КОРПОРАЦИИ ПОГЛОЩАЮТ СРЕДНИЙ БИЗНЕС?

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ ПОГЛОЩЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ ПРОДАЖИ «НЕТОЛОГИИ» И «ФОКСФОРДА» СБЕРОМ.
СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ ПОГЛОЩЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ ПРОДАЖИ «НЕТОЛОГИИ» И «ФОКСФОРДА» СБЕРОМ.

В апреле состоялась продажа «Нетологии» и «Фоксфорда» – двух крупных игроков на рынке дополнительного образования и детского сегмента соответственно.

Мне как EdTech-предпринимателю было интересно изучить этот вопрос, поэтому я решил поделиться своими мыслями в статье. Я расскажу:

  • Как продажа Нетологии и Фоксфрда повлияет на рынок EdTech?
  • Каковы последствия выхода нового круного игрока на рынок EdTech?
  • Стоит ли небольшим EdTech-проектам беспокоиться? Какие есть плюсы и минусы в поглощении?

Как продажа «Нетологии» и «Фоксфорда» повлияет на рынок EdTech?

«Нетологию» в апреле купили второй раз. В первый – сооснователь «Нетологии» Максим Спиридонов продал свою долю и покинул бизнес, а руководство компании перешло к Евгению Барулину, главе TalentTech.

В последней сделке «Сбер» приобрел «Нетологию» вместе с «Фоксфордом», что значительно изменило рынок EdTech. До сделки на рынке были такие лидеры: Skyeng, Vk и Яндекс, то после – доли рынка выглядят так: Skyeng — 10%, Vk — 13.2%, Сбер — 6.7%, Яндекс — 5.8%.

КОРПОРАЦИИ ПОГЛОЩАЮТ СРЕДНИЙ БИЗНЕС?

Максим Спиридонов, бывший совладелец «Нетологии» и «Фоксфорда», в своём Instagram прокомментировал сделку так: «Вхождение Сбера на рынок EdTech представляет собой появление мощного игрока, способного составить серьёзную конкуренцию таким компаниям, как Яндекс и ВК»

После покупки Сбер обрёл полный контроль над активами «Нетологии» и «Фоксфорда», включая образовательные платформы, персонал и рекламные ресурсы, а неограниченные бюджеты на рекламу повышают шансы «Сбера» выйти на лидирующие позиции на рынке EdTech.

Здесь возникает вопрос: К чему идёт рынок EdTech? Будут ли крупные компании препятствовать молодым предпринимателям заходить на этот рынок? Отвечу на эти вопросы дальше в статье.

Каковы последствия выхода нового крупного игрока на рынок EdTech?

Я подробно рассказывал в своей статье о росте рынка Edtech и поднимал вопрос: «Стоит ли сейчас заходить предпринимателям на рынок EdTech».

Если коротко, несмотря на то, что рынок растёт, EdTech подразумевает собой создание технологии – например, образовательной платформы, на которой будет происходить обучение. Создание такой платформы стоит дорого, поэтому нужны первоначальные большие инвестиции, что обременяет вход начинающим предпринимателям без стартового капитала.

Но для крупных игроков рынка по типу «Сбера» – это отличный вариант. У них есть неограниченные бюджеты на маркетинг и развитие команды, что и является их конкурентным преимуществом.

Так «Сбер» приобрел не только полностью работающую бизнес-модель с командой, маркетингом и образовательной платформой, но и лидирующую позицию на рынке, где теперь составляет конкуренцию Яндексу и Вконтакте.

Я предполагаю, что это такое стратегическое решение направлено на укрепление и расширение собственной образовательной экосистемы «Сбера», делая его одним из наиболее сильных участников рынка онлайн-образования.

Тенденция входа крупного игрока на рынок означает движение в сторону олигополии, где будут доминировать крупные компании, что приведёт к сложности входа начинающим предпринимателям.

Если вы всё-таки хотите зайти на рынок EdTech, в статье я поделился идеей, как это можно сделать начинающему предпринимателю.

Стоит ли беспокоиться небольшим EdTech-проектам? Какие есть плюсы и минусы в поглощении?

Несмотря на поглощение «Нетологии» и «Фоксфорда», перед компаниями открываются новые возможности. После покупки в компании придут дополнительные ресурсы для развития и масштабирования «Нетологии» и «Фоксфорда»: улучшение внутренних технологий, большие маркетинговые бюджеты и доступ к новым рынкам.

Как это отразиться на небольших проектах?

Такие поглощения не проходят мимо других участников рынка. Появляется дополнительное давление в виде конкуренции с большими бюджетами и технологическими возможностями. Но не стоит забывать и о возможностях:

  • Работа над продуктом и персональный подход в проекте. Сосредоточив внимание на узких сегментах рынка, внедрив персональный подход и уникальные образовательные продукты – всё это привлечёт новые группы пользователей, которые ищут более персонализированные образовательные решения.
  • Новые парнёрства и возможности также могут быть использованы для расширения и улучшения технологий.
  • Небольшие проекты наиболее адаптивны к изменениям рынка, что даёт возможность опережать крупных игроков, например, в внедрении новых образовательных технологий в процесс обучения студентов.

На мой взгляд, любые подобные изменения нужно уметь использовать на благо своей компании.

Так стоит ли бояться поглощений среднему бизнесу?

Как я сказал выше, поглощения имеют как положительные, так и отрицательные аспекты. Важно понимать, что каждая бизнес-модель уникальна и ответ на на возможное поглощение должен строиться с учётом особенностей вашего бизнеса.

Таким образом, вопрос о поглощении встаёт как о возможности использовать изменения в свою сторону.

44
Начать дискуссию