Слово против пули: как советская пропаганда ковала Победу в Великой Отечественной войне
Трансформация образа врага с 1933 по 1945
В первые годы после прихода к власти Адольфа Гитлера советская пропаганда изображала нацистскую Германию как угрозу, воплощение милитаризма и человеконенавистнических идей. Однако после заключения в 1939 году пакта о ненападении Молотова-Риббентропа антинацистские акценты на некоторое время отошли на второй план. Образ Германии даже приобрел некоторые позитивные черты – подчеркивались ее военные, экономические и промышленные достижения.
С началом Великой Отечественной войны пропаганда резко изменила направление. С этого момента освободительная война за правое дело не допускала никаких полутонов и неопределенности, никаких иллюзий. Нацистский рейх представал воплощением абсолютного и коварного зла под руководством кровавого диктатора. При этом немецкий народ, особенно рабочий класс, отделялся от нацистского руководства.
Зато солдаты вермахта на плакатах и в фильмах изображались то глупыми и трусливыми, то воплощением неслыханной жестокости по отношению к мирному населению. Несмотря на численное превосходство противника, их легко убивали советские бойцы.
Таким образом, советская пропаганда стремилась развенчать миф о непобедимости агрессора, устранить панические настроения среди своих граждан и воодушевить их на борьбу с захватчиком.
Обращение к прошлому
В годы Великой Отечественной войны советское руководство решило опереться на героическое военное прошлое Российской империи. Это позволяло не только поднять патриотический дух в армии и обществе, но и продемонстрировать преемственность новой власти по отношению к славным страницам отечественной истории и, таким образом, продолжить победоносное шествие русского воинства.
По образцу гвардейских частей императорской России в 1943 году в Красной Армии была воссоздана гвардия. Это почетное звание присваивалось особо отличившимся подразделениям. Помимо этого, в том же году советским воинам вернули погоны как элемент военной формы. А для награждения героев были учреждены ордена, названные в честь прославленных русских полководцев и флотоводцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова и Нахимова.
Еще одной данью имперскому наследию стало учреждение в 1943 году ордена Славы трех степеней. Эта награда для рядового и сержантского состава армии и флота была прямой реминисценцией на легендарные Георгиевские кресты, учрежденные еще Екатериной II. Новый орден Славы стал одной из высших наград для героев-фронтовиков Великой Отечественной. Все эти меры возрождали лучшие традиции и поднимали престиж воина.
СМИ и публикации
В руководстве страны прекрасно осознавали важность пропаганды. Ее не зря называли «третьим фронтом», поскольку она была важной составляющей победы, от нее зависел боевой дух воинов.
Колоссальную роль в годы Великой Отечественной войны сыграла печатная пропаганда. Пожалуй, именно она взяла на себя основную нагрузку всей пропагандистской работы. Советские газеты, журналы и специальные издания для военных выступали важнейшим инструментом как информационного обеспечения, так и идеологического воздействия на население и солдат.
Центральным пропагандистским органом был «Блокнот агитатора Красной Армии» – массовый журнал Главного политуправления, выходивший дважды в месяц. На его страницах публиковались материалы о подвигах на фронте и в тылу, разъяснялась линия партии по военным вопросам, давались рекомендации для пропагандистов.
Совинформбюро ежедневно обновляло общественность через газеты и радиопередачи сводками с фронтов. Специальный выпуск «Последних известий» с нетерпением ждали по всей стране.
Здесь особо стоит отметить голос Юрия Левитана, который для всех советских граждан стал ассоциироваться одновременно с голосом Родины, с голосом правительства и каждого гражданина в отдельности. Доподлинно известно, что все военные сводки не только выходили в радиоэфир после одобрения Сталиным – вождь всех народов настоял на том, чтобы их зачитывал только Левитан.
Маршал Рокоссовский оценивал значимость голоса Левитана для фронта в целую дивизию, а сам Гитлер считал знаменитого диктора своим личным врагом и даже назначил за его голову награду в 300 тысяч рейхсмарок. К слову, в то время на эту сумму можно было купить 10 дорогих автомобилей.
В сводках Информбюро старались не только акцентировать внимание на успехах Красной Армии, но и воздействовать на психологию противника – преувеличивать его потери, цитировать показания пленных о низком боевом духе и так далее.
К пропаганде были подключены такие известные писатели, как Михаил Шолохов, Константин Симонов, Александр Фадеев, Илья Эренбург и многие. Они создавали яркие литературные произведения, ставшие мощным моральным стимулом для советских воинов. Их стихи, очерки, рассказы будили в сердцах ненависть к захватчикам, жажду победы, веру в правоту своего дела.
Визуальная пропаганда
В годы войны активно использовались средства визуальной пропаганды – яркие образы, запоминающиеся лозунги и остросатирические карикатуры. Плакаты и «Окна ТАСС», высмеивающие врага и призывающие к борьбе с ним размещали на стенах домов, на заборах, в общественных местах.
Одним из наиболее плодовитых плакатистов того времени был художник Ираклий Тоидзе. Созданные им патриотические плакаты с воинственными красноармейцами стали хрестоматийными образцами агитационного искусства. Эти образы вселяли в людей уверенность в своих силах и неизбежности победы над захватчиками.
Не менее впечатляющие работы выходили из-под резца знаменитого творческого коллектива Кукрыниксы. Под этим псевдонимом творили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их сатирические плакаты и карикатуры изображали врага в самом непривлекательном, а порой и отталкивающем виде. Нацистские бонзы представали отвратительными чудовищами, жестокими убийцами, недалекими глупцами.
Кинопропаганда
В пропагандистской кампании военных лет немалую лепту внес кинематограф. Фильм «Два бойца» 1943 года был первой масштабной кинолентой, вышедшей во время войны. Он воспевал мужество и стойкость простых советских солдат, истинных патриотов своей Родины. Особенно мощным было заключительное сражение, в котором два героя фильма с невероятной легкостью расправлялись с целыми колоннами наступающих гитлеровцев.
Полная человечности и теплоты была лирическая кинокартина «Жди меня», раскрывавшая тему любви на фоне жестокой войны. Судьбы ее героев, их стремление к счастью объединяли зрителей в общей ненависти к нацистским поработителям.
Эпическим полотном предстала лента «Берлин» 1945 года. Эта масштабная кинохроника запечатлела последние решающие сражения за логово зверя – столицу Третьего рейха. Съемочная группа работала прямо в жерле огненной вершины войны, и правдивые потрясающие кадры доносили до зрителей всю мощь освободительного похода Красной Армии.
Пропаганда на героических примерах
Одним из ключевых элементов советской пропаганды в годы войны было прославление героических поступков и самопожертвования во имя Победы. Образы партизан и бойцов, не дрогнувших перед лицом смерти, должны были вдохновлять сограждан на подвиги и укреплять решимость сражаться до конца.
Ярчайшим примером такого героического пропагандистского образа стала Зоя Космодемьянская. Юная партизанка, захваченная фашистами под Москвой и прошедшая через страшные пытки, до последнего вздоха осталась стойкой и непреклонной в своей ненависти к врагу. Ее мученическая смерть широко освещалась в прессе и вдохновляла советских воинов на борьбу с оккупантами. Желание отомстить за смерть Зои было настолько велико, что на фронтах войны началась самая настоящая охота на солдат из 197-й пехотной дивизии вермахта, причастной к гибели партизанки.
В прессе также широко освещалась геройский поступок Александра Матросова, ценой собственной жизни закрывшего амбразуру немецкого дзота, и Николая Гастелло, направившего горящий самолет на скопление автомашин и вражеских цистерн с горючим.
Привлечение православной церкви
В тяжелейших условиях войны советское руководство стремилось сплотить все силы многонационального населения страны против общего врага, в том числе привлечь на свою сторону верующих людей. В 1943 году после долгих лет гонений и репрессий было разрешено избрание нового Патриарха Московского и всея Руси. Церковь открыто заняла патриотическую позицию и призвала духовенство и прихожан к борьбе с нацистскими захватчиками.
Символическим жестом поддержки со стороны верующих стало создание на их пожертвования танковой колонны «Дмитрий Донской». Этот факт широко освещался советской пропагандой, демонстрируя единство фронта и тыла в противостоянии с врагом. Привлечение церкви в те суровые годы, несомненно, усилило мобилизационный эффект пропаганды.
Пропаганда в стане неприятеля
Еще одной распространенной тактикой информационного противоборства является ведение пропаганды непосредственно в стане противника. С помощью громкоговорителей, установленных вдоль линии фронта, советская пропаганда транслировала обращения к солдатам вермахта на их родных языках. Эти передачи призывали немецких и союзнических солдат к сдаче в плен, рассказывали о тяжелых поражениях их армий, о безнадежности их положения и преувеличенной мощи Красной Армии.
Также активно распространялись многочисленные листовки-«пропуска», призванные посеять среди вражеских солдат страх и сомнения по поводу их дальнейшей судьбы. В то же время, в листовках гарантировалось гуманное обращение и безопасность тем, кто сдастся в плен.
Такая пропаганда внесла свой вклад в ослабление морального духа немецких войск и способствовала массовой сдаче в плен под конец войны.
Заключение
Инструменты и методы воздействия на аудиторию, использовавшиеся советской военной пропагандой периода 1941-1945 годов, во многом оказались схожи с теми, что применяются в современных PR-кампаниях.
Советские пропагандисты умело использовали весь арсенал доступных средств массовой информации и агитации – от газет и радио до кино и плакатного искусства. Это позволяло охватывать максимально широкие слои населения и воздействовать на людей разных возрастов и социальных групп. Точно такой же многоканальный подход лежит в основе успешных современных PR-кампаний, сочетающих традиционные и новые медиа.
Как советская пропаганда, так и нынешний PR активно используют образы и истории, затрагивающие патриотические чувства, национальную гордость, жажду позитивных перемен. Героизация, создание ярких символов и метафор, апелляция к авторитетам – все эти приемы использовались для вовлечения аудитории и побуждения ее к определенным действиям или отношению к событиям. Таким образом, основной инструментарий влияния на сознание масс остается схожим вне зависимости от эпохи.
Оставьте ваше мнение в комментариях, а если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика
невыгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в мессенджере:
Восхищаюсь как строилась работа в СССР: человек сызмальства знал куда идет и что будет строить в будущем. Каждый шаг работал на общую глобальную цель. А сейчас?
Великая победа - великой страны. Но соглашусь, в СССР о пиаре знали больше чем сегодня. Вспомним толко мороженое, его ж хотелось купить еще до того, как зашел в магазин. А лимонад, а хлеб??
Раньше не было возможности настолько распространять , но люди боролись за это , сколько лет прошло , люди умели раньше подниматься и бороться ...