CRM-системы для автосервисов и автодилеров

Для автодилеров, имеющих собственные сервисные центры, а также автосервисов, наличие специализированной CRM-системы просто необходимо. Говоря о специализированной CRM для автосервисов, конечно же, речь идет о таком решении, которое бы отражало всю специфику данного вида бизнеса – например, например, необходимость подбора запчастей, учета конструкции транспортного средства в зависимости от марки и модели и т.д.

Ниже представлены основные модули, которые должна содержать CRM-система для автосервисов и автодилеров с сервисными центрами.

CRM-системы для автосервисов и автодилеров

Клиентская база

Структурированная клиентская база объединяет множество редактируемых карточек клиентов. По каждому клиенту ведется история взаимодействия, включая:

  • ФИО (полностью или частично)
  • Марка, модель, год выпуска авто и его VIN номер
  • Данные о ведении клиента по воронке продаж
  • История записей, ремонтов, сервисного обслуживания и иных обращений
  • Документы (акты приемки-передачи, счета, договора и т.д.)
  • Вся хроника общения с клиентом, включая sms-сообщения, переписка в мессенджерах, запись телефонных звонков
Соответственно, необходимо реализовать интеграции с такими модулями как Запись, Чат, Звонки, Документы.

Каталог услуг

Является неким пунктом быстрого доступа к перечню реализуемых услуг и включает, как минимум, перечень наиболее востребованных и стандартизированных из них. Наличие данного модуля позволит обеспечить более высокую скорость работы менеджеров, так как по заявкам на типовые работы им не придется лезть в справочник норм времени.

Содержит базовые карточки предлагаемых услуг – т.е. перечень услуг, без конкретизации по выполняемым работам и нормам времени.

Для сервисных центров при автосалонах – целесообразно сделать разбивку на гарантийное и постгарантийное обслуживание, плановое ТО и т.д.

Запись

Отсюда менеджер может вести запись клиентов на тест драйвы или сделки по оформлению договоров купли-продажи автомобиля (для автодилеров), записи на различные услуги.

При разработке и настройке модуля необходимо учитывать количество механиков по каждому виду сервиса, фонд оборудования и т.д. Иными словами, необходимо обеспечить защиту от овербукинга, когда записано на определенное время слишком много клиентов, тогда как ограниченность вследствие количества механиков или пропускная способность оборудования не позволяет выполнить данные работы в указанный срок.

Также можно реализовать систему самостоятельной записи клиентами через специальную форму на сайте компании или мобильное приложение (при наличии).

Модуль интегрируется с каталогом услуг, календарем и справочниками, где отражаются нормы времени на каждую из услуг

Воронка продаж

Можно интегрировать с сервисами и клиентской базой в части данных об автомобиле и истории сервисного обслуживания. Также можно реализовать и настроить автоматическое создание воронки продаж: например, при истечении заданного периода времени после прохождения клиентом очередного ТО система автоматически создает воронку продаж по клиенту, направляя советующее уведомление менеджерам в систему управления проектами канбан, а также уведомление клиенту о необходимости записи на сервисное обслуживание.

Также целесообразным является реализация функции фиксации обращения потенциального клиента с автоматическим созданием воронки.

Движение каждой заявки и каждой созданной воронки должно отслеживаться с автоматическим уведомлением менеджеров о наступлении дедлайнов и необходимости совершении определенных действий, требующихся для продвижения клиента по воронке.

Чат

Может быть выполнен в виде двух отдельных блоков – для взаимодействия с клиентами и внутри организации.

Для общения с клиентами необходима интеграция с мессенджерами и иными имеющимися каналами текстового общения. Для ведения хроники переписки модуль интегрируется с клиентской базой. Также полезно реализовать интеграцию с воронкой продаж – для автоматической фиксации и продвижения по воронке.

Звонки

Является важным инструментом взаимодействия с клиентами. Для обеспечения рабочего функционала интегрируется с операторами IP-телефонии.

Для получения доступа к контактам клиента, а также ведения истории взаимодействия, модуль интегрируется с клиентской базой.

Сервис

Реализуется в виде канбан-доски, куда попадают все созданные задачи – от созданных заявок до конкретных заказов. Возможно, целесообразно сделать разбивку на два отдельных блока – для менеджеров и для персонала гаража.

По каждому виду услуг можно организовать ведение истории записей на услугу с детализацией как минимум на дату и время, а также модель, марку и VIN номер обслуживаемого транспортного средства.

Модуль складского учета

Необходим для управления закупками, учета поступления, наличия, и расходования всех необходимых материалов и инструментов – от кофе и сахара до болтов, сальников, гаечных ключей и т.д.

Важными моментами здесь являются:

  • Возможность управления стеллажами, учета перемещений
  • Возможность работы с приходными и расходными документами
  • Возможность работы и оформления «под заказ»
  • Недопущение формирования отрицательных складских остатков
  • Возможность учета операций по возврату товара поставщику
  • Реализации возможности поиска и учета кроссов
  • Моментальное отражение остатков

Справочники

По сути, это база данных по нормам времени на различные виды работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств в зависимости от марки транспортного средства, а иногда и года выпуска.

Можно работать с собственной базой норм, если она уже собрана и наработана (или собрать и наработать с нуля, напрямую от производителей, начиная с наиболее массовых видов сервиса и марок авто).

Так же можно реализовать интеграцию со специализированными сервисами, позволяющими получить доступ к соответствующим базам технических данных, например, TecRMI.

Модуль проценки автозапчастей

Проценка является одним из важнейших бизнес-процессов, присущих независимым автосервисам и авторизированным сервисным центрам. Например, при заявке на замену каких-либо деталей недостаточно просто просчитать нормы времени и оценить стоимость работ – зачастую нужно также просчитать стоимость непосредственно самой детали. Для этого и нужен модуль проценки.

Модуль может быть реализован в одном из двух вариантов:

  • Интеграция непосредственно с поставщиками, с которыми у организации налажены партнерские отношения или которые рассматриваются в качестве приоритетных и наиболее надежных
  • Интеграция со специализированными сервисами проценки, например, таких как QWEP, ABCP, NIRAX, Laximo, Веб-прайс.рф и т.д.
Отметим, что вариант интеграции со специализированными сервисами, как правило, влечет за собой дополнительные затраты на покупку соответствующих программ и доступа к базе поставщиков.

При разработке бизнес-логики данного модуля, целесообразным является обратить внимание на следующие аспекты:

  • Обеспечение интеграции с собственным складом и включении его в базу при проценке
  • Возможность поиска и проценки кроссов как в рамках склада, так и в базах поставщиков
  • Сохранение истории проценок, в особенности с привязкой к клиентской заявке
  • Полезным функционалом является возможность осуществления проценки без создания заявки

Документы

Модуль содержит инструменты, необходимые для документационной работы, включая шаблоны типовых договоров, актов приемки-передачи выполненных работ, накладные, счета-фактуры и т.д.

Для обеспечения возможности формирования счетов, необходимо обеспечить интеграцию данного модуля с модулем проценки и справочником.

Финансы

С одной стороны, в модуле должен быть блок, отражающий работу с клиентами – например, здесь менеджер может увидеть сформированные счет-фактуры на оплату по выполненным работам. С другой стороны, здесь должен быть блок, отражающий работу с поставщиками.

Естественно, по первому блоку здесь необходима интеграция с онлайн-кассой, по второму блоку – с бухгалтерией.

Аналитика

Сильная аналитика нужна любой компании, и автодилер, сервисные центры и автосервисы не являются исключением. Данный модуль должен позволять формировать подробные отчеты по всем бизнес-процессам, которые отражены в CRM.

Соответственно, при разработке данного модуля необходимо реализовать интеграцию с остальными модулями системы.

Заключение

В заключении следует отметить, что именно наличие модулей проценки, складского учета, справочника и так далее делает CRM-систему решением, которое действительно полезно и жизнеспособно в условиях рассматриваемого бизнеса автосервисных центров и мастерских.

Кроме того, несмотря на то, что на рынке существует не один десяток готовых CRM-систем, заявленных как CRM для автосервисов, большинство из них не охватывает всех рассмотренных выше бизнес-процессов, а лишь учитывает некоторые из них.

В отличие от готовых коробочных решений, разработка CRM-системы на заказ позволит создать решение, которое не только будет заточено под деятельность автосервисов в целом, но и будет учитывать специфику именно Вашего автосервиса.
22
1 комментарий

“Интеграция со специализированными сервисами проценки, например, таких как QWEP, ABCP, NIRAX, Laximo, Веб-прайс.рф и т.д.”


Laximo - это каталоги для автозапчастей причем , одни из самых дорогих.

ABCP - это платформа для создания магазина авто запчастей , такая же как и zap-shop , parts-soft , zap-trade - У них полноценные сайты со встроенными crm, готовые решения под ключ по большому счету

Остальные примеры это отдельные программы похожие на crm

Ответить