7 самых успешных бизнес-моделей цифровой эпохи

Создано ИИ Кандинский
Создано ИИ Кандинский

Первые два десятилетия этого века характеризуются тем, что цифровые предприниматели разрушают традиционные бизнес-модели в поисках новых способов получения прибыли и обслуживания клиентов.

Это стало возможным благодаря появлению нескольких новых волн технологий – от настольных компьютеров до интернета, мобильных устройств и облачных технологий. В будущем эти волны разрушений, похоже, будут продолжаться, поскольку новые прорывы, такие как искусственный интеллект (ИИ), продолжат пересматривать то, как мы делаем покупки, работаем, играем и живем.

Часто эти бизнес-модели используются в комбинации – например, поставщик программного обеспечения может предлагать "фримиум" версию, поддерживаемую за счет доходов от рекламы, и одновременно предлагать премиум-сервис без рекламы для тех, кто готов платить. Или такие компании, как Amazon, могут получать доход от электронной коммерции и одновременно выступать в качестве торговой площадки, где другие продавцы могут предлагать свои товары в обмен на долю прибыли.

Тот, кто хочет вести бизнес сегодня – или понять, как будут зарабатываться деньги завтра, – должен понимать фундаментальные модели, лежащие в основе цифровой экономики. Ниже приводится обзор некоторых из наиболее успешных и важных бизнес-моделей в цифровой среде, а также объяснение того, как технологии сделали каждую из них возможной.

1. Поддерживаемые рекламой (рекламная модель)

Бизнес-модель с рекламной поддержкой – одна из самых успешных в цифровой эпохе. Она стоит за развитием таких компаний, как Google и Facebook (здесь и далее, запрещена на территории РФ), которые подбирают пользователям продукты и услуги с помощью искусственного интеллекта и аналитики. Это стало возможным благодаря огромному количеству данных, которые можно получить от интернет-пользователей. Успех этих компаний объясняется концепцией «если вы не платите, то вы – товар». Во времена рекламы в газетах, на радио и телевидении сбор данных ограничивался информацией, полученной в ходе опросов аудитории и маркетинговых исследований. Сегодня каждый щелчок, переход, «нравится» и «поделиться», а также информация, которую мы напрямую предоставляем сайтам и сервисам, может быть использована для получения информации о нас. Эти данные собираются и продаются рекламодателям, которые используют их для прогнозирования того, какие продукты и услуги мы захотим купить.

2. Электронная коммерция

В самом простом виде это относится к компаниям, которые предлагают товары и услуги онлайн непосредственно покупателю. Сюда можно отнести таких гигантов, как Amazon и Alibaba, которые сами продают товары напрямую потребителям, но при этом работают как торговые площадки. Она также описывает тысячи небольших и нишевых предприятий, которые существуют сегодня и обычно работают через платформы и торговые площадки, такие как Amazon, Shopify, Etsy или Alibaba. Электронная коммерция – это очень удобный и доступный способ для любого человека начать продавать свою продукцию по всему миру, не заботясь о логистике и расходах на создание магазинов. Платформы и торговые площадки делают работу по созданию магазина и размещению товаров делом одного человека, а операторы электронной коммерции часто используют возможности рекламных платформ, таких как Google или Facebook, чтобы привлечь клиентов в свою нишу. В 2020 году объем мировой электронной коммерции оценивался примерно в 10 триллионов долларов, а к 2027 году ожидается рост до 27 триллионов долларов.

3. Freemium

Бизнес-модель freemium, как правило, предполагает бесплатное предоставление базовой версии продукта или услуги, но взимание платы с пользователей, если они хотят получить доступ к премиум-функциям. В качестве примера можно привести Spotify, который ограничивает возможности пользователей по прослушиванию музыки, если они не являются подписчиками, Dropbox, который предлагает бесплатным пользователям ограниченный объем хранения и передачи данных, LinkedIn, позволяющий всем желающим просматривать объявления о работе и размещать вакансии, но предоставляющий подписчикам расширенные аналитические функции для помощи в поиске и найме персонала, и Zoom, который ограничивает продолжительность встреч и количество участников для бесплатных пользователей.

Поставщики программного обеспечения как услуги (SaaS) для повышения производительности и организации рабочего места также часто используют модель freemium, предлагая индивидуальные или корпоративные лицензии пользователям, которые хотят получить доступ к полному набору функций без ограничений. Эта модель также популярна среди издателей игр, которые используют бесплатную версию, чтобы увлечь игроков, а затем привлекают их либо к подписке, либо к покупке отдельных функций или преимуществ на условиях по принципу «плати за игру».

Мы подготовили для вас подборку статей о бизнес-модели Freemium в нашем блоге на Дзен «Анализ бизнес-моделей».

4. Маркетплейс / Платформа

Эта модель охватывает как поставщиков услуг электронной коммерции, таких как Amazon и Alibaba, которые превратились в торговые площадки, где каждый может открыть свой бизнес. Она также охватывает более специализированные платформы, такие как eBay, Uber или AirBnB. Пользователи выигрывают от известности и финансового влияния этих платформ, которые часто используют аналитику и рекламные кампании для привлечения трафика в магазины или объявления своих клиентов. Для владельца маркетплейса или платформы выгода заключается в том, что ему даже не нужно самому предоставлять товар или услугу, и он может просто получать долю от каждого бизнеса, который продает через него.

5. Подписка (Subscribe)

Это относится к любому бизнесу, который взимает с клиентов регулярную плату. Изначально это обычно относилось к поставщикам услуг – таким, как Netflix, предлагающим фильмы по запросу, или Microsoft и Adobe, предлагающим пакеты подписки на программное обеспечение как услугу (SaaS), например Microsoft 365 или Adobe Creative Cloud. Однако все чаще розничные продавцы и производители товаров предлагают товары и расходные материалы по подписке. К ним относятся компании по доставке свежих продуктов на дом, такие как Hello Fresh и Gousto. Amazon – пример бизнеса, который охватывает весь спектр услуг: он предлагает цифровые сервисы, такие как видео, музыка и инфраструктура облачных вычислений, а также подписки на продукцию, которые доставляют физические товары прямо к дверям клиентов. Такая бизнес-модель позволяет организациям получать регулярный доход и одновременно развивать постоянные отношения с клиентами, а значит, предлагать различные продукты и услуги по мере изменения потребностей клиентов. Нишевые и независимые компании также могут выбрать получение дохода за счет подписки, воспользовавшись платформами подписок.

Мы подготовили для вас подборку статей о бизнес-модели подписка (subscribe) в нашем блоге на Дзен «Анализ бизнес-моделей».

6. Сайты-агрегаторы

Эта бизнес-модель предполагает поиск в Интернете компаний, предлагающих товары и услуги, а затем их объединение в удобный портал, где покупатели могут сравнить цены, характеристики и преимущества. Некоторые известные примеры включают Яндекс, Авито и Shopping.com. Другие агрегаторы специализируются на определенных рынках, например comparethemarket и moneysupermarket (страхование и финансовые услуги) и Expedia (отдых и путешествия). Вместо того чтобы взимать плату с компаний, которые рекламируют их товары на своих сайтах, эти компании получают доход от рефералов, которые им выплачивают, когда мы покупаем товары через них.

Мы подготовили для вас подборку статей о бизнес-модели агрегатор в нашем блоге на Дзен «Анализ бизнес-моделей».

7. Краудфандинг

Последняя бизнес-модель цифровой эпохи, которую мы не можем игнорировать – это краудфандинг. Крупные краудфандинговые сайты – такие как Kickstarter, Indiegogo и Gofundme – это платформы, предлагающие другим предприятиям возможность привлечь финансирование путем небольших пожертвований от большого количества людей. Сами краудфандинговые компании используют деньги, полученные через эти платформы, в качестве источника дохода, часто для запуска нишевых или прототипных продуктов. Другие сайты, такие как Patreon, позволяют авторам строить личные отношения со своей аудиторией, что часто позволяет им создавать постоянные продукты или услуги, такие как музыка, видео или писательская деятельность.

Подписывайтесь на наш телеграмм-канал, там вы найдете более 50 примеров бизнес-моделей.

11
Начать дискуссию