МТС Verse: как российская цифровая экосистема построила собственную метавселенную — от идеи до релиза

Хотели сделать тамагочи, а получилась цифровая вселенная. Рассказываем, как создавали МТС Verse.

МТС Verse: как российская цифровая экосистема построила собственную метавселенную — от идеи до релиза

Вовлекать пользователя во взаимодействие с брендом становится сложнее: флэт-дизайн уже неинтересен, а баннерная слепота защищает от потоков информации. Чтобы достучаться до потребителей, компаниям нужны дополнительные усилия и высокие технологии: геймплей, цифровой аватар и годная 3D-графика.

МТС одной из первых стала вовлекать аудиторию в пользование своими продуктами через виртуальное пространство.

15 мая на конференции «МТС Платформа 2024» экосистема представила новое цифровое пространство МТС Verse. Разработкой и реализацией занималось digital-агентство MOSAIC.

Рассказываем, как создавали МТС Verse, что у неё «под капотом» и почему виртуальный мир МТС Verse появился тогда, когда все отказались от этой идеи.

Тизерный ролик МТС Verse, который погружает аудиторию в атмосферу нового цифрового пространства

Проблема, которая стала возможностью

Сегодня аудитория вовлекается в продукт через геймификацию. На фоне роста скорости интернета, появления новых гаджетов и цифровых продуктов у брендов есть отличная возможность адаптироваться к новой реальности и вовлекать аудиторию в более плотное взаимодействие.

Бренды давно экспериментируют с метавселенными и пробуют зайти на игровые платформы с большой аудиторией — Roblox, Sandbox, Spatial — или запускают собственные экспериментальные проекты.

МТС выбрала второй путь по нескольким причинам:

  • он даёт простор для фантазии и исследований;
  • позволяет создавать новые форматы взаимодействия с пользователем и держаться на пике технологий;
  • помогает повышать собственную экспертизу в передовых технологиях;
  • нет ограничений со стороны платформы, её правил и возможностей.

Каких-то впечатляющих примеров метавселенных от брендов всё ещё не так много, а значит в этой нише можно экспериментировать.

Verse — это не первая коллаборация МТС и MOSAIC. Незаурядными в тандеме получились и проект «Доступ» с лимитированным контентом для зумеров, и МТС Live XR — первый в мире музыкальный интерактивный фестиваль такого масштаба в смешанной реальности.

Основное об МТС Verse на одном слайде
Основное об МТС Verse на одном слайде

Задача, которая «со звёздочкой»

Команде MOSAIC предстояло создать проект с долгосрочной перспективой развития, подчеркнуть экосистемность бренда и рассказать о продуктах МТС через продвинутую программу лояльности, геймификацию и внутриигровые активности.

В результате появился большой имиджевый продукт с perfomance-механиками, аналогов которому нет ни на российском, ни на мировом рынке.

Конечная цель проекта значительно шире: найти больше точек соприкосновения с аудиторией, стать более релевантной её запросам и подарить уникальные впечатления.

МТС Verse для компании — возможность попробовать себя на новой территории. С точки зрения целевой аудитории МТС Verse находится где-то между продвинутым поколением зумеров, которые любят всё новое и необычное, и поколением миллениалов, которые потребляют контент в уже стандартных форматах.
Артемий Мясоедов, менеджер проекта (МТС)
Задач «со звёздочкой» было много. Например, оптимизировать графику так, чтобы она одинаково хорошо воспринималась и в браузере, и на смартфоне
Задач «со звёздочкой» было много. Например, оптимизировать графику так, чтобы она одинаково хорошо воспринималась и в браузере, и на смартфоне

Идея, которую взяли и реализовали

Два года назад команда проекта придумала бота-тамагочи, который «питается» за счёт взаимодействия пользователя с продуктами экосистемы, но бота оказалось недостаточно.

Когда в мире случился бум метавселенных, команда решила выйти за пределы ботов и мини-аппов — так началась история МТС Verse.

Функционал, который работает

Создатели МТС Verse учли главные маркетинговые тренды последних лет — от аватаров до геймификации пользовательского опыта.

Попасть в цифровую вселенную просто: нужно перейти на сайт verse.mts.ru из любого современного браузера на смартфоне, планшете или другом гаджете.

Пользователь может выбрать одного из предложенных аватаров и придумать ему имя
Пользователь может выбрать одного из предложенных аватаров и придумать ему имя

Новое цифровое пространство бренда должно было стать этапом в программе лояльности, но на стадии реализации миссию расширили.

Сейчас в МТС Verse можно зарабатывать и тратить игровую валюту — коины. Например, купить билет на МТС Live или посмотреть фильм в KION. Скоро появится ещё одна функция — обмен коинов на кешбэк.

В МТС Verse тоже можно майнить коины и получать призы. Но функционал шире классической тапалки
В МТС Verse тоже можно майнить коины и получать призы. Но функционал шире классической тапалки
В нашем геймифицированном мире пользователи могут не только играть, но и решать свои задачи в рамках экосистемы МТС: подключать услуги, покупать билеты на концерты, обращаться в видеоподдержку. В дальнейшем появится больше возможностей. Мы делаем ставку на полноценное цифровое пространство, ведь за этим будущее.
Валерий Копытин, руководитель направления по работе с молодёжью департамента мар

Каждая интерактивная локация виртуального мира посвящена одному из цифровых продуктов МТС. Они выступают единой точкой входа в экосистему. Подробнее о локациях — в этой статье.

При создании стилистики локаций дизайнеры перебрали множество референсов. После обсуждений с заказчиком референсы адаптировали к задачам проекта.

Авторы вдохновлялись известными явлениями поп-культуры. Например, в локации Строки считывается мир «Интерстеллара», а в Лобби — вселенная «Звёздного пути» и другая классическая научная фантастика.

Так выглядит рабочий документ с концепцией одной локации «Кинотеатр»
Так выглядит рабочий документ с концепцией одной локации «Кинотеатр»

Не уходя со страницы, пользователь МТС Verse может познакомиться и повзаимодействовать со всеми продуктами и сервисами экосистемы. К тому же абоненты МТС могут управлять подключёнными услугами — и всё это в игровом формате с эффектом полного погружения.

Мы уверены, что тренд на метавселенные скоро вернётся и ещё покажет, на что способен. В нём будут интегрированы все технологические достижения последних лет не только в сфере AI, но и в области AR, как в Apple Vision Pro. К тому времени у МТС уже будет и опыт, и продукт, и звание первопроходца бренд-метавселенных в глобальных масштабах.

Андрей Рыбушкин, аккаунт-директор MOSAIC, креативный директор проекта МТС Verse

Сервис, который реально WOW

Вау-эффект заключается в том, что внутри метавселенной пользователи МТС могут получить полноценную видеоподдержку от консультанта бренда. На экране игрок будет видеть цифрового аватара, за которого выступает живой человек — специалист поддержки МТС.

За этой на первый взгляд несложной механикой стоит огромная работа: нужно привлечь несколько команд, технических и юридических специалистов. Уже вместе с ними просчитываются все аспекты экспериментального сервиса.

Подобные проекты если и есть, то чаще реализованы для внутренних клиентов и недоступны широкой аудитории, а также требуют адаптации графики и функционала под запросы пользователей.

Затраченные усилия того стоили: возможность поговорить с оператором по видео в реальном времени внутри виртуального мира — это совершенно иной уровень вовлечения аудитории и её пользовательского опыта.

Вызовы, которые были приняты

Разработка продукта оказалась в очень тесных рамках в виде технических ограничений, но со всеми вызовами команда справилась.

Первый вызов — движок и сама визуальная часть

Для создания интерактивной 3D-графики выбрали программный интерфейс WebGL. В мире эту технологию используют для демонстрации товаров, объектов, конфигураторов и других бизнес-задач.

Команда старалась выжать как можно больше из графических возможностей браузеров, чтобы МТС Verse давала пользователю ощущение качественной 3D-игры. И это получилось: из WebGL вытащили такой потенциал, о котором не подозревали даже его создатели.

Главная сложность состояла в том, чтобы заставить метавселенную полноценно работать с учётом строгих технических ограничений веб-браузера и, главное, на мобильных устройствах.

Это стало возможным благодаря уменьшению веса моделей и их упрощению до состояния, когда визуально модель не теряет форму, но при этом технически состоит из меньшего количества деталей.

Это очень сложная и кропотливая работа: надо прописать специфические шейдеры, эффекты, оптимизировать модели и анимации. Вообще браузеры для подобного на данный момент особо не предназначены, поэтому в процессе работы ожидаемо возникали сложности с оптимизацией. Но мы сделали это.

Андрей Гафаров, технический директор команды (MOSAIC)

Требований к создаваемой метавселенной было много: проект проходил экспертизу качества как полноценный продукт МТС. В работе задействовали большое количество тестовых устройств, исправили сотни багов. В результате на момент запуска проекта все современные гаджеты и браузеры поддерживают МТС Verse.

Примеры локаций и персонажей МТС Verse (work in progress), над которыми часами работала команда проекта для оптимизации метавселенной
Примеры локаций и персонажей МТС Verse (work in progress), над которыми часами работала команда проекта для оптимизации метавселенной

При этом даже в мобильных устройствах новое цифровое пространство бренда выглядит достойно: этому поспособствовал и кросс-браузерный JavaScript-фреймворк Babylon.js. Он позволил команде добиться качественного отображения 3D-графики в браузере без использования сторонних плагинов и дополнений.

Что касается бэкенда, было важно подключить мультиплеер так, чтобы сервер выдерживал экстремально высокие нагрузки. Для этого задействовали несколько языков программирования, сложную развёрнутую архитектуру, множество серверов защиты, контроля трафика и другие важные аспекты.

Второй вызов — комплексная организация серверной архитектуры

То есть распределение нагрузки. У МТС Verse достаточно жёсткие KPI по количеству пользователей, одновременно находящихся онлайн (до нескольких тысяч человек на текущем этапе), а также по количеству открытых игровых сессий.

На выходе получается сложная распределённая архитектура вычислений данных параметров. Всё это накладывается на определённые ограничения российского рынка в плане безопасности, логирования и соответствия различным стандартам.

Третий вызов — интеграция

Чтобы МТС Verse стала частью экосистемы, ряд собственных разработок МТС нужно было интегрировать:

  • МТС ID для входа в метавселенную;
  • МТС Линк для сервиса видеоподдержки;
  • МТС Cashback для обмена на цифровую валюту;
  • МТС Cloud для хостинга;
  • МТС Оплата, которую игрок может подключить прямо в метавселенной и далее оплачивать зарубежные игры и сервисы.

Именно поэтому продакшн-команда проекта максимально плотно работала с командами данных продуктов.

Рабочий документ с таск-трекингом проекта. В ходе разработки МТС Verse было поставлено и решено X задач. А количество сообщений в одном из проектных чатов перевалило за 150 тысяч!
Рабочий документ с таск-трекингом проекта. В ходе разработки МТС Verse было поставлено и решено X задач. А количество сообщений в одном из проектных чатов перевалило за 150 тысяч!

Команда метавселенной

Со стороны МТС, помимо основной команды проекта и отделов спецпроектов и медиа, на разных этапах было задействовано 11 продуктовых отделов: МТС ID, МТС Premium, KION, МТС Музыка, МТС Live, МТС Лейбл, Строки, МТС Cashback, МТС Cloud, МТС Линк.

Со стороны агентства MOSAIC в укрощении технологий и создании МТС Verse участвовали 20 человек: дизайнеры, 3D-дизайнеры, разработчики, программисты и верстальщики.

Команда разработки выложилась и не подвела. Вот примеры того, как трансформировался мир МТС Verse в ходе работы: Сайт проекта / Локация Лобби / Локация Марафон / Локация Строки / Локация Хранилище
Команда разработки выложилась и не подвела. Вот примеры того, как трансформировался мир МТС Verse в ходе работы: Сайт проекта / Локация Лобби / Локация Марафон / Локация Строки / Локация Хранилище
Изначально пространство метавселенной должно было выглядеть иначе. Но в процессе команда изменила формат работы и постаралась выжать максимум из графических возможностей проекта.

Степан Бурлаков, арт-директор проекта (Freeger)

Цифры, которые вместо тысячи слов

Идея МТС Verse переросла сама себя: из рекламного геймифицированного спецпроекта команда создала высокотехнологичный продукт со сбалансированной красивой графикой и производительностью.

Грандиозные усилия, глубокий анализ и множество тестов помогли сделать продукт, который стал доступен огромному числу пользователей. И это стало одним из ключевых бизнес-преимуществ.

Проект задаёт тренд и тон всей индустрии — в этом МТС и MOSAIC единогласны.

Команда МТС Verse уверена, что эксперимент не останется без внимания больших брендов и корпораций. Наверняка кто-то захочет создать нечто подобное, но звание первопроходца останется у МТС.

Мы готовы тестировать гипотезы, измерять отклик, учитывать фидбэк аудитории и развивать МТС Verse. Напишите в комментариях, чего вы ждёте от метавселенных!

4
1
1 комментарий

Как? За деньги и людей.

Кому это нужно, кроме того, кто придумал идею? Вопрос.