Telegram-бота для сервиса услуг, ко мне обратилась компания-производитель стеклянных перегородок и межкомнатных дверей скрытого монтажа. Им нужен был подобный бот, который бы рассылал заявки монтажникам.
Основные задачи, которые ставились Telegram-боту:
- Простая регистрация у бота для монтажников.
- Автоматизация рассылки, приема, закрытия заявок по установке дверей/перегородок монтажникам и стажерам в зависимости от специализации монтажника и его рейтинга. Чем выше рейтинг, тем раньше он получает заявку и может её принять.
- Отправка заявки бухгалтеру для оплаты выполненной работы. Отметка об оплате от бухгалтера.
- Пользователи бота имеют 3 роли:
- менеджер - формирует и отправляет заявки, может общаться с монтажниками через бота или через CRM;
- мастер - может быть монтажником и стажером. Монтажник - несет ответственность за работу, может принимать заявки, брать стажера и устанавливать размер оплаты стажеру. Стажер, может отправлять заявки монтажнику для стажировки. (Для понимания: один и тот же мастер может быть монтажником по одной специализации (имеет так называемый "допуск") и стажером по другой (не имеет "допуск"). "Допуск" получается в зависимости от рейтинга по специализации.)
- бухгалтер - получает заявку на оплату монтажникам и стажерам, производит отметку об оплате. Имеет собственное меню для просмотра и оплаты заявок.
Реализация телеграм бота
(Если вам лень читать, можете проскролить текст и посмотреть короткое видео работы бота)
Для управления ботом была взята уже готовая CRM система от нашей предыдущей работы, которую мы адаптировали под новые задачи.
Основные поля заявки:
- данные заказчика (телефон, адрес);
- специализация заявки;
- рейтинг за заявку после её выполнения монтажнику и стажёру;
- текстовое описание заявки;
- фото/видео/схема установки от замерщика и с производства;
- желаемая дата и время выполнения;
- стоимость заявки;
- отзыв заказчика по работе.
После того как менеджер ввёл основные данные заявки, он отправляет её в работу. Заявка рассылается монтажникам по очереди в зависимости от рейтинга (чем выше рейтинг, тем раньше монтажник получает заявку, период между отправками менеджер может регулировать в настройках CRM).
Изначально заявка рассылается без указания контактов. После того как один из монтажников принял заявку, он получает данные заказчика для согласования даты и времени выполнения.
После того как заявка согласована с заказчиком, она появляется в меню стажеров. Стажер/стажеры могут ознакомиться с актуальными заявками и отправить заявку на стажировку монтажнику. Если стажер и монтажник утраивают друг-друга - они договариваются о совместной работе.
По завершении работы, монтажник устанавливает сумму, которой готов поделиться со стажером/стажерами и закрывает заявку. Заявку можно закрыть только после отправки фото и комментария по выполненной работе.
Получив отзыв от заказчика, менеджер отправляет заявку на оплату бухгалтеру (бухгалтер та��же работает через телеграм бота). Бухгалтер получает заявку на оплату, оплачивает её по указанным мастером реквизитам.
Мастер имеет собственное меню, в котором может:
- посмотреть и изменить свои данные;
- написать сообщение менеджеру;
- посмотреть собственные и актуальные заявки;
- изменить специализации, по которым он хотел бы получать заявки;
- изменить собственные платежные данные (форму сотрудничества, реквизиты для оплаты);
- найти заявки по новым специализациям для стажировки.
Что получил заказчик:
- автоматизацию распределения заявок, что систематизировало и существенно разгрузило работу менеджера. Распределение заявок ранее выполнялось в "ручном режиме" (менеджер звонит/пишет монтажнику, предлагая ту или иную работу, выбирает монтажника, отслеживает выполнение и т.п.), сейчас все рутинные процессы переданы боту;
- экономию в разработке бота по сравнению с разработкой мобильного приложения. Telegram-бот полностью справляется с поставленными задачами, а стоимость его разработки значительно ниже разработки мобильного приложения, которое помимо разработки требует постоянных дополнительных расходов.
Заключение
Telegram-бот - относительно дешевая, но конкурентоспособная альтернатива мобильному приложению, которую можно и нужно использовать в бизнесе.
А как вы используете телеграм ботов в работе? Если ещё не используете, может стоит попробовать?