Методология продаж Сэндлера — как продавать на полном доверии, без манипуляций и дожима
• На чем основаны доверительные отношения с клиентом?
• Какой маркер показывает уровень зрелости отношений?
• Из каких этапов состоит такая продажа?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво описать методологию продаж Сэндлера
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Говорят, что по мебели в офисе можно определить все слабости руководителя.
Мол, если мебель дорогая и выдержана в едином стиле, но у руководителей подороже, а у клерков подешевле, значит шеф за меритократию и нужно предлагать решения, повышающие эффективность.
А, если у всех одинаковая дешевая мебель, значит руководит тиран или акционеры. В этом случае нужно упирать на экономию.
Еще бывает, что у всех примерно одинаковая, в целом неплохая, а главное, удобная мебель. Значит атмосфера демократичная и разговаривать надо не с шефом, а с ответственным человеком пониже. Все равно все решения начальник делегирует ему.
Прекрасная стройная и очень логичная теория. Я бы ее даже использовал и рекомендовал, если бы не работал в середине нулевых в одной компании. Директор у нас был редкий скупердяй, тиран и самодур, а мебель — удобная, дорогая и у всех одинаковая.
Парадокс, но решение шеф принимал сам и регулярно докупал разные предметы по необходимости. Секрет открылся, когда я пожаловался на свое кресло. Тут же примчался представитель мебельной компании.
Парень весил больше ста килограммов. Он плюхнулся в мое кресло. Прислушался. Попрыгал еще, пошерудил рычажками, встал, покрутил вокруг своей оси и сказал, что с креслом все в порядке, но он его заберет.
— Зачем? — спросил я.
— Я привез замену. — ответил он.
Спустился вниз к машине и через несколько минут приволок коробку с абсолютно новым креслом той же модели. При мне его собрал, отрегулировал в соответствии со старыми настройками, забрал мусор и старое кресло, попрощался и уехал.
Больше я на кресло не жаловался. Больше того, заметил насколько бережно все остальные относятся к этой мебели.
Методология Сэндлера
Дэвид Сэндлер — успешный предприниматель — в 36 лет внезапно обанкротился и устроился в отдел продаж. Надо сказать, что продажи он ненавидел, но в США, как и у нас, не любят брать на работу людей, у которых есть опыт ведения собственного бизнеса.
Выбора у Сэндлера не было, а семью нужно кормить, поэтому он начал досконально разбираться в нюансах продаж. Закончилось это появлением в 1967 году собственной, довольно удачной методики продаж.
Она основана на том, что между продавцом и покупателем исчезает воображаемый прилавок. Методика особенно хорошо работает в B2B. Клиент и менеджер по продажам как бы объединяются и работают в команде. Разумеется их отношения строятся на доверии, а не на стремлении заработать или сэкономить.
С одной стороны это позволяет выстраивать долгосрочные паритетные отношения и ко взаимному удовольствию и выгоде работать долгие годы. С другой — не каждый клиент может войти в такой союз.
Маркер образования полноценного тандема — это когда менеджер по продажам участвует в принятии решений о покупке.
Есть мнение, что менеджер по продажам должен грамотно отказать клиенту, чтобы тот начал настаивать, как это показано в фильме «Бойлерная». Но это тоже манипуляция, а Сэндлер исходит из того, что дураков вокруг нет и нужно уважать людей с которыми ты работаешь.
Семь этапов
Сэндлер представил модель в виде маховика, намекая на то, что пройдя все семь этапов, нужно вернуться на первый, чтобы придать отношениям новый импульс. Получается своего рода спираль.
Если исходить из того, что будет и второй поворот маховика, и третий, то пропадает необходимость залезать клиенту в душу. Со временем, по мере развития отношений все придет.
Мне нравится сравнение с рубанком и дрелью. Когда продавец торопится, — он сверлит глубоко, но только в одном месте. Рубанок же снимает стружку постепенно со всей детали.
- Взаимопонимание
Это не столько установление контакта, сколько взаимный выбор друг друга для долгих, абсолютно открытых отношений. Разумеется все начинается с улыбки и легкого разговора, но требуется нечто больше, чтобы начать доверять. Возможно это какая-то помощь или пробные закупки. - Контракт
Как правило, это устное соглашение о принципах совместной работы. Партнеры договариваются о правах, обязанностях и ответственности, проговаривают цель и формат взаимодействия. Контракт нужен, чтобы внести ясность на уровне намерений. В этом случае появляется доверие — т.е. общность намерений, интересов и целей. - Боль
По мере развития доверия, когда клиент понимает, что может опираться на экспертизу продавца, он раскрывает боли своего бизнеса. Делится опасениями, рассказывает о прошлом негативном опыте, погружает продавца в свой бизнес. Тот, в свою очередь старается помочь, а не продать. При этом оба понимают, что одно другого не исключает. - Ресурсы
Чтобы найти подходящее решение, нужно понимать какими ресурсами располагаем. Разумеется, в первую очередь речь идет о бюджете, но так же может идти о времени клиента, допустимом уровне рисков, административном ресурсе и т.д.
Часто вопрос бюджета сводится к решению продавца продолжать работать с клиентом или нет. Это потребительское отношение. Так союз не построить. - Решение
Благодаря союзу продавец получает доступ к любой информации, а клиент рассчитывает на объективное, оптимальное решение. Не обязательно, чтобы продавец выступал в роли предписанта, как доктор или фармацевт в аптеке. Важно, чтобы менеджер по продажам дополнил рассуждения клиента своей экспертизой, насмотренностью, примерами из других проектов и сфер. - Презентация
Даже в условиях полного доверия, действуя из интересов клиента, важно донести до него ценность своего вИдения. Презентация в данном случае ценна не столько слайдами или питчем, сколько последующим обсуждением. - Дальнейшие шаги
Там, где это полезно для дела, нужно зафиксировать дальнейшие шаги. Это может быть как оплата и поставка, так и продолжение поиска решения. Если оба понимают, что для клиента лучше воспользоваться предложением конкурентов, то менеджер по продажам не будет его останавливать. Больше того, поможет убедиться в адекватности предложения, а потом поможет получить максимальную пользу из сотрудничества с другой компанией.
Книги
Методика довольно подробно описана в двух книгах Дэвида Мэттсона «Психология успешных продаж. Руководство для эффективных продавцов» и «49 законов продаж».
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.