От идеи к вдохновляющей истории: три принципа подготовки текста презентации
У каждого из нас есть идеи, которые могут изменить мир. Качественная презентация может вдохновить твоих коллег, преподавателей и менеджеров менять его вместе с тобой. Тем не менее, более 90% презентаций, которые создаются ежедневно (а это более 30 млн.), убивают те идеи, которые за ними стоят.
Более 30 млн. презентаций
Происходит это потому, что спикеры и команды недостаточно прорабатывают три основных этапа создания любой презентации: Разработку контента, визуализацию и подачу. Подробнее обо всех этапах ты можешь узнать из гайда по созданию презентаций от Art of Viz Academy
Сегодня ты узнаешь, как грамотно составить план дека, рассказать о решении и эффективно донести идеи до аудитории с помощью контента презентации. Это самый важный этап при подготовке выступления – ведь если ты разработаешь привлекательный дизайн и эффектную подачу, то первые минуты зритель, конечно же, будет прикован к картинке. Но пройдет 5-10 минут и он поймет, что за красивой оберткой не скрывается грамотная идея, и потеряет интерес (а это самое страшное, что может произойти со спикером во время презентации).
Для того, чтобы разработать эффективный контент, нужно сначала подготовить сторилайн (план) презентации, а затем структурировать текст на слайдах.
В этом тебе помогут три принципа, которые знает каждый успешный спикер:
Принцип Минто
По своей природе нам сложно воспринимать множество бессвязных объектов. При этом не важно, директор ты или аналитик — любой человек стремится найти какую-нибудь связь в той информации, которую получает. В противном случае он теряет логику и быстро теряет к ней интерес. С такой же проблемой столкнулась Барбара Минто, когда изучала рабочие письма коллег. Она разработала принцип, который эффективно донесет любое количество информации вашей аудитории. Сегодня его применяют спикеры и создатели контента во всем мире.
Принцип основан на построении «пирамиды» контента. Сначала следует кратко, но емко изложить всю суть — контекст, проблему и решение, которое ты предлагаешь. Затем рассказать про эти элементы с большей детализацией. Добавлять этапы детализации нужно до тех пор, пока не будут даны ответы на все потенциальные вопросы аудитории.
Чтобы пирамидой было легко пользоваться, следует придерживаться пяти советов:
1. В заголовок выноси главные идеи, избегай обобщений
Если в заголовке не будет отражен главный смысл слайда, то зритель начнет искать его в тексте и иллюстрациях. При таком сценарии аудитория часто приходит не к тому выводу, который спикер в него вложил.
2. Строй «пирамиду» контента сверху-вниз
Это упростит добавление информации и не запутает тебя по дороге. Собирать крупицы смысла в большом объеме контента гораздо сложнее, чем обозначить главные тезисы вначале, а потом них углубляться.
3. Информация на первом уровне «пирамиды» должна быть очевидна для зрителей
Чем лучше ты сформулируешь сжатый смысл презентации, тем меньше вопросов, требующих разъяснения, возникнет у аудитории.
4. Все утверждения требуют обоснования до тех пор, пока вопросы к ним не исчезнут
Аудитория не сможет согласиться с твоими идеями, если у нее останутся вопросы. Заранее продумывай, какие вопросы могут прийти из зала и отвечай на них в контенте.
5. Избегай повторения информации на разных уровнях пирамиды
Если необходимо повторить ключевые моменты – повторяй, но не увлекайся, это часто нарушает логику выступления.
После того, как ты ознакомился с принципом Минто, можешь составить краткую структуру презентации. Она будет зависеть от типа презентации и идеи. Примерная структура презентации выглядит так:
Ты сразу можешь заметить, что в ней соблюдается принцип Минто. В структуре есть три основные части:
1. Вступление
Часто его называют Executive Summary. Задача вступления – сжато отразить всю суть презентации.
2. Основная часть
Она в деталях раскрывает все аспекты решения и детализирует вступление.
3. Выводы
После каждой главы и в конце документа следует повторить ключевые идеи. Так ты логично донесешь их слушателям
Принцип S.M.A.R.T.
После разработки структуры можно приступать к контенту слайдов. Изначально принцип S.M.A.R.T. разрабатывался для постановки целей, но возможности его применения на этом не ограничиваются. S.M.A.R.T – это не то, как ты ставишь цели и даже не то, как оформляешь слайд с задачами. S.M.A.R.T. – это та идеология, с которой ты должен создавать каждую презентацию и каждый слайд.
S – Specific
Каждая презентация и каждый слайд должен выполнять определенную задачу. Если ты видишь, что слайд не несет за собой ценность для зрителя – смело удаляй.
M – Measurable
Факты и цифры помогут получить доверие аудитории и выступят в качестве аргументов для твоих идей.
A – Attainable
Какой бы амбициозной ни была твоя идея, старайся объяснить ее достижимость, иначе можешь потерять контакт со слушателями.
R – Relevant
Выбирай уместные способы отображения контента на каждом слайде.
T – Time-bound
Работай в четких временных рамках. Показывай зрителю, на каком этапе проекта находишься и когда планируешь достичь реализации своей идеи.
Принцип MECE
В конце нужно проработать оформление в контент самих идей – здесь поможет принцип MECE.
Его разработали консультанты McKinsey, вложив в него все знания в области коммуникаций и сторителлинга. Он позволяет эффективно донести решение любой проблемы.
Принцип заключается в том что все идеи, которые ты доносишь аудитории, должны быть:
Взаимоисключающими:
Пересечение идей вызовет ненужное дублирование информации, которая собьет с толку аудиторию. Старайся его избегать в своем тексте презентации.
Совместно исчерпывающими:
Идеи, которые ты освещаешь, должны затрагивать проблему целиком. Если что-то упустишь, то зритель обязательно это поймет и у него возникнет недоверие.
Сам принцип прост, но его применение не всегда очевидно:
Давай разберем пример сегментации клиентов банка с помощью принципа MECE. Сначала поделим всю совокупность клиентов на тех, кто имеет гражданство России, и тех, кто его не имеет. После этого разделим граждан на еще две группы по критерию использования консультаций. В итоге получились группы, которые не пересекаются друг с другом и охватывают всех клиентов банка. В твоей презентации «клиенты банка» - тема выступления, которую ты делишь на части.
Принципы Минто, S.M.A.R.T. и MECE помогут тебе создать лаконичный и эффективный текст для презентации. Главное – применяй их во всех своих проектах, и со временем ты обязательно увидишь результат.
Как ты структурируешь текст своих выступлений? Какие лайфхаки по созданию презентаций хочешь увидеть? Обязательно пиши в комментариях.
Больше материалов по созданию эффективных презентаций ты можешь найти на образовательной платформе Art of Viz Academy.