Спам-реанимация, или как мы оживили рассылку в Gmail. Кейс RuSender

Привет, это Ирина Черепанова из сервиса email-рассылок RuSender. Мы знаем, что попадание рассылок в спам – боль email-маркетолога, и универсальной таблетки от нее нет. Рассказываем, как быстро выйти из папки спам Gmail и повысить OR, если вы уже перепробовали весь стандартный арсенал. В качестве примера – не самый стандартный кейс нашего клиента.

Спам-реанимация, или как мы оживили рассылку в Gmail. Кейс RuSender

Почему письма попадают в спам, мы писали в нашем блоге. Тем не менее, критерии попадания в эту папку очень размыты. Нет официального перечня пунктов: “делайте так-то и так-то, и ваши письма ТОЧНО будут в инбоксе”.

Вся информация по профилактике сводится к своду санитарных правил: “Будьте хорошими, шлите нужное, не делайте технических ошибок”. И вот вы им честно следуете, но эффективность email-кампаний только снижается, рассылка попадает в спам. При этом не до конца понятно: виновата погода, само содержание акции, или что-то не так с письмами. Иногда это даже хуже, чем полный spam reject от почтовой системы, когда письма отвергаются на уровне сервера и в принципе не доходят до получателя.

Если такая ситуация разовая – паниковать не стоит, максимум, взять на карандаш. Но если прослеживается тенденция – берем скальпель и начинаем извлекать аналитику, чтобы найти причину.

Анамнез

Клиент работает в онлайн-сфере уже больше 10 лет. Поэтому у нас имелся устойчивый поток транзакционных писем пользователям сервиса по типу "Подтвердите регистрацию", "У вас закончился тариф" и так далее. А также эпизодические рассылки по полной базе со скидками, новостями и поздравлениями к праздникам. При этом за 10 лет база прирастала, поэтому объемы разовых рассылок значительно увеличивались к каждой последующей. Это был совершенно органический рост, но порой он не нравился почтовым системам, которые всегда с подозрением относятся к увеличению объемов рассылок.

Ситуации типа “4000 транзакционных в день, а потом бац, и рассылка на 300К” их нервировали. Поэтому репутация домена долгие годы держалась в постмастере Google как Medium, иногда выходя в High.

Репутация домена клиента в Google Postmaster Tools
Репутация домена клиента в Google Postmaster Tools

Симптомы

В один непрекрасный день пациент (AKA клиент) обратился в поддержку RuSender с признаками неизвестной “инфекции”: мало лидов с последней акции, слабая реакция пользователей на обновления, пониженное продление тарифов. Эффективность почтового канала заметно упала. Быстрое сопоставление показало, что OR писем действительно снизился. Поэтому мы сразу прошлись по всем доступным постмастерам.

В Mail.ru – все хорошо, все зеленое.

В Gmail – тоже никаких изменений.

Проверка репутации домена в Google Postmaster Tools
Проверка репутации домена в Google Postmaster Tools

Взгляд на уровне ответов сервера так же ничего не дал – все OK, Delivered. Стали смотреть на OR непосредственно в последних рассылках, так как для транзакционки подобное собрать сложно.

И наконец виновник обнаружился. Очень заметная часть базы клиента – на Gmail, и активность людей с почтой в этой зоне всегда была чуть выше, чем в остальных. Но сейчас OR именно здесь сильно отличался. Да что там…он практически упал в 1,7%!

Аналитика OR по почтовым сервисам в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frusender.ru%2F&postId=1185504" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">RuSender</a>
Аналитика OR по почтовым сервисам в RuSender

Стали пристальнее смотреть, что же не так с Gmail. Но, к сожалению, самое огромное “не так” кроется в том, что поддержка никак не отвечает на вопросы пользователей. В отличие от тех же Mail.ru и Яндекс, куда можно написать и получить ответ о сути проблем и о том, как все исправить, в Gmail приходится всего добиваться эмпирическим путем.

Ни один график Google Postmaster Tools не показал явных проблем. Но все косвенно свидетельствовало о том, что письма не отвергаются, но летят прямиком в папку Спам:

  • Репутация домена – High,
  • На графике уровня спама – никаких всплесков,
  • Все IP зеленые,
  • Если смотреть через новый дашборд – вообще все идеально, в зеленых галочках.
Проверка домена через новый дашборд Google Postmaster Tools 
Проверка домена через новый дашборд Google Postmaster Tools 

А тот OR, что есть, – это открытия от пользователей, которые либо добавили отправителя в избранное, либо целенаправленно искали письма и вытаскивали их их спама (всегда шлем лучи добра таким получателям 🙂).

Лечение

И тут мы оказались в ступоре. Никаких резких изменений в объемах не происходило, репутация домена устойчива, ноль претензий, если верить постмастеру, – и СПАМ (

Помимо домена внимательно изучили, не было ли каких-то изменений в репутации отправляющих IP. И здесь все оказалось чисто.

Проверка репутации IP в Google Postmaster Tools
Проверка репутации IP в Google Postmaster Tools

Прошерстили все блэклисты – тоже ничего. Что там намертво решил закешировать злопамятный Гугл, понять невозможно.

Сначала попробовали занять выжидательную позицию – обычно за проступок Gmail накладывает санкции в виде снижения репутации и своего мнения о домене или IP на 30 дней. На протяжении этого месяца вы можете быть даже святее Папы Римского в плане рассылок, но с 90% вероятностью вам все равно не удастся сократить время пребывания в загончике для наказанных. (Однажды нам все-таки это удалось – как, расскажем в следующем кейсе). Но в случае с папкой Спам это не помогло: и на 32, и на 33-й день OR не исправился сам по себе.

Требовалась новая тактика. Самый вроде бы очевидный вариант – сменить домен – совершенно не подходил. Прогревать новый домен под объемы отправителя пришлось бы очень долго и мучительно. Плюс проблема прослеживалась только в Gmail, с остальными почтовиками все было хорошо.

Поэтому следующим, что пришло в голову, был вариант завести ящик на поддомене. Но это было очень близко к первому варианту. Во-первых, репутация домена практически не перетекает на поддомен. Во-вторых, все так же пришлось бы возиться с прогревом, да еще и адрес-отправитель получился бы длинным и подозрительным для получателей.

И тут пришла мысль, которая вроде и казалась очевидной, а вроде и нет – сменить не домен, а просто адрес. Оставив его на том же домене. То есть вместо team@servisemail.ru попробовать отправлять с info@servisemail.ru.

Уточним: мы нигде не видели информации о том, что репутацией может обладать не домен, а именно конкретный ящик, но такое можно было попробовать сделать быстро и безболезненно.

И…это помогло!

Выписка

Как только письма пошли от другого отправителя на этом же домене, Gmail сразу сменил гнев на милость, и OR моментально выправился. При этом все остальные показатели в постмастерах не менялись никак.

Другие почтовые системы также нормально (т.е. никак) среагировали на изменение адреса. Письма продолжили успешно доходить до inbox у получателей.

В итоге клиент начал снова видеть достойные результаты от email-рассылок, а мы получили новый опыт и обнаружили неочевидную причину, почему письма попадают в спам массово. Оказывается, на это может влиять отношение Gmail к конкретному ящику.

Кстати, команда поддержки в RuSender на связи 24/7 и помогает на всех этапах. Вместе с вами разбираемся в сложных вопросах и непонятных ситуациях. 🙌 . А еще, у нас простой интерфейс и доступные цены. Зарегистрируйтесь и убедитесь сами. 😌

Заключение

У ваших рассылок могут быть максимально чистые тексты и правильно настроенные записи, а у домена и IP-адреса – идеальная репутация. Но письма почему-то все равно попадают в папку спам Gmail.

Вот что можно сделать, чтобы поставить диагноз при снижении OR и быстро “вылечить” попадание в спам:

  • Изучить динамику OR
  • Проверить ответы сервера
  • Проверить чистоту базы
  • Проверить репутацию домена
  • Проверить репутацию IP
  • Проверить блэклисты

Если никаких проблем на этих шагах не обнаружено:

  • Посмотреть статистику по постмастерам

Если видно, что проседает именно Gmail:

  • Поменять адрес отправителя. Важно: адрес должен быть на том же домене.

Дальше остается наблюдать за позитивными изменениями OR и радоваться быстрому “выздоровлению”.

111111
3 комментария

Ребята молодцы. Молодой сервис, но уже добротно раьотате.

1
Ответить

Спасибо! Будем и дальше делиться всякими интересными штуками и опытом, что всплывают в процессе работы.

Ответить