Аналитика рекламы для взрослых: как не слить бюджет из-за однобокого представления данных
Мы так привыкли к обилию рекламы, что перестали обращать на нее внимание — перематываем рекламные интеграции в блогах, свайпаем рекламные Shorts, Reels и посты в ТГ, а на месте баннеров на сайтах РСЯ мозг просто рисует мутное пятно.
Чтобы зарабатывать больше, компании принимают решения о том, в какие рекламные источники вкладываться, а в какие — нет. Для этого тестируют разные стратегии, а потом сравнивают между собой по конверсии: эффективные рекламные источники масштабируют, неэффективные оптимизируют или отключают.
Сегодня UIS расскажет о том, как в порыве оптимизации не отключить рекламу, которая не приносит лиды сразу, но оказывает значимое влияние на решение о покупке.
Мультиканальная аналитика: как все работает
На первый взгляд проанализировать рекламные источники несложно — где целевых клиентов больше, те и стоит масштабировать. Можно копнуть поглубже и сравнить по затратам: делим расходы на количество сделок и получаем стоимость привлечения клиента — Customer Acquisition Cost.
Источники с большим количеством сделок и маленьким CAC — ваши лучшие инструменты привлечения.
Но есть один нюанс: до сделки клиент может несколько раз побывать на сайте, но отложить покупку на потом. То есть, сработать может не один источник, а несколько – первый знакомит с продуктом, второй прогревает, третий дожимает и так далее.
Как тогда определить, какая реклама привела клиента к сделке? Та, которую он увидел первой? Та, которая напомнила ему о вас? Та, которая привела его к звонку? Или та, в момент касания с которой он сделал покупку?
Для этого используют мультиканальную аналитику.
Загадка исчезающих сделок
У нашего приятеля Анатолия небольшой массажный салон, он периодически запускал рекламу в Яндекс.Директ, а потом долго смотрел на количество сделок в сравнении с другими источниками. Казалось, что Яндекс.Директ неэффективный источник: по нему было немного сделок и больше всего затрат. Но Анатолий заметил странную закономерность: когда он отключал рекламу в Директе, количество сделок по другим источникам сильно снижалось. И хорошо, что заметил.
Дело в том, что наш знакомый использовал только одну модель атрибуции — Last Click — это когда вся ценность приписывается последнему источнику в цепочке.
Модель атрибуции – правило, которое определяет, как целевое действие распределяется между разными рекламными источниками.
Но редкий клиент покупает сразу, как только увидел рекламу в Директе. Чаще покупка откладывается — нужно подумать, с рабочего компа неудобно, зарплата послезавтра, банковская карта не под рукой.
Получается, благодаря Директу клиент узнает о компании/товаре/услуге, но покупку может сделать в момент касания с другим источником, а может быть, вообще перейдя на сайт по сохраненной ссылке. Как Анатолию быть в этой ситуации? Конечно, применить разные модели атрибуции.
Популярные модели атрибуции
- First Click — ценность присваивается первому касанию в цепочке взаимодействия с клиентом.
Используют, когда нужно найти и усилить источники, которые знакомят клиента с продуктом.
- Last Non Direct Click — ценность достается последнему источнику, если это не был прямой переход.
Логика такая же, как у модели Last Click, но прямые и внутренние переходы не получают ценности, потому что мы не можем влиять на их количество напрямую. А если найдем и усилим источники, предшествующие прямым переходам, то вполне можем увеличить количество сделок.
- Ассоциированные конверсии — ценность присваивается каждому источнику в цепочке, кроме последнего взаимодействия.
Используют для оценки эффективности прогревающих каналов - всех, которые были до сделки.
Разгадка
Разложим ценность источников по разным моделям на примере нашего Анатолия.
Рекламные источники, которые он использовал:
- VK реклама;
- Яндекс.Директ;
- Google Ads;
- SEO в Яндексе.
Общее количество сделок за период: чтобы не выдавать коммерческую тайну, возьмем условное количество сделок — 800.
Не все клиенты приходят к покупке одним и тем же путем, поэтому разделим покупателей на сегменты в зависимости от последовательности касаний с рекламой:
- Сегмент I — видят таргет в соцсети и переходят на сайт, но не покупают сразу. Потом их «догоняет» Директ, они сохраняют ссылку на сайт, и когда-нибудь покупают. У этих клиентов нет прямого запроса, но может быть потенциал к продаже. Их нужно «прогревать».
- Сегмент II — горячие клиенты. У них есть проблема и они ищут решение сейчас. И если ваше решение подходит, они могут сделать покупку при первом переходе на сайт.
- Сегмент III — видят рекламу в Директе, переходят на сайт, изучают, уходят. Их догоняет ретаргет в Директе, заходят еще раз, но откладывают покупку. Позже заходят на сайт через поиск в Яндексе, потому что запомнили название бренда, и покупают.
- Сегмент IV — видят рекламу в Директе, переходят на сайт, изучают, уходят. Их догоняет реклама в соцсети, заходят еще раз, но откладывают покупку. Позже заходят на сайт через поиск в Яндексе, потому что запомнили название бренда, и покупают.
Распределим сделки по источникам с учетом последовательности этапов пути к сделке.
Опишем каждый из этапов:
Первое касание — это та реклама, которую клиент увидел первой и перешел на сайт;
Прогрев — реклама, которую клиент видел, переходил на сайт, но не совершал покупку;
- Сделка — канал, по которому клиент перешел на сайт и купил.
Теперь распределим сделки по рекламным источникам, используя модели атрибуции.
Модель Last Click отдает часть ценности прямым переходам, на которые мы не можем повлиять напрямую. Значит, нам важно определить, какая реклама была последней перед прямым переходом: из какого источника пришли клиенты.
Поэтому перейдем к Last Non Direct Click. По этой модели можно сделать вывод, что поиск в Яндексе приносит больше всего сделок.
Директ тоже приводит к сделкам, но учитывая стоимость такой рекламы, возможно источник не окупается. Так и думал Анатолий, пока не попробовал другие модели атрибуции.
Ассоциированные конверсии показывают не фактическое количество сделок, а скорее сколько раз источник выступал в виде прогревающего, и здесь мы видим, что отключать Директ не стоит. Соцсети тоже показывают себя как хороший прогрев — не такой хороший, как Директ, но и не бесполезный.
По First Click мы видим, что Директ часто приводит к сделкам, когда клиенты видят эту рекламу первой. Более того, если ее не увидят, то общее количество сделок просядет почти на 90%.
Что сделал Анатолий:
- Не стал отключать Директ.
- Внимательно исследовал целевую аудиторию и усилил рекламу в соцсетях отталкиваясь от полученных инсайтов.
- Отключил Google Ads — он ни разу не участвовал в цепочке касаний с клиентами, которые что-то купили. Освободившийся бюджет вложил в эффективные источники.
Загадка решилась, прибыль выросла, а рекламный бюджет не увеличился.
Мультиканальная аналитика показывает путь клиента от первого касания до сделки: какие каналы и когда влияли на решение о покупке, сколько компания потратила на каждый из них. На основе полученной информации перераспределяется рекламный бюджет. Это не просто способ структурировать и визуализировать данные, а комплексный маркетинговый инструмент, влияющий на продажи — главная цель воронки любого бизнеса.
Автоматизируй это
Еще вчера Анатолий считал данные вручную, чтобы вникнуть в технологию мультиканального анализа.
Сегодня, чтобы не тратить время на сбор данных и составление таблиц, он использует систему омниканальных коммуникаций и аналитики рекламы. Этот сервис собирает данные о посещениях сайта и сделках путем интеграции с рекламными системами и CRM.
В результате получается отчет, в котором можно вывести любые показатели эффективности для каждого рекламного источника:
- количество посещений, обращений и сделок;
- конверсия из посещений в обращения, из обращений в лиды, а из лидов — в сделки;
- стоимость клика (CPC), лида (CPL) и продажи (CAC);
- пожизненная стоимость клиента (LTV) — чек клиента за все время, которое он с вами сотрудничает;
- окупаемость рекламных инвестиций (ROMI).
Плюс эффективность источников можно сравнивать по разным моделям атрибуции в зависимости от того, что вы хотите узнать:
- Найти и усилить источники, которые впервые знакомят клиента с продуктом — модель First Click.
- Найти и усилить источники, откуда приходят сделки с прямыми переходами — модель Last Non Direct Click.
- Оценить эффект от выбранной стратегии прогрева — ассоциированные конверсии.
- Оценить эффект от новой рекламной кампании.
- Найти и отключить источники, касания с которыми не приводят к сделкам — отсутствие сделок при использовании любой модели атрибуции.
Пример отчета по сделкам с применением разных моделей атрибуции
Что считать целевым действием и какие показатели выводить в отчете — решать вам. Можете выбрать готовые метрики или добавить свои с помощью фильтров и формул.
У каждой компании и бизнес-модели свои правила работы с клиентами и принципы определения, какой клиент целевой для вас, а какой нет. Обычно это определяется регламентами маркетинга и продаж.
Чтобы аналитика была правильной именно для вашего бизнеса, нужно автоматизировать эти регламенты в системе аналитики. Для этого отфильтруйте все коммуникации и оставьте только те, что считаете целевыми. Таким образом вы сможете учитывать не всех клиентов, а именно лиды
Пример кастомного столбца с фильтром для корректного отслеживания лидов:
Чтобы защитить маркетинговую стратегию, покажите владельцам бизнеса точки роста. Лучше всего чтобы это не был огромный отчет в таблице, а понятный дашборд.
Рекомендуем делать упор на качественные показатели: окупаемость рекламы в целом, стоимость обращения и привлечения, эффективные и неэффективные каналы. Если руководство интересуется деталями, переходите к более сложным вещам — методам сбора и анализа данных, которые вы использовали.
На факт взаимодействия клиента с компанией и принятие решения о покупке влияет множество факторов. Какая-то их часть может быть оцифрована, но большинство никогда нельзя даже найти. И мы с вами никогда постоянно не можем знать на основании данных честный ответ на вопрос, какая же реклама лучше себя повела в пути клиента. Но благодаря мультиканальной аналитике, мы можем подсветить себе, какая конкретно реклама в какой роли лучше себя ведет. Она лучше прогревает, или наоборот закрывает путь к коммуникации.
Что можно добавить в продолжение темы — исследуйте аудиторию, оценивайте рекламу осознанно, мыслите широко и не бойтесь, что вас заменит искусственный интеллект. В мире, где маркетинговые стратегии нужно долго выверять и можно быстро скопировать, ценят вовлеченных специалистов, а не роботизированные отчеты.
Приходите в наш канал, у нас еще много интересного и полезного про коммуникацию с клиентами и аналитику.