Гайд: Как написать техническое задание на разработку мобильный игры и не упустить главного

Привет, это Артём Анищенко, CTO и Co-founder компании Digital Oxygen – рассказываю о том, как составить ТЗ на разработку мобильной игры правильно и не допустить ошибок.

Гайд: Как написать техническое задание на разработку мобильный игры и не упустить главного

Грамотное техническое задание (ТЗ) – ключевой элемент успешной разработки мобильной игры, особенно в контексте проектов для B2B-сектора. В таких проектах главная задача – не монетизация, а достижение бизнес-целей через геймификацию. Техническое задание позволяет создать четкое представление о проекте для всех участников процесса, включая разработчиков, дизайнеров и менеджеров. ТЗ служит дорожной картой, которая определяет цели, функциональные требования и технические аспекты проекта. Отсутствие подробного ТЗ может привести к недопониманию, недочетам в функционале и значительным задержкам.

Почему грамотное ТЗ – основа успешной разработки

ТЗ необходимо для обеспечения согласованности между всеми участниками команды. Разработчики получают четкие инструкции по функционалу и техническим требованиям, что минимизирует риск ошибок. Дизайнеры могут ориентироваться на требования к стилю и интерфейсу, создавая привлекательный и удобный продукт. Менеджеры контролируют процесс, основываясь на плане работ и бюджете, описанных в ТЗ.

Почему ТЗ важно при аутсорс-разработке

При аутсорс-разработке, особенно при fixed price – когда бюджет и сроки фиксируются на старте, значение технического задания (ТЗ) возрастает многократно. Работа с удаленной командой требует четкой и понятной документации, так как возможности для личного взаимодействия и быстрого уточнения деталей ограничены. Важно, чтобы заказчики и исполнители заранее договорились о желаемых результатах, чтобы их ожидания совпали. ТЗ позволяет сократить число недоразумений и ошибок, обеспечивая единую точку отсчета для всех участников проекта. Обнаружение потенциальных сложностей на этапе составления ТЗ позволяет не только своевременно решать многие вопросы, но и выявляет возможные проблемы до начала разработки.

Какие проблемы могут возникнуть при его отсутствии

Отсутствие технического задания может привести к ряду серьезных проблем на всех этапах разработки мобильной игры:

  • Риски возникновения недопонимания между заказчиком и исполнителем. Без четкого описания требований и функционала, команда разработчиков может не правильно интерпретировать задачи, что приведет к несоответствию ожиданиям клиента.
  • Без ТЗ возникают сложности с планированием и управлением проектом. Отсутствие четкого плана работ и распределения задач может привести к задержкам, увеличению затрат и срыву сроков. Команда может сталкиваться с необходимостью постоянных изменений и переделок, что негативно скажется на качестве конечного продукта.
  • Отсутствие ТЗ затрудняет оценку прогресса и эффективности работы команды, так как нет единого стандарта для проверки выполнения задач.

Грамотно составленное ТЗ помогает избежать многих проблем, которые могут возникнуть на различных этапах разработки.

В каких случаях не нужно ТЗ

Несмотря на важность ТЗ, существуют случаи, когда его можно не использовать. Например, при разработке небольших, несложных проектов с минимальными требованиями и ограниченным функционалом. В таких случаях, когда объем работы невелик и все детали проекта можно легко согласовать устно или через короткие письменные инструкции, необходимость в полном техническом задании может отпасть.

Еще один случай – работа внутри небольших команд, где все участники хорошо знакомы с проектом и могут оперативно обсуждать и корректировать детали разработки. Однако, даже в таких условиях, наличие хотя бы базового ТЗ может значительно упростить процесс и избежать недоразумений. Важно помнить, что отказ от ТЗ всегда сопряжен с рисками, и это решение должно быть тщательно обосновано и взвешено.

Кто работает над ТЗ

Составление технического задания требует участия нескольких ключевых специалистов, каждый из которых вносит свой вклад в создание качественного и всестороннего документа:

  • Геймдизайнер не только отвечает за концепцию игры и прорабатывает механики, сюжетные линии и игровую динамику, но и выполняет роль координатора проекта. Его задача – детализировать игровой процесс и интегрировать все элементы в единый документ, обеспечивая четкое понимание всех аспектов игры для разработчиков и дизайнеров.
  • UI/UX lead сосредоточен на создании интуитивно понятного и привлекательного интерфейса в рамках технического задания. Специалист определяет, как пользователи будут взаимодействовать с игрой, и создает пользовательский путь. Он также прорабатывает wireframe — прототипы экранов, определяя, какие элементы интерфейса необходимы и как они должны выглядеть.
  • Unity lead отвечает за техническую реализацию проекта на платформе Unity. Описывает нетипичные технические моменты, прорабатывает архитектуру проекта, выбирает нужные библиотеки и технологии. Его задача – обеспечить, чтобы игра работала стабильно и эффективно на всех целевых устройствах.
  • PM (Project Manager) координирует работу команды и следит за соблюдением сроков и бюджетов. В процессе составления технического задания PM обеспечивает взаимодействие между всеми участниками проекта и заказчиком, берет на себя задачи декомпозиции и эстимации проекта, а также разработку сметы. PM составляет план работ, распределяет задачи между членами команды и контролирует их выполнение, а также решает возникающие вопросы и проблемы, актуализируя информацию и обеспечивая связь между всеми заинтересованными сторонами.

Каждый специалист отвечает за свою часть работы, что позволяет создать документ, который учитывает все аспекты проекта и способствует успешной реализации.

Составляем ТЗ – что не упустить

Составление технического задания (ТЗ) – критически важный этап разработки мобильной игры. От качества и полноты ТЗ зависит успех проекта, так как этот документ служит основой для всех дальнейших работ. Рассмотрим ключевые составляющие подробнее.

Цели приложения

Определение бизнес-задач проекта – первый шаг в создании качественного ТЗ. Основные цели: увеличение продаж, привлечение новой аудитории, улучшение узнаваемости бренда или предоставление уникального пользовательского опыта. Если целью является улучшение узнаваемости бренда, полезно включить в игру элементы брендирования, такие как логотипы и фирменные цвета. Для увеличения продаж товара, сопровождающего выпуск игры, можно эффективно использовать монетизационные механики, например, выдачу внутриигровых предметов за сканирование QR-кода на товарах. Этот подход способствует повышению интереса и вовлеченности пользователей, стимулируя как игровую активность, так и продажи физических товаров.

Аудитория проекта

Анализ целевой аудитории помогает адаптировать функционал и дизайн игры под потребности пользователей. Необходимо учитывать возраст, интересы и привычки потенциальных игроков. Например, если игра ориентирована на детей, интерфейс должен быть простым и интуитивно понятным, а контент – соответствовать возрастной категории. Для игр, нацеленных на взрослых, можно использовать более сложные механики и глубокий сюжет.

Требования к системе

Описание характеристик устройств, на которых будет работать игра, важно для обеспечения стабильности и производительности. Четко определенные системные требования (параметры процессора, объем оперативной памяти, версию операционной системы и графические возможности) помогают избежать проблем с производительностью и совместимостью на различных платформах. Если игра требует высоких графических настроек, необходимо указать минимальные и рекомендуемые характеристики устройств для предотвращения проблем с производительностью.

Термины, используемые в ТЗ

Для избежания недоразумений важно определить и согласовать все термины и понятия, используемые в проекте (технические термины, обозначения элементов игры и интерфейса). Такой подход помогает команде одинаково понимать задачи и снижает риск ошибок.

Функциональное задание

Функциональное задание – ключевой раздел ТЗ, который подробно описывает, как будет работать игра. Этот раздел включает описание ролей проекта, всех функций игры с макетами экранов, действий пользователей и возможных ошибок. Функциональное задание служит основой для разработки и тестирования, обеспечивая функциональную полноту и корректность продукта.

Пример функционального задания с описанием основного сценария игры с макетом всех экранов:

Основной сценарий:

  • Загрузка
    Длительность: 3-5 секунд.
    Подгрузка последней планеты, на которой играл пользователь.
  • Политика конфиденциальности
    Экран с политикой конфиденциальности

    Включает затемненный фон, текстовые уведомления и кнопки с гиперссылками на документы.
    При нажатии «Принять», поп-ап закрывается.

Экран политики конфиденциальности
Экран политики конфиденциальности
  • Выбор языка

    При первом запуске предлагается выбор языка.
    Экран настроек для изменения языка.
    Подтверждение выбора языка кнопкой «ОК».

Экран настроек, выбор языка
Экран настроек, выбор языка
  • Вступительный ролик

    Повествует о начале приключения двух детей с настольной игрой.
    Включает несколько слайдов с рассказом и анимацией.
    Внизу экрана кнопка «Пропустить» для перехода к следующему шагу.

  • Выбор имени
    Поп-ап для ввода имени с валидацией.
    При вводе корректного имени, кнопка «Принять становится активной.
Имя не введено / Имя введено<br />
Имя не введено / Имя введено

Вспомогательные экраны:

  • Ошибка

    Экран ошибки активируется при потере доступа к интернету или других технических проблемах.
    Элементы:
    - Фон: затемненный
    - Заголовок: «Упс!»

    - Текст: «Что-то пошло не так»
    - Кнопки: зеленая с надписью «ОК» и крестик для закрытия
    Ожидаемые действия:
    - Нажатие на «ОК» или крестик закрывает поп-ап ошибки.

Экран ошибки
Экран ошибки

Описание структуры back-end и требования к API

Эффективная интеграция с серверной частью требует чёткого описания структуры back-end и требований к API. Включает схемы баз данных, взаимодействие с внешними сервисами и требования к API. Например, если игра использует облачное хранилище для сохранения прогресса, необходимо описать процесс взаимодействия клиента с сервером и меры по обеспечению безопасности данных.

Функциональная система

Функциональная система игры включает в себя связь между различными функциями, их объединение в группы и взаимодействие с back-end. Это важные аспекты, которые определяют, как все элементы игры будут работать вместе и обмениваться данными. Связь между функциями позволяет обеспечить согласованность и интеграцию различных игровых механик. Объединение функций в группы упрощает управление и оптимизацию кода. Связь с back-end критически важна для хранения и обработки данных. Описание функциональной системы помогает избежать дублирования функционала и оптимизировать работу приложения, обеспечивая его стабильность и эффективность.

Технические требования (заметки)

Некоторые функции игры требуют специфичной технической реализации. В этом разделе описываются нетипичные реализации функционала, а также использование специализированных ассетов и библиотек. Например, для функции распознавания голоса необходимо детализировать работу с соответствующим ассетом. Кроме того, если игра включает уникальную физическую систему, отличающуюся от стандартных решений движка, следует описать технические особенности её реализации. Это поможет обеспечить корректную интеграцию и оптимальное использование ресурсов при разработке игры.

Требования к дизайну

Для создания привлекательного и функционального интерфейса важно описать технические требования, референсы, стиль и цветовые предпочтения. Например, если игра ориентирована на подростков, стиль может быть ярким и динамичным, с акцентом на современные тренды. Дизайнеры могут использовать эти указания для создания макетов и прототипов, которые будут учитывать все аспекты визуального оформления игры.

Требования к безопасности

Обеспечение безопасности данных пользователей и предотвращение взломов – критически важные аспекты разработки. Включает меры по шифрованию данных, защите от атак и контролю доступа. Например, использование протоколов HTTPS для передачи данных и двухфакторной аутентификации для доступа к учетным записям пользователей поможет повысить уровень безопасности приложения.

Диаграмма Ганта и полный backlog

Диаграмма Ганта – календарный план работ, охватывающий все этапы разработки, тестирования и запуска игры. Этот инструмент визуализирует порядок выполнения задач и моменты, в которые к работе подключаются разные отделы. Помогает четко распределить задачи, установить приоритеты и контролировать выполнение. Пример плана работ:

Диаграмма Ганта в ClickUp<br />
Диаграмма Ганта в ClickUp

Этот план позволяет организовать работу команды и обеспечить выполнение всех этапов в установленные сроки, что критически важно для успешного завершения проекта.

Смета проекта

Для контроля финансовых аспектов проекта, каждая задача из бэклога просчитывается отдельно. Это позволяет заранее определить бюджет, необходимый для реализации всех этапов разработки. Смета включает затраты на трудовые ресурсы, оборудование, лицензии и другие расходы. Например, стоимость услуг разработчиков и дизайнеров, покупка программного обеспечения и лицензий, расходы на маркетинг и продвижение игры.

Публикация в магазины приложений

Процесс подготовки и размещения игры в магазинах (App Store, Google Play, Amazon Appstore, Samsung Galaxy Store, Huawei AppGallery и других с подробной конкретизацией) включает требования к иконкам, описанию приложения, скриншотам и другим маркетинговым материалам. В данном разделе описываются основные материалы, необходимые для размещения приложения в магазинах: описание приложения, скриншоты (для Android и iOS), набор ключевых слов и политика конфиденциальности. Также следует учитывать требования Apple и Google к качеству и формату графических элементов, описаниям и ключевым словам для улучшения видимости приложения. Планирование маркетинговых активностей поможет привлечь аудиторию и обеспечить успешный запуск игры.

Сколько стоит разработка технического задания и как составить его бесплатно

Разработка технического задания (ТЗ) для мобильной игры – важный и трудоемкий процесс, требующий участия нескольких специалистов. Стоимость разработки ТЗ может варьироваться в зависимости от сложности проекта, объема требуемых работ и уровня детализации документа. В среднем, стоимость составления ТЗ начинается от 100 000 до 300 000 рублей, что включает в себя работу геймдизайнера, технических специалистов и менеджера проекта. Некоторые студии предлагают комплексные услуги, где стоимость может доходить до 500 000 рублей, если проект требует глубокого анализа и проработки множества деталей.

Составление ТЗ бесплатно – задача практически невыполнимая, особенно если необходимо высокое качество и полнота документа.

Если вы напишете мне в Telegram (@artem_anishchenko), то я отправлю вам пример разработанного технического задания, которое мы используем в компании Digital Oxygen. Это ТЗ поможет вам лучше понять процесс разработки и требования, необходимые для создания успешной мобильной игры.

66
Начать дискуссию