«А как они докажут, что это реклама?» Или какие вопросы про маркировку чаще всего задают рекламодатели
Маркировать ли нативные интеграции? А рекламу по бартеру? Мониторит ли ФАС каналы на 150 подписчиков? Отвечаю на частые вопросы рекламодателей и рассказываю, как мы в агентстве работаем с маркировкой.
С маркировкой мы сталкиваемся везде: в медиа предоставляем рекламодателям площадку, а в агентстве — ищем такие площадки для наших клиентов. В обоих случаях маркировку берём на себя от и до, поэтому нам есть чем поделиться.
Чтобы снять весь головняк с клиентов, наши сотрудники прошли курсы от Elama и брали юридическую консультацию от «Лаборатории рекламного права». Маркировку мы начали проставлять сразу, как только она стала обязательной, ещё до штрафов. Поэтому в сентябре 2023 мы были уже подкованы и начали консультировать конкурентов.
Не буду выдавать базу. Об этом и так уже 100500 статей написано и курсов создано. Отвечу тут на вопросы, которые нам чаще всего задают клиенты и которые задавали мы сами себе, пока во всём разбирались, а ещё поделюсь нюансами маркировки, про которые иногда забывают.
«Может пронесёт?»
Нет. Прошёл уже почти год с введения штрафов, и мы изучили судебную практику по нарушениям маркировки. Вывод такой: если вас ещё не оштрафовали за рекламу без токена, значит просто руки не дошли. Самый первый штраф на 300 000 рублей (телеграм-канал «Лиса рулит») выписали за три поста без маркировки. При этом все остальные посты и до и после были в порядке. То есть либо специально искали, либо донесли бдительные граждане.
«Ну это большие блогеры и каналы, а если мы маленькие и скромные, может всё-таки пронесёт?»
Тоже вряд ли. В базе решений ФАС уже кого только нет: реклама медклиник, мастеров по эпиляции, автосервисов и т.п. Отсидеться не получится. Хотя есть исключения, когда товарищ майор не смог найти рекламораспространителя (того, кто опубликовал рекламу) или когда многодетную маму простили за репост объявления о бесплатном вебинаре.
В общем, если вы не аноним и не мать-героиня, маркируйтесь.
«Окей, а если мы скажем, что это и не реклама вовсе? Чем докажут?»
Как эти самые ФАСы и РКНы поймут, что у нас именно реклама, а не просто дружеский совет, честный обзор или вообще просто так к слову пришлось? Мы пользуемся вот такой схемкой, которую составили исходя из закона и разъяснений к нему.
Правда и здесь могут возникнуть вопросы из-за формулировок (а что значит активное побуждение к покупке, разве есть какое-то пassивное?), но с опытом отличать одно от другого становится проще.
«Нужно ли маркировать саморекламу?»
Самореклама — это когда вы рассказываете о своих продуктах на своих же ресурсах. Как бы глупо не звучало, но да, если самореклама попадает под критерии рекламы со схемы выше, её нужно маркировать. В ОРД для маркировки саморекламы есть специальные инструменты.
«А рекламу по бартеру тоже?»
Да, потому что это всё равно реклама. А получили вы за неё деньги или нет, ФАС и РКН не интересно. Зато интересно налоговой. :)
«Маркировать ли нативную рекламу?»
Если сможете доказать органам, что это была не реклама, то можно не маркировать. :) Но что-то подсказывает, что устанете доказывать — смотрим на схемку выше.
«Нужно ли маркировать рекламу в запрещённых соцсетях?»
Нужно, Роскомнадзор написал об этом в ноябре 2023 года. Ага, у них, оказывается, тоже есть VPN.
«Как правильно указывать идентификатор?»
Идентификатор можно вшить в ссылку, тупо прописать текстом или налепить на картинку или видео. Подробнее в памятке от Роскомнадзора — здесь есть примеры по каждому формату размещения.
«Кто ответственный за нарушения маркировки: агентство, клиент или блогер?»
Как договоритесь. В договоре есть пункт, где указывается ответственный. В нашей практике это обычно мы.
«Это что значит, теперь на каждый пост для посева в Телеге нужен свой договор?»
Если контрагенты разные, то да. А если договариваетесь с одним блогером на несколько публикаций, можно сделать один договор, но акты и токены нужно выпускать заново, чтобы можно было отследить объявление.
Кстати, как-то был курьёзный случай, когда решили уточнить форму занятости блогера (СЗ или ИП), чтобы оформить договор. Ответ убил.
«Это же всё постоянно меняется. Как быть в курсе нововведений?»
Регулярно проверяйте сайты ФАС и РКН. Закон расплывчатый и до сих пор во многом непонятный, но уже можно обращаться к судебной практике и официальным разъяснительным письмам ведомств.
Как устроен процесс маркировки в нашей компании
1. Подписываем с заказчиком договор на размещение рекламного материала на согласованных ресурсах: сайты, ютуб-каналы, мессенджеры и т.д.
2. Вносим в Ozon ОРД данные клиента, договора или доп. соглашения к договору.
3. Загружаем в кабинет ОРД сам рекламный материал: текст, изображения, ссылки, ролик.
4. Контент-менеджеры публикуют материалы со специальными маркерами.
5. Оформляем акты и подгружаем их в кабинет ОРД.
6. Раз в месяц собираем статистику и также загружаем её в кабинет ОРД.
Вот как выглядит схема взаимодействия между участниками процесса.
В такой схеме, когда по договору за всё отвечает агентство, всю инфу в ОРД подгружаем мы: креативы, договоры, акты, статистику. Клиентам приятно и легко, а блогеров вы и под дулом пистолета не заставите этим заниматься. Ну разве что за денюжку.
Возможные варианты сотрудничества и кто за что отвечает расписано на сайте ОРД Озон.
«Столько нюансов. Как всё это держать в голове?»
Читать закон и пояснения, изучать судебную практику, брать консультации юристов, практиковаться. Таков путь.
Либо отдавать всё это дело на аутсорс, например, нам. Мы разобрались с маркировкой ещё до введения штрафов, можем заключить договор и взять всё оформление на себя или провести для вас платную консультацию.
Пишите на partner@ib-agency.ru, в Телеграм или звоните +7 931 106 21 80.