МТС Verse: как российская цифровая экосистема построила собственную метавселенную — от идеи до релиза
Хотели сделать тамагочи, а получилась цифровая вселенная. Рассказываем, как создавали МТС Verse.
Вовлекать пользователя во взаимодействие с брендом становится сложнее: флэт-дизайн уже неинтересен, а баннерная слепота защищает от потоков информации. Чтобы достучаться до потребителей, компаниям нужны дополнительные усилия и высокие технологии: геймплей, цифровой аватар и годная 3D-графика.
МТС одной из первых стала вовлекать аудиторию в пользование своими продуктами через виртуальное пространство.
15 мая на конференции «МТС Платформа 2024» экосистема представила новое цифровое пространство МТС Verse. Разработкой и реализацией занималось digital-агентство MOSAIC.
Рассказываем, как создавали МТС Verse, что у неё «под капотом» и почему виртуальный мир МТС Verse появился тогда, когда все отказались от этой идеи.
Проблема, которая стала возможностью
Сегодня аудитория вовлекается в продукт через геймификацию. На фоне роста скорости интернета, появления новых гаджетов и цифровых продуктов у брендов есть отличная возможность адаптироваться к новой реальности и вовлекать аудиторию в более плотное взаимодействие.
Бренды давно экспериментируют с метавселенными и пробуют зайти на игровые платформы с большой аудиторией — Roblox, Sandbox, Spatial — или запускают собственные экспериментальные проекты.
МТС выбрала второй путь по нескольким причинам:
- он даёт простор для фантазии и исследований;
- позволяет создавать новые форматы взаимодействия с пользователем и держаться на пике технологий;
- помогает повышать собственную экспертизу в передовых технологиях;
- нет ограничений со стороны платформы, её правил и возможностей.
Каких-то впечатляющих примеров метавселенных от брендов всё ещё не так много, а значит в этой нише можно экспериментировать.
Verse — это не первая коллаборация МТС и MOSAIC. Незаурядными в тандеме получились и проект «Доступ» с лимитированным контентом для зумеров, и МТС Live XR — первый в мире музыкальный интерактивный фестиваль такого масштаба в смешанной реальности.
Задача, которая «со звёздочкой»
Команде MOSAIC предстояло создать проект с долгосрочной перспективой развития, подчеркнуть экосистемность бренда и рассказать о продуктах МТС через продвинутую программу лояльности, геймификацию и внутриигровые активности.
В результате появился большой имиджевый продукт с perfomance-механиками, аналогов которому нет ни на российском, ни на мировом рынке.
Конечная цель проекта значительно шире: найти больше точек соприкосновения с аудиторией, стать более релевантной её запросам и подарить уникальные впечатления.
МТС Verse для компании — возможность попробовать себя на новой территории. С точки зрения целевой аудитории МТС Verse находится где-то между продвинутым поколением зумеров, которые любят всё новое и необычное, и поколением миллениалов, которые потребляют контент в уже стандартных форматах.
Идея, которую взяли и реализовали
Два года назад команда проекта придумала бота-тамагочи, который «питается» за счёт взаимодействия пользователя с продуктами экосистемы, но бота оказалось недостаточно.
Когда в мире случился бум метавселенных, команда решила выйти за пределы ботов и мини-аппов — так началась история МТС Verse.
Функционал, который работает
Создатели МТС Verse учли главные маркетинговые тренды последних лет — от аватаров до геймификации пользовательского опыта.
Попасть в цифровую вселенную просто: нужно перейти на сайт verse.mts.ru из любого современного браузера на смартфоне, планшете или другом гаджете.
Новое цифровое пространство бренда должно было стать этапом в программе лояльности, но на стадии реализации миссию расширили.
Сейчас в МТС Verse можно зарабатывать и тратить игровую валюту — коины. Например, купить билет на МТС Live или посмотреть фильм в KION. Скоро появится ещё одна функция — обмен коинов на кешбэк.
В нашем геймифицированном мире пользователи могут не только играть, но и решать свои задачи в рамках экосистемы МТС: подключать услуги, покупать билеты на концерты, обращаться в видеоподдержку. В дальнейшем появится больше возможностей. Мы делаем ставку на полноценное цифровое пространство, ведь за этим будущее.
Каждая интерактивная локация виртуального мира посвящена одному из цифровых продуктов МТС. Они выступают единой точкой входа в экосистему. Подробнее о локациях — в этой статье.
При создании стилистики локаций дизайнеры перебрали множество референсов. После обсуждений с заказчиком референсы адаптировали к задачам проекта.
Авторы вдохновлялись известными явлениями поп-культуры. Например, в локации Строки считывается мир «Интерстеллара», а в Лобби — вселенная «Звёздного пути» и другая классическая научная фантастика.
Не уходя со страницы, пользователь МТС Verse может познакомиться и повзаимодействовать со всеми продуктами и сервисами экосистемы. К тому же абоненты МТС могут управлять подключёнными услугами — и всё это в игровом формате с эффектом полного погружения.
Мы уверены, что тренд на метавселенные скоро вернётся и ещё покажет, на что способен. В нём будут интегрированы все технологические достижения последних лет не только в сфере AI, но и в области AR, как в Apple Vision Pro. К тому времени у МТС уже будет и опыт, и продукт, и звание первопроходца бренд-метавселенных в глобальных масштабах.
Сервис, который реально WOW
Вау-эффект заключается в том, что внутри метавселенной пользователи МТС могут получить полноценную видеоподдержку от консультанта бренда. На экране игрок будет видеть цифрового аватара, за которого выступает живой человек — специалист поддержки МТС.
За этой на первый взгляд несложной механикой стоит огромная работа: нужно привлечь несколько команд, технических и юридических специалистов. Уже вместе с ними просчитываются все аспекты экспериментального сервиса.
Подобные проекты если и есть, то чаще реализованы для внутренних клиентов и недоступны широкой аудитории, а также требуют адаптации графики и функционала под запросы пользователей.
Затраченные усилия того стоили: возможность поговорить с оператором по видео в реальном времени внутри виртуального мира — это совершенно иной уровень вовлечения аудитории и её пользовательского опыта.
Вызовы, которые были приняты
Разработка продукта оказалась в очень тесных рамках в виде технических ограничений, но со всеми вызовами команда справилась.
Первый вызов — движок и сама визуальная часть
Для создания интерактивной 3D-графики выбрали программный интерфейс WebGL. В мире эту технологию используют для демонстрации товаров, объектов, конфигураторов и других бизнес-задач.
Команда старалась выжать как можно больше из графических возможностей браузеров, чтобы МТС Verse давала пользователю ощущение качественной 3D-игры. И это получилось: из WebGL вытащили такой потенциал, о котором не подозревали даже его создатели.
Главная сложность состояла в том, чтобы заставить метавселенную полноценно работать с учётом строгих технических ограничений веб-браузера и, главное, на мобильных устройствах.
Это стало возможным благодаря уменьшению веса моделей и их упрощению до состояния, когда визуально модель не теряет форму, но при этом технически состоит из меньшего количества деталей.
Это очень сложная и кропотливая работа: надо прописать специфические шейдеры, эффекты, оптимизировать модели и анимации. Вообще браузеры для подобного на данный момент особо не предназначены, поэтому в процессе работы ожидаемо возникали сложности с оптимизацией. Но мы сделали это.
Требований к создаваемой метавселенной было много: проект проходил экспертизу качества как полноценный продукт МТС. В работе задействовали большое количество тестовых устройств, исправили сотни багов. В результате на момент запуска проекта все современные гаджеты и браузеры поддерживают МТС Verse.
При этом даже в мобильных устройствах новое цифровое пространство бренда выглядит достойно: этому поспособствовал и кросс-браузерный JavaScript-фреймворк Babylon.js. Он позволил команде добиться качественного отображения 3D-графики в браузере без использования сторонних плагинов и дополнений.
Что касается бэкенда, было важно подключить мультиплеер так, чтобы сервер выдерживал экстремально высокие нагрузки. Для этого задействовали несколько языков программирования, сложную развёрнутую архитектуру, множество серверов защиты, контроля трафика и другие важные аспекты.
Второй вызов — комплексная организация серверной архитектуры
То есть распределение нагрузки. У МТС Verse достаточно жёсткие KPI по количеству пользователей, одновременно находящихся онлайн (до нескольких тысяч человек на текущем этапе), а также по количеству открытых игровых сессий.
На выходе получается сложная распределённая архитектура вычислений данных параметров. Всё это накладывается на определённые ограничения российского рынка в плане безопасности, логирования и соответствия различным стандартам.
Третий вызов — интеграция
Чтобы МТС Verse стала частью экосистемы, ряд собственных разработок МТС нужно было интегрировать:
- МТС ID для входа в метавселенную;
- МТС Линк для сервиса видеоподдержки;
- МТС Cashback для обмена на цифровую валюту;
- МТС Cloud для хостинга;
- МТС Оплата, которую игрок может подключить прямо в метавселенной и далее оплачивать зарубежные игры и сервисы.
Именно поэтому продакшн-команда проекта максимально плотно работала с командами данных продуктов.
Команда метавселенной
Со стороны МТС, помимо основной команды проекта и отделов спецпроектов и медиа, на разных этапах было задействовано 11 продуктовых отделов: МТС ID, МТС Premium, KION, МТС Музыка, МТС Live, МТС Лейбл, Строки, МТС Cashback, МТС Cloud, МТС Линк.
Со стороны агентства MOSAIC в укрощении технологий и создании МТС Verse участвовали 20 человек: дизайнеры, 3D-дизайнеры, разработчики, программисты и верстальщики.
Изначально пространство метавселенной должно было выглядеть иначе. Но в процессе команда изменила формат работы и постаралась выжать максимум из графических возможностей проекта.
Цифры, которые вместо тысячи слов
Идея МТС Verse переросла сама себя: из рекламного геймифицированного спецпроекта команда создала высокотехнологичный продукт со сбалансированной красивой графикой и производительностью.
Грандиозные усилия, глубокий анализ и множество тестов помогли сделать продукт, который стал доступен огромному числу пользователей. И это стало одним из ключевых бизнес-преимуществ.
Проект задаёт тренд и тон всей индустрии — в этом МТС и MOSAIC единогласны.
Команда МТС Verse уверена, что эксперимент не останется без внимания больших брендов и корпораций. Наверняка кто-то захочет создать нечто подобное, но звание первопроходца останется у МТС.
Мы готовы тестировать гипотезы, измерять отклик, учитывать фидбэк аудитории и развивать МТС Verse. Напишите в комментариях, чего вы ждёте от метавселенных!
Как? За деньги и людей.
Кому это нужно, кроме того, кто придумал идею? Вопрос.