Нужны ли в будущем маркетологи?

Что будет с профессией после кризиса? Кто останется, а кто уйдет в другие специальности?

Юлия Воликова
Юлия Воликова

Кризис – это время возможностей, но не для всех. Кто-то выстрелит, а кто-то обанкротится, люди потеряют работы, сократятся зарплаты, потребительская активность снизится. Поэтому первое, что будут делать собственники – оптимизировать затраты. Чаще всего, бюджет на маркетинг режут в первую очередь. Почему это ошибка и что ждет маркетологов в будущем, рассказала Юлия Воликова, основательница сервиса для повышения эффективности маркетинга с искусственным интеллектом exeDrive.

В кризис возрастают требования к ценности, упаковке, пользе продукта, к тому, чтобы максимально экологично коммуницировать с потребителем. Поэтому тем, кто останется на рынке и новичкам, которые будут на него сейчас выходить, нельзя отказываться от маркетинга – это прямой путь к банкротству. Чтобы продавать, надо убеждать, продвигать, находить новые ниши, менять стратегию. И если Google может себе позволить урезать бюджет на маркетинг вдвое, то для большинства компаний это станет ударом, после которого придется несколько лет восстанавливаться. Другой вопрос, что фонд оплаты труда в любом случае сейчас будет сокращаться, поэтому зарплаты маркетологов на 20-30% упадут. Кроме того, кризис должен научить собственников лучше разбираться в продажах, считать эффективность, тщательнее выбирать в какой канал выгоднее инвестировать.

Маркетологам в эти сложные времена стоит задуматься, что они смогут предложить рынку через 5-10 лет. Как функция, маркетинг в обозримом будущем никуда не исчезнет, но профессия будет трансформироваться из-за автоматизации всех рутинных процессов. И пандемия сильно ускорит этот тренд. Еще год назад к сервису exeDrive относились со скепсисом – мол, это сложно, как доверять роботу, мы за людей. Но сейчас парадигма начинает меняться – оказывается, что автоматизация, которая идеально ложится на удаленку и недорого стоит, всем интересна.

Роботы уже могут многое. Например, заменить таргетологов – автоматом готовить офферы и рекламные кампании для Facebook. Или на основе структурированных баз данных сгенерировать потребительские инсайты, чтобы понять боли клиентов. То есть вместо проведения множества качественных и количественных исследований, мы можем просто подключиться к нескольким базам данных, зная, как их обработать и через какой техпроцесс пропустить, чтобы потом просто нажать на кнопку и увидеть 5-6 ключевых болей по определенной нише. Роботы лучше людей подходят для генерации вариантов, анализа и прогнозирования. Автоматизация удешевляет процессы, снижает требования к рядовым специалистам, урезает затраты на их зарплаты, на маркетинговые исследования и обучение.

Во время кризиса технологии позволяют более эффективно искать пути выхода. Представьте, что робот-маркетолог за считанные минуты анализирует огромные базы данных и находит новые ниши, помогает быстро и легко адаптироваться к новой реальности, выбрать более эффективный канал, оцифровать его, подсказывает, куда стоит инвестировать, дает простые и четкие рекомендации. Например, поработать с УТП, потому что нет нужных конверсий. В общем, представляет ясную цифровую картинку, направляет и помогает принимать решения.

Все это есть уже сегодня. Причем согласно Gartner, руководители пока используют лишь 58% всего потенциала доступных маркетинговых технологий. Так что с накоплением новых данных и совершенствованием алгоритмов роботы будут все сильнее наступать на пятки рядовым работникам. Поэтому тем, кто захочет остаться в профессии, нужно будет осваивать смежные скилы и развиваться в стратегов, фасилитировать, коучить, становиться транспрофессионалами.

В нынешних условиях постоянных изменений и турбулентности востребованными будут оставаться те продукты и услуги, которые несут в себе настоящую ценность для общества. Эту ценность как раз и формируют хорошие маркетологи. Правильные посылы, свежие идеи, продуманные ключевые свойства обеспечивают продажи, а технологии лишь инструмент в опытных руках. Поэтому для успешного взаимодействия бренда с аудиторией сегодня нужно помогать, сочувствовать, сотрудничать, коммуницировать с потребителями, отвечать на их запросы.

Наши ключевые преимущества перед роботами в том, что мы можем использовать эмпатию, интуицию, подключать человек-человек отношения, ошибаться и за счет этого придумывать креативные решения. И в ближайшие 50 лет эта ценность точно никуда не исчезнет. Например, я убеждена, что консалтинг, который сегодня сильно страдает от кризиса, в будущем трансформируется в некую бизнес-терапию, потому что собственникам будут нужны люди, которые их выслушают, направят, помогут выйти за рамки тоннельного мышления. То же самое с маркетологами – эффективные специалисты с бизнес-мышлением, которые будут видеть возможности в любом кризисе, находить новые ниши и быстро переупаковываться, останутся востребованы. Ни один робот пока еще не может написать полноценную антикризисную стратегию – для этого ему, как минимум, нужны все данные Google и субъективный опыт. Поэтому я бы не стала делать устрашающие прогнозы о смерти профессии маркетолога, но расслабляться точно не стоит. Просто трезво оцените задачи, которые вы выполняете, и подумайте, реально ли их заменить программой. Если да, время меняться.

33
4 комментария

Вы хороший сервис предлагаете. Но это для конкретных действий и для тактики. А стратегический маркетинг и анализ никогда не заменит шаблонная платформа и даже ИИ.

1
Ответить

Заменит,просто ещё не нашлось умов которые это сделали, или же такое уже есть но в крупных компаниях, и этот ии или по не выгодно распространять конкурентам. Хотя скорее всего если бы что-то такое было универсальное, то это уже бы продавали но за большие деньги, хотя такое и подобное есть, Но не полностью автоматизированное, не хватает людей знающие хорошо матан, аналитику, экономику, политику, маркетинг и программирование сразу, ну и кучу всего ещё. ИМХО

Ответить
Автор

Филипп, все верно) Суть как раз в том, чтобы маркетологи оставили рутинные задачи роботам, а сами сфокусировались на стратегических и креативных. 

1
Ответить

Как надоели подобные продающие статьи >_< Видишь интересный заголовок, заходишь почитать, а внутри разочарование. Хотите написать про сервис — так напишите о нём честно, какой-нибудь обзор или типо того и будут вам плюсы. Но не надо использовать эти дешевые методы, которыми все уже наелись.

1
Ответить