Рецепт героя. Как создать имидж народного любимца на примере Майора Грома
В конце мая мы сходили на фильм “Майор Гром. Игра”.
Не то, чтобы я была фанатом такого жанра, это скорее интерес к импортозамещению голливудских супергеройских фильмов от Marvel или DC. И на мой взгляд, получилось очень достойно, динамично, классная операторская работа, крепкий сюжет и забавные вставки с мультипликацией!
Для меня в фильмах всегда очень интересен процесс создания образов героев. Почему художники по костюмам выбирают именно такую одежду? Какие еще средства используются для создания образа? А что касается Майора Грома - то почему именно этот персонаж комиксов был выбран для экранизации?
И это не просто праздный интерес - те же принципы используются имиджмейкерами для создания образов звёзд, политиков, публичных людей, топ-менеджеров. Давайте посмотрим, какие ингредиенты нужны, чтобы построить образ героя у нас в России.
1 ИНГРЕДИЕНТ - ПОПАДАНИЕ В МЕНТАЛЬНОСТЬ.
Очень важным для создания образа героя, народного любимца, является попадание в культурное бессознательное, ментальность.
То есть создаваемый образ должен укладываться в наши традиционные представления о героях, передаваемые из поколения в поколение, которые бессознательно присваиваются нами уже в силу нашей погруженности в определенный культурный мир.
И кто же в нашей культуре главные ГЕРОИ? Кто приходит на ум?
В основном - герои сказок и былин: богатыри, Емели и Иванушки-дурачки.
Что их отличает?
- силушка богатырская
- самоотверженность
- неприхотливость
- смекалка
- удача
- доброта
- упорство
- честь
Ну нет у нас ученых-филантропов…
Чаще всего это выходцы из простого народа. В сказках про Ивана-царевича мы его особенное происхождение как-то и не замечаем. Ну царский сын, ну и что? А испытания такие должен проходить, как обычный работяга)
Наш, российский герой не может быть загадочным миллионером, как Бэтмэн или Железный человек - не попадает в наш менталитет, где богатство - чаще признак зла. Не может быть и укушенным студентом-фотографом, как Спайдермэн: всё-таки укус особенного паука - это какой-то исключительный случай, а у каждого "потребителя" образа должно сложиться ощущение, что герой - один из нас, а главное - я тоже так могу (если захочу). Поэтому и пришельцы с другой планеты типа Супермэна - это что-то заморское, не наше, родное.
Так что здравствуйте, простой майор полиции Игорь Гром.
2 ИНГРЕДИЕНТ - ТРУДНОСТИ
Одна из задач любого героя - преодолевать трудности. А вы думали, к чему вот эти блогерские рассказы о том, как им было плохо и как они что-то преодолели? Так герой тоже соединяется с целевой аудиторией. Потому что... У ВСЕХ ЕСТЬ ТРУДНОСТИ. Огромное количество населения России считает, что у них было трудное детство. Особенно любят говорить про "кошмарные" 90-е. Хотя на поверку это зачастую оказывается обычной нарциссической гиперболизацией.
У Майора Грома это трудное детство, конечно, тоже было: мать мы в фильмах вообще не видим, отца, который тоже был милиционером, убили при исполнении из-за предательства коллеги, когда будущий майор был подростком. Отсюда - психологические проблемы в виде недоверия и эмоциональной закрытости. Которые тоже являются нашими национальными. И которые так любят наши женщины! Ведь он попадает в стереотипы “настоящего мужчины” ( во всяком случае для тех, кому за 30)): немногословного, неэмоционального, но делами доказывающего свою любовь/принципы.
Это с возрастом (хотя скорее с сеансами у психолога) ты понимаешь, что эмоциональная депривация ни к чему хорошему в отношениях не приводит. Ну а пока большинство российских зрительниц быстренько вложат в его закрытость и редкие проявления ранимости всё, что нафантазируют. Мы же так любим “расколдовывать”, “исцелять” и “переделывать”. “Со мной он, конечно же изменится”. И в фильме, отличие от реальной жизни, он, конечно же начинает расколдовываться и таять под чарами журналистки.
СПОЙЛЕР: В реальной жизни так не работает. Вы ничего не измените.
Но если мы всё же вернемся к комплексному формированию имиджа в реальности, а не в кино, то вылизанные картинки идеальной жизни уже не в тренде. В моде искренность и демонстрация не только "успешного успеха", но и трудностей, с которыми вы сталкиваетесь, и ваших неудач. Главное - держать баланс и не скатываться в роль жертвы.
3 ИНГРЕДИЕНТ - ВНЕШНОСТЬ ГЕРОЯ
Что лучше всего должен уметь народный герой?
Если вы не ответили "ЗАЩИЩАТЬ", то вы живете не в России) Может, в какой-нибудь Швеции, где герой должен собирать мебель на скорость... )) В стране, которая почти всегда находилась в состоянии какой-нибудь войны, герой должен защищать! А чтобы это делать, он должен соответствовать стереотипам защитника: здоровый (во всех смыслах этого слова), мускулистый, сильный, ловкий, умелый... и т.д. и т.п.
Тут у Майора Грома всё в порядке, внешний и кинетический имиджи соответствуют нашим ожиданиям: высокий, накачанный, мужественный, спортивный, потрясающий боец... красавчик, как не крути, двигается мужественно, в критических ситуациях действует четко. Специально для девочек в фильм вставлены кадры героя в джинсах и с голым торсом.
Ну и профессия соответствующая - официальный борец со злом, представитель одной из самых романтизированных профессий - полицейский.
Что касается вещей, которые он носит - они довольно простые, но в этой простоте весь смысл - это еще одна возможность для зрителя “примерить костюм героя”. Это вам не костюм железного человека, а джинсы, футболка/майка, кожанка и бАтина кепка (элементы, которые имеют для героя личное значение, дело не модности, а в душевности). Вещи вне времени, и на протяжении всего фильма особо не меняются.
Через это мы можем считать всё-таки какую-то стабильность внешних проявлений героя. И да, его начальник всегда знает, что от него ожидать. Кто устроил аварию в погоне за преступниками? Гром. Кто сделал вид, что он переговорщик, чтобы побыстрее разобраться с бандитами? Гром. Он предсказуем в своей разрушительной жажде справедливости и последствиях, которые несет.
Но одна интересная деталь - в новом фильме крупным планом показали его ботинки. Думаете, солдатские берцы? Куда там! Челси!
Не знаю, намеренно ли это сделал художник по костюмам, ведь половина населения и слов-то таких не знает) Но это значительно повышает "градус стиля" Майора Грома.
4 ИНГРЕДИЕНТ - ИМИДЖ СРЕДЫ
Имидж среды - одна из составляющих, влияющих на формирование имиджа. Это то, как выглядит ваша квартира, офис, места, где вы чаще всего бываете. Они должны соответствовать создаваемому образу, поскольку рассказывают очень много о вашем характере.
Как я уже писала, чтобы герой стал действительно народным, мы должны видеть, что он один из нас, но еще желательно чувствовать, что в чем-то мы - лучше.
Например, питается он, похоже, исключительно шаурмой, а живет в таких условиях, что я бы лично сбежала.
Здесь мы видим, что внешние проявления героя особо не интересуют, а по отсутствию двери в туалете - что гостей тут не бывает. А значит, есть явные проблемы с социализацией и безразличие к чужому мнению. Хаос и застревание в прошлом (ремонта тут явно не было с детства героя) для реального человека - это повод обратиться к психологу, для супергероя из комиксов - простительная особенность сложной натуры)) Из хорошего: через отсутствие ремонта нам транслируют еще ЧЕСТНОСТЬ и НЕПОДКУПНОСТЬ главного героя.
Также загадочность и сложность образа героя передается через вот это потрясающей красоты окно, которое очень сильно помогает нивелировать негативное впечатление от старой квартиры.
Глядя на место проживания майора Громова, практически каждый из нас подумает (или почувствует где-то на бессознательном уровне): “Я лучше, потому что я живу лучше”. И это просто потрясающий ход - каждому приятно быть хоть в чем-то лучше героя.
А если бы мы говорили про реального человека, то такая среда обитания вызвала бы, скорее, вопросы у целевой аудитории, нежели стала бы фрагментом позитивного построения имиджа. У нас визуальная культура, и все внешние проявления для нас важны. Поэтому мы любим шоу про переделки, начиная от переодевания героинь, заканчивая телеремонтом квартир и домов. Нам нужно, чтобы было красиво.
5 ИНГРЕДИЕНТ - ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ
Ораторским мастерством Майор Гром, к сожалению, не блещет. Для реальности это тоже большой минус, но для комиксов и сказок, для которых характерны условности и упрощения “настоящий мужик” проверяется делом, а не словом, поэтому в сказках герою не обязательно быть великим оратором.
6 ИНГРЕДИЕНТ - ФОНОВЫЙ ИМИДЖ
Фоновый имидж - это мнение о герое, которое мы узнаем из СМИ или от его коллег, знакомых.
В эпоху интернета и колоссальной скорости распространения информации, такой имидж может меняться достаточно быстро. Поэтому поступки героя или публичного человека всегда должны быть осмыслены и взвешены.
Для героя фильма быстро меняющееся мнение в обществе о нем - одна из необходимых сюжетных линий. И именно в фильмах мы ярко видим, что значит психология толпы, которая в основном состоит из инфантильных людей, в которой маятник качается от полюса “Он мой герой, я его обожаю” до “Убью-ненавижу” за считанные секунды. Но это уже другая история ;-)
А ЧТО С АРХЕТИПАМИ?
Для маркетологов и имиджмейкеров важно выстраивать все проявления бренда или героя в одном ключе. Так у целевой аудитории складывается целостный, яркий образ. В этом помогают архетипы.
Образ Майора Грома строится на архетипах Героя и Бунтаря.
Естественное окружение для Героя — это поле битвы, где есть трудности и от него требуются мужественные и энергичные действия. Герой хочет сделать мир лучше, а слишком большой комфорт воспринимается как опасность, поскольку он может размягчить человека. В том числе поэтому Гром живет в весьма странных условиях .
От Бунтаря у Громова - нелюбовь к соблюдению правил и дисциплине (несмотря на то, что по профессии он - блюститель закона), ощущение отчужденности, что тоже выражается в среде обитания.
Зачем нашему герою эта бунтарская составляющая?
Во-первых, мы помним, что основные потребители комиксов (а именно в них появился Майор Гром) - это молодые люди. Кто из нас не переживал тяжелый подростковый период, в котором мы бунтовали против всего, предлагаемого нам “взрослым миром”.
Во-вторых, скольких людей вы знаете с проработанными детскими травмами?
А в -третьих, противоречивость - это тоже одна из черт нашего национального характера:
«Национальный характер русских далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости». (Дмитрий Лихачев, «Раздумья о России»)